Замените формы множественного числа на формы единственного числа

Черные ботфорты, изящные фламинго, маленькие пони, старинные псалтыри.

2. Объясните значения заимствованных слов:

Инкогнито, колибри, хиппи, статус-кво, ноу-хау.

Часть 3

Какие документы необходимо написать в следующих ситуациях:

а) вы нарушили распоряжение декана факультета;

б) вы получили во временное пользование дорогостоящую технику;

в) вам необходимо, чтобы вашу заработную плату получил ваш коллега;

г) вы не успели вовремя подготовить необходимую вашему руководству документацию.

Составьте текст в ситуациях б, г.

Список рекомендуемой литературы:

1. Данцев, А.А. Русский язык и культура речи для технических вузов /А.А. Данцев, Н.В. Нефедова.-

Ростов н/Д.: Феникс, 2004.-320с.

2. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи для инженеров /Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева.- Ростов н/Д.: Феникс, 2003.-384с.

3. Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк.- М.: Высшая школа, 2002.-509 с.

4. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – 12-е изд. –

М.: Флинта: Наука, 2006. – 315 с.

5. Скляревская Г.Н., Ваулина Е.Ю. Давайте говорить правильно! Новейшие и наиболее распространенные заимствования в современном русском языке: Краткий словарь-справочник.-СПб.: Филологический факультет СПбГУ; м.: Издательский центр «Академия», 2004.- 224 с.

6. Крылатые слова: Энциклопедия / Авт.-сост. В.Серов. – М.: Локид-Пресс, 2003. – 831 с.: ил.

7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка

8. www. gramota. ru

Выполнять письменную работу следует в отдельной тетради. На обложке тетради пишется фамилия, инициалы, номер группы, номер студенческого билета, вариант контрольной работы, шифр, адрес.

Номер варианта должен совпадать с суммойтрех последних цифр номера студенческого билета, иначе работа не зачитывается.

Вариант 20

Часть 1

Спишите. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания:

Есть тысяч..летний очень нужный новым п..к..лениям опыт сельского мира. Он включа..т в себя такое множество нравстве..ых норм что его с полным осн..ванием можно назвать опытом народной жизни. У дворян была своя школа у мужиков своя.

П..ртреты предков и г..ральдика ордена и оружие документы и драг..це..ости гув..рнеры и закрытые учебные зав..дения литература и и..ку..тво все восхв..ляло заслуги и воздавало поч..сти классу господ все воспит..вало дворянского отпрыска «делателем истории». (Ни)чего этого (не) было у мужиков но народ создал свою школу она в песнях и сказках былинах и легендах обрядах и пр..даниях в мастеровитости и опыте в нравстве..ом кодексе. А классами в которых преп..д..валась историческая наука под названием «земля держится на мужике» были семья и сельский мир. А учителями там были бабки да дедки да деревенские мужики.9

Выполните следующие задания:

Восприятие текста.

1. Озаглавьте текст. Определите стиль и тип речи.

2. На каком художественном приеме построен текст?

Анализ языковых единиц.

1. Сформулируйте правило о правописании сложных слов с соединительными гласными. Приведите примеры из текста.

2. Какую орфограмму иллюстрируют выделенные в тексте слова?

3. Найдите и подчеркните в тексте предложение с обобщающим словом при однородных членах. Объясните в нем пунктуацию.

Часть 2

От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа.

Доктор, выбор, контейнер, орден, адрес, герб, промысел, шофер, парус, торт.

2. Объясните значения крылатых слов и выражений:

Органчик, От Ромула до наших дней, Пигмалион, Потемкинские деревни.

Часть 3

Составьте и напишите деловому партнеру:

1. Письмо-приглашение. 2. Письмо-благодарность.

Список рекомендуемой литературы:

1. Данцев, А.А. Русский язык и культура речи для технических вузов /А.А. Данцев, Н.В. Нефедова.-

Ростов н/Д.: Феникс, 2004.-320с.

2. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи для инженеров /Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева.- Ростов н/Д.: Феникс, 2003.-384с.

3. Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк.- М.: Высшая школа, 2002.-509 с.

4. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – 12-е изд. –

М.: Флинта: Наука, 2006. – 315 с.

5. Скляревская Г.Н., Ваулина Е.Ю. Давайте говорить правильно! Новейшие и наиболее распространенные заимствования в современном русском языке: Краткий словарь-справочник.-СПб.: Филологический факультет СПбГУ; м.: Издательский центр «Академия», 2004.- 224 с.

6. Крылатые слова: Энциклопедия / Авт.-сост. В.Серов. – М.: Локид-Пресс, 2003. – 831 с.: ил.

7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка

8. www. gramota. ru

Выполнять письменную работу следует в отдельной тетради. На обложке тетради пишется фамилия, инициалы, номер группы, номер студенческого билета, вариант контрольной работы, шифр, адрес.

Номер варианта должен совпадать с суммойтрех последних цифр номера студенческого билета, иначе работа не зачитывается.

Вариант 21

Часть 1

Спишите. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания:

Был вечер. Над высокими стенами окружавш..ми дома Багдада шелково ш..л..стели деревья ух..дя в с..реневую тьму вскач(?) прибл..жающ..йся ночи. Весна кончалась и этим вечером быть может прошел последний её тихо м..рцающ..й дождь. Во всяком случае между в..рш..нами деревьев и водой шумящ..й у их корней пр..жавшись друг к другу Ра(?)селись соловьи и пели всячески ра..цвечивая свои песни.

(В)след за деревьями в сиреневую мглу скрылись и широкие разноцветные купола мечетей и только тонкие м..нареты как мечи Пророка пр..нзали небо. И небо пр..нзе..ое мечами веры ист..кало нежным светом постепе..о зам..няясь другим тревожным и мрачным. Это было световое кольцо вокруг луны которая показалась раньше самого светила…13

Выполните следующие задания:

Восприятие текста.

1. Озаглавьте текст. Определите стиль и тип речи.

2. Назовите слова в переносном значении. Какие тропы при этом используются?

Анализ языковых единиц.

1. Найдите в тексте слово с приставкой при- (пре-). Прокомментируйте его правописание, приведите свои 2-3 примера.

2. Какие определения являются неоднородными. Приведите пример из текста, подчеркните его.

Часть 2

Наши рекомендации