Архитектура римских провинций. Европейские провинции.

Галлия

Храм в Ниме

Типичное для августовской архитектуры сооружение, повторявшее распространенный тип республиканских храмов псевдопериптер. Сравнение храма в Ниме с прямоугольным республиканским храмом на Бычьем форуме (также псевдопериптером) дает возможность представить отдельные этапы развития римской архитектуры от республики к ранней империи. Как и храм на Бычьем форуме, храм в Ниме поднят на подиум, но более высокий, имеющий четче и резче оформленные профили крупной базы и выступающего карниза. Если в республиканском храме на фасаде было четыре колонны, то здесь их уже шесть. Широкий фасад делает сооружение более представительным и парадным. Увеличилось и число колонн на боковых сторонах храма: вместо семи в республиканском здании, их стало одиннадцать. Торжественность и великолепие постройке придает также использование вместо ионического ордера коринфского с пышными формами аканфовых капителей. Большое внимание уделял создатель Мэзон Каррэ декору. Красивые нитки жемчужника делят архитрав на три полосы, сочный орнамент ов отделяет архитрав от фриза. К тому же фриз здесь не гладкий, как в республиканском храме, но покрыт красиво лежащими на поверхности фона растительными орнаментами гибкими извивающимися побегами растений, шестилепестковыми цветами. Украшен и карниз с кессонами на выносной плите. Несмотря на богатый декор храма в Ниме, в его формах не исчезает, однако, ощущение конструктивности элементов. Декоративность сооружений архитекторов ранней империи заметна лишь при сравнении с республиканскими. Рядом же с более поздними флавиевскими зданиями облик августовских сооружений кажется сдержанным и уравновешенным.

Мэзон Каррэ, занимающий в плане пространство 26X13 м, значительно крупнее храма в Пола. Но рядом со столичным храмом Марса Ультора он покажется маленьким, если вспомнить, что размеры фасада восьмиколонного портика храма на форуме Августа 35 м. Да и высота колонны храма в Ниме не 15 м, как в Риме, а 7 м. Сохранение псевдопериптера, формы, присущей республиканской архитектуре, убеждает в приверженности провинциальных зодчих старым, традиционным принципам. Реже, чем столичные, они вводили и эллинистические элементы, старались подчеркнуть в своих постройках местные стилевые черты, пойти навстречу вкусам и манерам, распространенным в их области. Часто согласовывалось это и с их практическими возможностями и выражалось прежде всего в том, что они использовали имевшиеся поблизости строительные материалы. Так, храм в Ниме сложен из блоков розоватого известняка, добывавшегося в окрестностях города. Все в сооружении исполнено изящества и красоты.

Театр в Оранже.

От театра в Оранже сохранилась огромная, высотой 36,6 м, длиной 103 м и толщиной 4 м, стена сцены. Сложенная из огромных квадров, она и сейчас поражает грандиозностью. Арочные пролеты в нижней ее части служили, по-видимому, входами. Над ними нависает основная масса камня.

Стена театра в Оранже. Франция.

Чтобы несколько сгладить ощущение тяжести, архитектор использовал ложную аркатуру, проходящую на середине высоты стены, расчленив, насколько было возможно, ее массив на горизонтальные пояса, отделив их друг от друга рельефно выступающими карнизами.

Театр в Оранже вмещал до 7 000 зрителей, меньше, чем театр Марцелла. И здесь могли иногда натягивать над местами тент. Мачты, на которых он держался, укреплялись на специальных опорах, сохранившихся по всей длине стены в верхней ее части. Среди многочисленных статуй в нишах стены в центре стояло изваяние Августа. Полукруглая в плане орхестра, как и в театре Марцелла, постепенно теряла свое значение площадки для хора, игравшего в греческой драматургии огромную роль. В дальнейшем на ней начнут ставить кресла особенно почетных посетителей театра, и она превратится в современный партер. Изменения в характере театрального сооружения отражали эволюцию мировоззрения, когда условное, обобщенное восприятие мира греками сменялось конкретно-реальным прозаизмом римлян.

Трехъярусный амфитеатр в Оранже, расположенный уступами на холме, до сих пор сохранил прекрасную акустику. Сегодня в нем 10 000 человек ежегодно наслаждаются оперными представлениями. В 28 году до и. э. император Август построил в Галлии амфитеатр - монументальное каменное строение на "бетонном фундаменте, имевшее 124 выхода и 192 лестницы, которые позволяли свободно входить и выходить 24 000 зрителям, располагавшимся в 34 рядах на трех ярусах. В Колизее, центре проведения всех 45 римских общественных праздников, устраивались жертвоприношения и проводились гладиаторские бои. Первоначально бои устраивали, в честь богов, но затем они стали любимым развлечением римлян.

Гардский мост (он же акведук).

В полусотне километров от Нима высится знаменитый Пон-дю-Гар. Роны и ее притока показались римлянам недостаточными для снабжения нимских терм и фонтанов. Они возвели в горах акведук из блоков тесаного камня, сложенного всухую. Один над другим вознеслись три ряда округлых аркад, знаменуя торжество римского инженерного гения. И редко когда логическое разрешение ясной задачи приводило к столь впечатляющему и гениально простому архитектурному образу. Вот уж правда, застывшая музыка. Мудрая простота замысла, умение достигнуть художественного результата немногими, но выразительными средствами отличают грандиозный по высоте Гардский мост в Ниме (Южная Франция), являющийся частью акведука, снабжающего водой город Немуз. Мост представляет собой многоярусную крупнопролетную аркаду над долиной реки Гар. Почти равные по высоте крупные пролеты арок двух нижних ярусов завершаются низкой аркадой. Горизонтальность и масштабность сооружения и вместе с тем его легкость подчеркнуты динамикой ритма нарастающих различного размера арочных пролетов средней аркады, которая получила значение композиционного центра. Гардский мост - символ инженерного искусства Рима.

Театр в Арле.

Театр в древнеримском городе Арелат (столица провинции Нарбоннская Галлия, совр. Арль в Провансе) был построен в эпоху Октавиана Августа (примерно в 30-15 годах до н. э.).

Скена театра некогда была украшена статуями, среди которых главенствовало трёхметровое изваяние Августа. По бокам от него стояли статуи богини Дианы (от неё уцелела только голова) и Венеры (т. н. "Арлезианской", найдена в 1651 году, ныне - Лувр). От скены сохранилось всего две колонны. Некогда стены украшали аркады трех ордеров: сегодня от них осталась только одиноко стоящая "башня Роланда". Начиная с V века каменные архитектурные детали театра стали разбирать на строительство церквей, жилых домов и крепостных стен.

Испания

Гай Юлий Лацер создал высокий мост через реку Тахо в Испании, вознесенный над водой на 45 м и украшенный аркой над центральным быком. Конструкция другого испанского моста в Августе Эмерите (Мерида) иная: в нем выступает монотонность шестидесяти арочных пролетов. Акведук в Сеговии поражает мощностью рустованных гранитных блоков.

Траян много сделал для своей родной Испании. В ней до сих пор можно увидеть два созданных при нём моста Мост в Алькантаре через реку Тахо (ныне Тежу) и акведук в Сеговии. Оба принадлежат к шедеврам мировой архитектуры. Мост в Алькантаре одноярусный, но с очень высокими проёмами. Он завершается простым карнизом, в центре которого, над проезжей частью, переброшена арка. Акведук в Сеговии двухъярусный, с узкими высокими пролётами может показаться однообразным из-за повторяющегося ритма его равновеликих арок. Он сплошь рустован (от лат. rusticus "деревенский", "грубый", "неотёсанный"), т. е. сложен из грубообработанного камня. Это делает акведук естественным, близким к природе, с которой он гармонично сочетается.

Наши рекомендации