Узлы для связывания веревок и петель
"Двойной ткацкий".
Используется для связывания веревок как одинаковой, так и разной толщины, и вязания веревочных петель. Из всех узлов для связывания веревки, имеет наибольшую прочность - до 56%.
"Встречная восьмерка".
В морской практике известен как "Фламандский узел". Используется для связывания веревок только одинаковой толщины и вязания веревочных петель. Прочность - до 47%.
"Ленточный узел (Встречный проводник)".
Применяется для вязания петель из веревки диаметром 9 мм и более и петель из стропы. Петли из стропы вяжутся только этим узлом, отчего он и называется ленточным. Будучи сильно затянутым под нагрузкой этот узел крайне сложно развязывается.
Узлы специального назначения
Самозатягивающиеся узлы.
Заимствованы промальпинистами из альпинисткой практики и применяются, обычно, в аварийной ситуации, когда какой-либо из самохватов сломался, потерся или не закусывает грязную веревку. Их прочность близка к объявленной прочности веревки, из которой они сделаны, потому что здесь работает сдвоенная веревка. Это позволяет с достаточной безопасностью использовать шнуры диаметром 5 и 6 мм.
Из известных 18 видов самозатягивающихся узлов, по нашему мнению, подходят для использования в технике промышленного альпинизма только три: классический самозатягивающийся узел "прусик" (в отечественном туризме известен как схватывающий узел), карабинная разновидность перекрестного самозатягивающегося узла "арб" и карабинный узел "бахман" При необходимости число витков во всех узлах можно увеличить.
Амортизирующие узлы.
Амортизирующими являются узлы "Узел среднего" и "проводник". Вяжутся они на веревке, соединяющей дополнительное крепление с основным при его дублировании, и используются в случае, если при разрушении основного крепления динамическая нагрузка на дополнительное неизбежна. Их применение особенно необходимо как при работе с техническими веревками, особенно имеющими явные следы износа.
Импровизированные узлы-приспособления для транспортировки груза.
"Тормозящий узел".
В некоторых старых руководствах по горному туризму и альпинизму он называется "пожарным узлом". За счет трения в его витках регулируется движение нагруженной веревки при спуске. Может использоваться для спуска на отвесах тяжелого груза.
Узел "реми".
Установкой второго карабина в витки тормозящего узла последний превращается в автоблокировочный узел "реми". При нехватке самохватов с его помощью можно сделать блок-тормоз для подъема груза.
Узел "маринер".
Применяется для устройства оттяжки с петлей и блоком при извлечении тяжелого груза. Узел "маринер" дает возможность при необходимости развязать и снять петлю, когда отклоняемая веревка нагружена.
Вспомогательные узлы.
Прямой узел.
Если предложить случайному собеседнику завязать "альпинистский" узел, то в большинстве случаев нам покажут именно "Прямой узел". Благодаря своей простоте, легкости завязывания и развязывания он известен большинству. Правильно завязанный "Прямой узел", согласно "Объяснительного морского словаря (В.В. Вахтин, С-Пб, 1894), представляет собой два последовательно завязанных в разные стороны друг над другом полуузла, при этом соответствующие концы должны быть по одну сторону всего узла (сверху или снизу). Археологические находки свидетельствуют о том, что более пяти тысяч лет до начала нашей эры этот узел был известен древним египтянам. Сам узел пользовался такой популярностью, что даже неверные его вариации были удостоены собственных имен ("Бабий узел", "Воровской узел"). И все же, практические во всех известных авторам отечественных изданиях советского периода, в рекомендациях по использованию этого узла была допущена грубейшая ошибка. Она не исправлена до сих пор, о ней забыли, и прикрываясь авторитетом маститых авторов наставлений по морскому делу, туризму и альпинизму, по сей день слушателям туристских семинаров и учебных мероприятий МЧС говорят, что этот узел "надежно служит для связывания двух веревок примерно одинаковой толщины". Вероятно, впервые это ошибочное назначение узла было опубликовано в двухтомном "Морском словаре" адмирала К.С.Самойлова (М. - Л. Военмориздат, 1939-1941).
В дореволюционных изданиях основное назначение прямого узла - взятие рифов (уменьшение площади паруса) на судах с прямым вооружением: двумя риф-сезнями привязывали с помощью этого узла верхнюю часть полотнища прямого паруса к риф-лееру. До сих пор в английском языке "прямой" узел именуется "The Reef Knot", а в широко известной за рубежом "Книге узлов Ашлея" (Нью-Йорк, 1977) прямо говорится "Прямой узел", примененный для связывания двух тросов, унес больше человеческих жизней, нежели дюжина других узлов, вместе взятых".
"Стремя".
В морской практике - выбленочный узел. Используется для связывания педали с карабином ведущего самохвата, а также если приходится делать дополнительное промежуточное крепление на уже провешенном отвесе, если слабины веревки не хватает для завязывания девятки или восьмерки.
"Якорная петля".
В туристской практике - полусхватывающий узел. Применяется для привязывания петли восьмерки или девятки к "рингам", а также петли к отклоняющему креплению, когда можно обойтись без карабина.