Понятие культуры и основные подходы к определению ее сущности. 2 страница
Следующий представитель концепции циклической культуры - Арнольд Тойнби (Брит.) «Постижение истории» - 12-томная работа. В своём труде исследования истории А.Тойнби первоначально выделил 21 цивилизацию. А ко времени окончании его работы их число дошло до 37. Существующих ныне цивилизаций Арнольд Тойнби насчитал 7: западная, православная, индуистская, китайская, дальневосточная (японская, корейская), иранская, арабская. В этой работе фрагментально рассматривает проблемы развития культуры. Интересна его культурологическая теория – все и цивилизации развиваются по правилу «вызов-ответ». Ответ на вызов готовит творческое меньшинство, которое составляет элиту общества (президенты, политики, философы, учёные, военачальники). Творческое меньшинство взаимодействует с пассивным большинством по схеме: «отход-возврат». Главное, чтобы разработанную программу поддержало пассивное большинство. Если пассивное большинство не поддержало, то наступает надлом, кризис цивилизации, и тогда эта цивилизация становится придатком соседней, более сильной цивилизации.
Дальше Тойнби поставил перед собой цель найти универсальную цивилизацию (которая развивалась бы непрерывно 15 тыс. лет), чтобы проследить все стадии развития и угасания. Выделил две – античную и диаспорическую (евреи, армяне, ливантийцы) цивилизации. Он выяснил, что где бы эти народы не проживали – они всегда сохраняют свой язык и свою культуру. Тойнби предлагает ввести новую мировую религию, для выхода из кризиса цивилизации. Новая религия должна быть основана на пантеизме – присутствия бога во всем.
Другие философы ему подсказали, что следует обратить внимание на китайскую цивилизацию и он согласился.
Историко-культурная концепция «Осевого времени» Карла Ясперса
В своей одной из наиболее ранних работ «Истоки истории и её цель» Карл Ясперс выдвинул положение о ценности азиатской культуры, коммуникация с которой имеет для Запада не только чисто познавательное значение, но и способствует постижению общечеловеческих глубинных духовных процессов, которые хорошо отражены в азиатской культуре, но не получили распространения в западной культуре. В своей работе «Смысл истории» Карл Ясперс разработал категорию осевого времени. Ось мировой истории культур по Ясперсу проходит между архаической (первобытной) и цивилизационной культурой. Осевое время более древнее, чем рождение Христа – 8 - 2 столетие до нашей эры. Тогда возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каким он есть.
В Осевое время произошел «самый резкий поворот в истории и мировой культуре, появился человек такого типа, который сохранился и по сей день». В Китае в это время жили Конфуций и Лао-Цзы, возникли все направления китайской философии. В индии – Будда и буддизм. Также были написаны упанишады. В Греции жили философы – Платон, Аристотель, Сократ. Палестина – Илья, Исайя, Иеремия. Как видим в Осевое время вместо мифологии пришла наука, философия, зарождаются все мировые религии.
В Осевое время произошла специализация мировых философий. Например, древнегреческая философия в центр внимания поставила космос. В результате из фокуса внимания европейской культуры выпал человек. Древнеиндийская философия в центр внимания поставила человека. Китайская философия в центр внимания поставила семью как основу государства. Отсюда следует единство культурного процесса.
Многие философы старались ответить, что заставило людей на разных континентах поставить перед собой такие глобальные вопросы. Считается, что причина всему – индоевропейцы, изобретение железа.
Психоаналитическая концепция. Родоначальником является Зигмунд Фрейд – австрийский врач, психиатр, психолог.
Психоанализ – метод психотерапии и психологическое учение, которые ставили в центр внимания бессознательные психологические процессы. Сознание – регулятор человеческого поведения. За ним находится бессознательное: пласт непреодолимых желаний, запретных, неприемлемых для цивилизованного общества. Они (непреодолимые желания) обнаруживают себя в оговорках, сновидениях. В их выявлении ради лечения невроза и заключается психоанализ как научный метод, который позволяет путём гипноза, изучение свободных ассоциаций, слов человека сделать доступным сознание бессознательное психики человека.
Не будучи философом, австрийский невропатолог создал культурологическую концепцию. «Тотем и табу» - его первая работа. «Массовая психология и анализ человеческого «Я»», «Будущее одной иллюзии». Фрейд трактует культуру, как результат человеческой деятельности, которые помогают нам выжить в природе и отличают нас от наших перво-предков из животного мира.
В модели человека Фред выделил 3 психологических уровня:
1) Я (эго) – компонент психической структуры, ответственный за принятие решений. Именно эго анализирует окружающую действительность и действует сообразно результатам этого анализа. Это исполнительный орган психики человека, который вносит в его поведение меру разумности.
2) Над эго существует надстройка - сверхья (суперэго), которая включает в себя систему норм и ценностей общества, которые приобретаются человеком по мере его вхождения в культуру. Эти два уровня психики вполне согласуются с образом человека рационального.
3) Однако 3 уровень, выделенный Фрейдом, бессознательно неподконтролен человеку. Это таинственное «оно» или «ид» - кипящий котёл инстинктов, тёмное начало, которое придерживается принципа получения удовольствия. Именно «ид» играет центральную роль в жизни человека. И это при том, что его невозможно чётко определить. Если эго и суперэго отстраивают космос человека, то «ид» - это внутренний хаус, самая древняя и самая основная часть психики. Бессознательное чрезвычайно активно. В нём хранится информация, представления, навыки, умение.
Бессознательное эго и место расположения наших основных инстинктов жизни (эрос) и смерти (тонатос).
Наиболее существенными Фрейд считал, обладающие огромной детальностью, сексуальные инстинкты, совокупная энергия которых у Фрейда получила название «либидо». Вторая группа инстинктов – тонатос, лежит в основе агрессии, жестокости, самоубийств и убийств. По Фрейду вся наша душевная жизнь – борьба разума и иррационального, долга и чувств, ответственных решений и безответственных желаний. В этом взаимодействии разыгрывается не только человеческая жизнь, но и культура общества в целом.
Механизм ее создания – сублимация, то есть перенос силы и инстинктов на социально приемлемые и значимые цели. По степени воздействия.
По степени воздействия на личность и европейскую культуру фрейдистский переворот аналогичен коперниковскому и эйнштейновскому. Он завершил в своей концепции процесс развенчания разума, начатый в 20 в Достоевским и Ницше. Благодаря Фрейду стало возможно анализировать иррационального в личности. Только после Фрейда стали возможны исследования коллективного бессознательного Карла Юнга, неофрейдистские концепции Эриха Фрома.
Учеником Фрейда был Карл Юнг, который разработал учение об архетипах культуры. Нужно отметить, что образ культуры у Юнга более иррационален, чем у Фрейда, ибо базисом культуры у Юнга выступает архетипы коллективного бессознательного. Под архетипами культуры Юнг представляет коллективную память человечества, народа, которая преобразуется в мифологические, религиозные, и художественные формы.
Карл Юнг также выделил два основных психологических типа человека – экстраверт и интроверт, при этом доказал, что это два разные типа культуры. Западноевропейская культура по своим базовым установкам может быть классифицирована, как культура экстравертивная, культуры востока – интровертивные, говорил Юнг. Сознание восточного человека направлено в себя, он ищет спасение в самом себе, совершенствовании своей духовности. Западный – вне себя, в господстве над природой и окружающим миром.
Плеяду этих философов психоаналитической школы завершает Эрих Фромм. Основная работа – «Иметь или быть». В этой работе Фромм отмечает, что к потере человеком самого себя привела ориентация современной культуры, которая поставила во главу совершенствование не человека, а технологии.
Концепция игровой культуры Йохана Хейзинга (нидерландский историк и теоретик; 1842 - 1935). Мировую известность ему принесли работы, посвященные культуре европейского Средневековья – «Осень Средневековья» и «Эразм». Оригинальная концепция культуры как игры развёрнута в его труде «Хомо Люденс» (с голландского – человек играющий) 1938 г. Главный тезис концепции Хейзинга – игра предшествует культуре и её порождает. По его мнению культура возникла в форме игры: ритуал, магия, празднества, олимпиады.
Как видим, игру Хейзинга понимает не просто как совокупность игровых действий, а скорее как способ освоения мира, поэтому он игру рассматривает как временный выход из рамок обыденной жизни, специфический мир фантазии. Например, поэт – обычный человек, который живёт обыденной жизнью, но наступает момент, когда он выходит из его рамок и погружается в совершенно иной мир – мир творимого. Поэтому Хейзинга считает, что искусство и есть игра.
Экзистенциалистская концепция развития культуры (Карл Ясперс, Анри Камю, Жан-Поль Сартр).
Экзистенциализм – крупнейшее направление философской и культурологической мысли 20 в. Экзистенциализм возник накануне Первой мировой войны в России (Шестов, Бердяев). После Первой мировой войны развивался в Германии (Мартин Хайдеггер, Карс Ясперс). В период Второй мировой войны развивался во Франции (Сартр, Камю). В середине 20 века получил распространение и признание в остальных европейских странах и США. Основные концепты (понятия) этой философии:
- «экзистенция» – существование, свобода и коммуникация между людьми в пограничных ситуациях (смерть, болезнь, преступная вина)
Этическая концепция культур Альберта Швейцера, которую называют одной из самых значительных интеллектуалов. Однако наибольшую известность ему принесли труды по истории культуры. И прежде всего культурологов интересует работа «Культ и этика», где изложены взгляды Швейцера на культуру и пути ее развития. Если попытаться сформулировать главную идею культуры и этики, можно выразить следующим образом:
1) Культура современного общества переживает не самые лучшие времена
2) Она все больше превращается из мира человека в мир, противостоящий человеку, где деятельность всех субъектов реализуется на основе не принципов гуманизма, а технической целесообразности и экономической выгоды
3) Материально-технический духовно-этический прогрессы развиваются отнюдь не параллельно друг другу. Сейчас развитие материально-технического базиса явно переживает рост духовности и моральности
Концепция столкновения цивилизаций Самуэля Хантингтона (США). Если в годы «холодной войны» основные очаги кризиса располагались вдоль политических и идеологических границ, то теперь перемещаются на границы между цивилизациями. В современном мире Хангтингтон насчитал 8 современных цивилизаций (западная, мусульманская, китайская, японская, индуистская, православная латиноамериканская, африканская). На их границах отчётливо выявляются несоответствия и контрасты, которые являются главной причиной соперничества, конфликтов. Столкновение цивилизаций – большая угроза миру и будущему человечеству. В ближайшее время нас ожидает конфликт между Западом и рядом исламских и конфуцианских стран.
Концепция «конца истории» Френсиса Фукуямы. Не является оригинальным в своей концепции; первыми эту концепцию высказали марксисты, которые говорили, что с построением коммунизма разрешатся все противоречия. По Фукуяме – завершение идеологического противостояния человечества также универсализация западной либеральной демократии. Триумф запада очевиден, ибо у империализма не осталось жизненных альтернатив. Однако коммунистическая идея потерпела поражение. Победили либеральные ценности. Признаки либерализма в политической сфере:
- многопартийность
- разделение и независимость законодательной, исполнительной и судебной власти
- частная собственность
7. Основные культурологические школы
1) Аксиологическая (от греч ἀξία — ценность) – занимается исследованием смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни (Генрих Риккерт, В.Соловьев, Н.Бердяев, Франк Симеон, Флоренский).
2) Символическая – занимается изучением культур, проникновением в их смысл и значение, подготавливая возможности диалога с этими культурами, поэтому ее представители большое внимание уделяют изучению мифа, религиозных верований, научных знаний, которые формируют самобытный силуэт любой культуры (Леви-Стросс Клод, Эрнст Кассирер).
3) Психологическая – изучает культуру через поведение отдельных индивидов (Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Корни Харен, Эрих Фромм).
4) Социологическая – исследует проблемы формирования функционирования и эволюции как всей культуры в целом, так и отдельных ее форм (субкультур) (Сорокин, Вебер).
5) Культурно-историческая школа – изучает древние и современные этнические культуры с позиции диффузионизма, которые означают пространственное перемещение культур из какого-либо центра. По мнению представителей этой школы каждое явление культуры однажды возникло в одном месте, а затем постепенно распространилось на другие регионы мира.
6) Культурно-эволюционная школа – изучает проблемы взаимоотношения человека, общества и природы (Д.Ф. Аберле, М.Харрис).
8. Культура и цивилизация
На ряду с культурой базовой категорией культурологии является цивилизация. Происхождение данного понятия относится к временам античности и восходит к лат «civilis».
Поэтому это понятие обозначало связь человека с общественной жизнью. В качестве противоположного по смыслу древние римляне использовали определение «idioticus» - общественно пассивный, необразованный, неграмотный.
Впервые понятие цивилизации появилось в научном обороте в эпоху Просвещения. Известный французский философ Мирабо в своей книге «Друг людей» выделил основные признаки цивилизации: развитие сельского хозяйства, ремёсел, городов.
В ходе дальнейшей эволюции этого термина обнаружилась его многозначность и смысловой плюрализм:
1) Цивилизация трактуется как синоним понятия культуры
2) Для обозначения стадии упадка и деградации культуры (Освальд Шпенглер, Николай Бердяев)
Цивилизация (по Шпенглеру) – общество с высоким уровнем развития науки и техники.
Под цивилизацией Шпенглер понимает последнюю, неизбежную фазу развития культуры. Цивилизация обладает одними и теми же признаками во всех культурах и является выражением умирания культуры.
3) Цивилизация как более высокая ступень развития человечества (Фридрих Энгельс, Луис Морган). По их мнению цивилизация пришла на смену первобытности.
4) Это понятие используется для характеристики особенностей развития отдельных регионов в масштабе мировой истории
Взаимосвязь культуры и цивилизации впервые проследил Николай Бердяев в своей работе «Философия творчества, культуры и искусства».
По Бердяеву:
1) Культура – творческая деятельность человека; цивилизация – стандарт, шаблон, унификация
2) Культура – религиозна; цивилизация – атеистична, она родилась вне храма, вне культа, в борьбе с природой
3) Культура происходит от культов, она связана с культом предков, она невозможна без преданий, легенд; цивилизация – стремление к переустройству природы
4) Культура – явление национальное; цивилизация – явление интернациональное
5) Культура основана на качестве; цивилизация пронизана стремлением к количеству, а не к качеству
Из вышеназванных характеристик видно, что цивилизация удовлетворяет первичные жизненные потребности человека. Цели цивилизации:
- быстрый рост производства
- увеличение количества потребления
- создание удобных условий жизни
Культура генерирует информацию в виде нового знания. Задачи культуры – раскрыть творческий потенциал человека, эстетически преобразовать среду обитания человека. Взаимосвязь между культурой и цивилизацией существует в двух ипостасях:
*генетическая связь. Культура творит цивилизацию. Культура первична, цивилизация вторична
*структурно-функциональная связь. Культура и цивилизация являются разными сторонами жизнедеятельности человека. Как система они немыслимы одна без другой
Наша задача состоит в том, чтобы культура доминировала над цивилизацией.
Близкий к Бердяеву по рассуждениям относительно культуры цивилизации является русский филолог Ильин. Он обращает наше внимание на то, что порой народ может иметь высокий уровень развития культуры, но низкий уровень развития цивилизации и наоборот. Например, Россия – высокий уровень культуры, но уступает США по уровню цивилизации и комфорту жизни. И наоборот. В США низкий уровень культуры и высокий уровень цивилизации.
9. Культура и личность. Модели культурного человека.
Проблема личности всегда находилась в центре внимания исследований культуры, так как культура и личность неразрывно связаны. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности. С другой стороны, личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре. Можно сказать, что личность - это движущая сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления. Каждый человек выступает по отношению к культуре в нескольких ролях:
§ как продукт культуры: только усвоив правила, нормы и ценности культуры и общества, в котором живет человек, можно комфортно чувствовать себя, быть адекватным своим культуре и обществу;
§ как потребитель культуры: в своей жизненной практике человек использует усвоенные нормы и правила, язык, знания и т.д. в готовом виде; обычно это происходит в форме стереотипов;
§ как производитель культуры: человек способен и творчески порождать новые культурные формы, и интерпретировать уже имеющиеся;
§ как транслятор культуры: воспроизводя культурные образцы в своей жизни и деятельности, человек тем самым передает информацию о них другим людям.
Социализация и инкультурация. Продуктом культуры человек становится в процессах инкультурапии и социализации, посредством которых ребенок ошалевает знаниями и навыками, необходимыми для жизни в обществе и в той или иной конкретной культуре.
Подсоциализацией понимают процесс усвоения индивидом социальных ролей и норм. При этом человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу, благодаря чему происходит гармоничное вхождение индивида в социальную и культурную среду, усвоение им ценностей общества, что позволяет ему успешно функционировать в качестве члена общества.
Считается, что социализация проходит в трех основных сферах:
§ в сфере деятельности — как освоение нового вида деятельности через усвоение норм и правил, методов достижения целей, а также оценки полученных результатов;
§ в сфере общения — расширение круга общения человека и развитие его навыков;
§ в сфере самосознания — формирование образа собственного Я как деятельного субъекта, осмысление своей социальной принадлежности, роли, формирование самооценки.
Модели культурного человека
Когда мы используем выражение “культурный человек”, мы вносим прежде всего оценочный аспект и выявляем меру культурности человека, его соответствия существующим в обществе идеалам и стандартам.
В разные эпохи существовали различные модели “культурного человека”: человек мусический (Античность) , человек-богослов (Средневековье) , человек универсальный (Возрождение) , человек-специалист (Новое время) , человек-носитель планетарного мышления (формируется в современную эпоху) .
Существует 4 типа (модели) культурного человека:
1. Античная или платоновская модель: способность к длительному и целенаправленному образованию (образованность) ; внутренняя организованность, собранность (умение владеть собой) ; высокая нравственность.
2. Гуманистическая модель (Эпоха Возрождения) : активная политическая и общественная деятельность; разнообразная творческая деятельность.
3. Модель культурного человека Нового времени (XVII в.) : специализация в какой-либо отрасли знаний.
4. Модель культурного человека современной эпохи: владение планетарным мышлением (человек не замыкается на себе, а живет глобальными проблемами мира); широкое образование; культурный плюрализм.
Главный признак культурного человека – способность понимать и оценивать интеллектуальное и художественное достояние своей собственной и других стран, а также способность воспринимать, усваивать эти духовные богатства.
Важные черты: знание, образование, умение общаться, нравственность, терпимость к инакомыслию.
Культура помогает формировать целостное понимание мира. Освоение мира: познание и осмысление. Культура помогает функциональности человеческой жизни.
Интеллигенция – специфический русский феномен, за рубежом – интеллектуалы, т. е. люди занимающиеся умственным трудом.
Русский интеллигент – имеет «больную» совесть, чувство вины, чрезвычайно морален и ответственен.
Интеллигент для народа «свой – чужой» , слишком умный («а еще в шляпе») .
Недоверие к нему вызывает чувство вины за все. Видит свою задачу в том, чтобы привести «глупый простой народ» к счастью.
Современный человек находится в дезинтегрированной системе координат, существует между культурой и цивилизацией, поэтому черты “культурного человека” сегодня отражают эту двойственность: толерантность (терпимость) , профессионализм, способность к духовному саморазвитию и самосовершенствованию. Американский культуролог Дж. Пассмор считает главным признаком культурного человека - способность понимать и оценивать интеллектуальное и художественное достояние разных культур.
10. Культура и нравственность.
Нравственная культура является одним из главных оснований духовной жизни общества. Наряду с правом, сфера нравственности выступает основным механизмом регуляции поведения человека, создавая образцы «неписаных», стихийно сложившихся (в отличие от права) норм и идеалов поведения. Принципы морали носят характер долженствования и преподносятся как всеобщее требование даже в том случае, если в реальности присущи только определенной социально группе. Мораль как форма регуляции поведения является конституирующим элементом человеческой культуры. Первые запреты и нормы общения с предками и соплеменниками сделали возможным существование общества как системы именно культурно задаваемых взаимоотношений. Иными словами, мораль создает духовное пространство, в рамках которого человеческое бытие разворачивается именно как человеческое.
Регулирующая функция морали воплощается в создании целой системы норм, принципов, идеалов и ценностей. Моральные нормы – должное поведение, нарушение которого, по мнению группы, несет ей зло. Они формулируются как конкретные правила поступков: уступай место старшим, здоровайся при встрече, не обижай младших, не опаздывай, не употребляй нецензурные выражения, носи паранджу, не убей, не укради.
Моральные принципы (эгоизм, альтруизм, гуманизм, коллективизм, индивидуализм, подвижничество, самоотверженность, требовательность) задают направление нравственной деятельности.
Моральные идеалы создают образ нравственно совершенной личности и выражают конечную цель поступков. Так, христианский моральный идеал воплощен в образе Христа – учителя справедливости и великомученика. Высшие моральные ценности выступают личными ориентирами жизни, предельно общими целями нравственной деятельности каждого человека. Речь идет о таких ценностях как счастье, смысл жизни, свобода. Именно высшие моральные ценности являются верховным регулятором морального поведения, чувств и мыслей.
Нравственная культура реализует себя в сфере сознания, чувствах и поступках. Моральное сознание функционирует на уровне теоретического обоснования нравственных норм, ценностей, идеалов, а также в форме субъективного понимания человеком нравственных ценностей, оценок, мотивов поведения. Мораль предполагает также наличие нравственных чувств (стыд, вина, совесть). Моральная практика выступает как сфера нравственных отношений, реализующихся в поступках. Человек, не действующий практически, не может считаться моральным.
Нравственная культура – явление историческое. Каждая эпоха и каждый народ создают свои представления о добре и зле и свои механизмы функционирования морали. Так, в традиционных обществах моральные нормы и ценности рассматриваются как неизменные, причем приятие их происходит фактически без личного выбора (нет альтернативы). Индивидуальные поступки жестко подчиняются более существенным надиндивидным процессам.
Тем не менее, мы вправе говорить о существовании общечеловеческих нравственных норм и ценностей. Нравственная культура функционирует на уровне общества в целом, различных субкультурных образований, отдельной личности. Остановимся более подробно на последнем. В нравственной культуре личности отражается степень освоения человеком морального опыта общества, способность последовательно осуществлять в поступках нравственные ценности и принципы, готовность к самосовершенствованию. Здесь важную роль имеет синтез норм общества и личного нравственного опыта. Внешне культура нравственного поведения проявляется в соответствии поступков и слов тем нормам, которые выработало общество. Но собственно нравственными они будут являться только в том случае, если совершаются исходя из моральной мотивации и в соответствии с моральными принципами, т.е. когда этические знания совпадают с нравственными мотивами и поступками. Говорить о том, что нравственная культура стала внутренней составляющей личности можно только тогда, когда моральные нормы и ценности общества превращаются в убеждения. Нравственная культура личности предполагает способность человека разобраться в чувствах и мотивах своих поступков, умение соотносить их с интересами других людей.
Формирование нравственной культуры общества включает в себя фиксацию стихийно сложившихся норм поведения и идеалов, которая принимает форму мифов, религиозных заповедей, а на более позднем этапе выступает как теоретическое обоснование нравственных идеалов, соответствующих духу времени. Необходимой составляющей процесса формирования нравственной культуры является распространение и внедрение имеющихся моральных знаний и требований в сознание людей через обучение, воспитание, традиции, обычаи, организацию массовых форм общения и т.д. В процессе формирования нравственной культуры каждое общество создает определенные механизмы воспроизводства моральных ценностей через общественное мнение, различные формы контроля, пример и т.д.
Регулирование и управление моральными процессами в обществе осуществляется через систему нравственного воспитания, которая сегодня не является единой по содержанию, т.к. в социально дифференцированном обществе на основе общепринятой морали существуют разные ее типы: светская, религиозная, обывательская, профессиональная. Нравственное воспитание есть процесс превращения моральных знаний во внутренние установки, привычки, убеждения. В современной культуре воспитание рассматривается как управление процессом развития личности (а не управление личностью). Поэтому и осуществляется оно через диалогическое общение, совместный поиск истины, создание воспитывающих ситуаций, творческую деятельность.
Нравственное воспитание предполагает несколько направлений:
· Формирование связи с обществом, согласование личного поведения с его нормами.
· Ознакомление с нравственными идеалами и нормами общества.
· Усвоение внешней культуры поведения.
· Формирование нужных обществу нравственных привычек.
· Формирование устойчивых моральных чувств (совесть, долг, достоинство, стыд) и качеств (честность, принципиальность).
· Превращение знаний в убеждения.
Для реализации этих задач используются различные формы и методы. Важнейшими формами нравственного воспитания являются задания и поручения, индивидуальные беседы, работа с активом, информационно-массовые и организационные мероприятия (собрания, отчеты, лекции, конференции, тематические вечера), действенно-практические формы (агитбригады, вожатые, группы помощи и т.д.). Основные методы нравственного воспитания: убеждение, упражнение, положительный пример, одобрение (от жеста и тона до объявленной признательности), осуждение, организация нравственно положительной деятельности, самовоспитание. Уже в юношеском возрасте развитие нравственных привычек должно осуществляться в условиях ярко выраженной самостоятельной деятельности, в ситуации высокой ответственности за себя.
Формирование нравственной культуры в современном белорусском обществе сопряжено с целым рядом проблем. Критика советской системы привела к разрушению старых духовных устоев, моральных норм и принципов. Справедливо упрекая социалистическую мораль в абстрактности и двойном стандарте, в процессе критики фактически подверглись дискредитации многие общечеловеческие ценности. Новые же идеалы долгое время отсутствовали. Эта ситуация породила чрезвычайно моральный нигилизм, открытое пренебрежение нормами нравственности, поворот к эгоизму и индивидуализму. Перед обществом встала задача формирования нового типа нравственности, основными ориентирами которого стали общечеловеческие ценности, гуманизм, христианская мораль. Прослеживается также тенденция строить систему нравственного воспитания исходя из идеологии среднего класса, когда во главу угла ставится профессионализм и связанные с ним нравственные качества – порядочность, надежность, долг, честность, требовательность к себе и другим, ответственность, дисциплинированность и т.д.