Культура западного Средневековья как традиционный тип культуры

Принято считать, что выражение «Средние века» появилось XV в. у итальянских гуманистов, им обозначали эпоху, которая находилась между античностью и Новым временем. Хронологические рамки западного Средневековья охватывают более 11 столетий: Раннее (V – X вв.); Высокое (XI – XV вв.); Позднее (XVI – первая половина XVII в.).

В этот период в Европе преобладало сельское население, что сказалось на способе видения мира, который был свойственен земледельцу, доминировал в общественном сознании и поведении. Можно выделить следующие типологические черты культуры аграрного общества:

· культура ориентирована на традицию;

· социальная структура общества иерархична;

· господствует религиозная картина мира.

В традиционном аграрном обществе традиция выступает основным механизмом трансляции знаний. Поскольку в основе этого типа социальности лежит земледелие, которое дает возможность отказаться от сложных навыков коллективного поведения, то нововведения здесь отрицаются.

В этом обществе все передавалось из поколения в поколение, завещалось «мудрецом» только тому, кого он считал достойным наследовать определенные знания или тайну, все передавалось из уст в уста. Ж. Ле Гофф приводит в качестве примера надпись на манускрипте, которая раскрывает эту преемственность, определяющую ценность культуры, передаваемой через традицию: «Теодор Монах и аббат Адриен учили искусству грамматики Альдельхельма, Альдельхельм обучал Беду, Беда (через посредство Эгберта) обучал Алкуина, тот учил Храбана и Смарагда, а тот Теодульфа, после которого идут Херик, Хукбальд, Ремигий и его многочисленные последователи» [5 с. 395 - 396].

Человек средневековья во всем опирался на прошлое, на опыт предшественников. Особенно значимы в этом обществе были те, кого считали авторитетами.

Авторитеты управляли духовной жизнью. Средневековая этика преподавалась при помощи стереотипных историй, которые являлись иллюстрацией урока и постоянно повторялись моралистами. Эти сборники примеров составляли однообразный ряд средневековой нравоучительной литературы.

Обязательная ссылка на авторитеты в основном проявилась в духовной и интеллектуальной сфере, которая была строго регламентирована, т. к. изобретать считалось грехом. Всеобщим авторитетом являлось Писание, к нему добавлялся и авторитет отцов церкви. В действительности этот авторитет воплощался в цитатах, которые как бы превращались в «достоверную» точку зрения и сами начинали играть роль «авторитетов». Но поскольку суждения авторитетов не всегда были ясны, то их проясняли глоссами, толкованиями, эти толкования также должны были исходить от «достоверного автора». Глоссы очень часто заменяли собой первоисточник, к ним обращались и из них чаще всего делали заимствования. Знания оказывались мозаикой цитат, которые называли «сентенциями». Сборник авторитетов – это совокупность таких сентенций.

Особую мощь сила традиции имела в общественном устройстве. В основе феодального права лежал обычай, кутюма. Кутюма – это право, установленное силой, которой достаточно долго удавалось заставить молчать тех, кто не согласен. Корни этого обычая уходили к самым истокам коллективной памяти. Например, если при разборе спорной ситуации необходимо было доказать свою правоту, то одна из сторон опиралась на опрос осведомленных людей, которых спрашивали, что говорит на этот счет традиция. У знати гарантией почетности была, прежде всего, древность рода. Яркой иллюстрацией средневекового сознания является фраза: «Господь наш не только был Сыном Божьим, но еще и происходил из прекрасной семьи».

Таким образом, мы видим, что культура средневекового Запада относится к традиционному типу культуры, в нем жизнью, прежде всего, управляет традиция и обычай, что позволяет обществу не меняться в течении длительного времени, нововведения не значимы.

Наши рекомендации