Эргономика среды как составная часть речевого этикета
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (МАТЕРИАЛЫ)
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
ТЕМА: Этический аспект культуры речи.
ВИД ЗАНЯТИЯ: практическое занятие № 12.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринуждённо, не испытывать неловкости и затруднений в общении.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
1. Обучающая. Сформировать систему знаний о русском речевом этикете. Познакомить с техникой реализации этикетных форм.
2. Воспитывающая. Формирование и развитие любви к родному языку, воспитание и развитие личности студента на основе индивидуального подхода в работе.
3. Развивающая. Развитие у студента навыка применения знаний по вопросам употребления этикетных форм речи.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
Специфика русского речевого этикета.
Техника реализации этикетных форм.
Взаимодействие речевого и поведенческого этикета.
Речевые дистанции и табу.
Комплименты. Культура критики в речевом общении
Невербальные средства общения.
Эргономика среды как составная часть речевого этикета.
График проведения занятия:
1. Организационный момент:приветствие, отметка присутствующих и отсутствующих.
2. Входной контроль и коррекция исходного уровня знаний:
- разбор неясных вопросов студентов при подготовке к практическому занятию;
- разбор материала по плану практического занятия.
Авторы учебника «Русский язык и культура речи» под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой приводят список метафор, которые, по мнению исследователей, входят в число самых употребительных языковых единиц конца XX века.
Задание. Разделитесь на группы и распределите данные метафоры по темам: болезнь, еда, война, Апокалипсис, криминал.
Всеядный в политическом плане, политические разборки, правовой беспредел, постоянно будем на игле, они навязывают свой кайф всему миру (об американцах), сыроватость закона просто разит наповал, редко отсиживался в обороне, форпост буддизма, рубеж обороны рубля, идеологическая артподготовка, финансовое вторжение, трясина кризиса, крах экономики, на обломках истории, экологическая катастрофа, обречены на вымирание, СПИД – чума XXI века, на краю пропасти, политический фронт, визовая война, августовский финансовый коллапс, моральная реанимация, столичный истеблишмент лихорадит, температура в российском обществе нормальная: 36, 6; проблема частных вкладов очень болезненная, лекарство в виде «шоковой терапии», кризис как лекарство, правовой маразм.
пережарить очередное скандальное блюдо, талантливого политика съели с кашей.
-разбор неясных вопросов студентов при подготовке к практическому занятию;
- разбор материала по плану практического занятия.
3. Методические советы по проведению занятия (задания на бумажных и электронных носителях): выполняя предложенные задания, преподаватель рекомендует студентам обратиться к материалам лекции, учебнику Е.В. Орловой «Русский язык для медицинских вузов» и пособию И.А. Ковынёвой и Е.В. Рубцовой «Культура речевого общения: теория и практика».
4. Ориентировочные основы действий в ходе выполнения практической работы:
1. Проанализируйте рассказ В.Белова «Письмо» с точки зрения наличия в нем этикетных формул:
1) Какие речевые формулы используются?
2) Какие интенции они выражают?
3) Как данные речевые формулы характеризуют героев рассказа?
Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов».
Образец выполнения задания: 1) Какие речевые формулы используются. – Используются речевые формулы приветствия («Здравствуй, дорогая золовушка»).
Деревня по случаю сенокоса безлюдна, одни куры, зарываясь в дорожную пыль, подают признаки жизни. Жарко, особенно к полудню, и тихо. Проходя деревенской улицей, слышу оклик из окна летней избы, по-здешнему — передка. Оглядываюсь.
— Батюшко, ты чей?
Я сказал. Женщина внимательно выслушала, восхищенно поцокала языком:
— Экой хороший парень-то. Я пожал плечами.
— Да ты грамотный? — спросила она.
— Вроде бы ничего. А что?
— Да написал бы письмо.
Я слегка растерялся от такой просьбы И спросил в задумчивости:
— Письмо? - Да.
— Кому письмо-то?
— Да в Архандельск, золовушке.
«Ну, коли золовушке...» — думаю я и не мешкая поднимаюсь по лестнице. Какие только выкрутасы не припасает командировочная судьба!
В доме чисто и очень прохладно, пол застлан красивыми половиками. Женщина пожилая, но довольно еще бодрая, то и дело меня спасибуя, разъясняет, куда сегодня ходила косить и с чем пекла пироги. Потом рассказывает мне про боль в пояснице и про свою корову, которой еще «что на умок придет» и которая еще не каждое пойло пьет, потому что все, и коровы теперь тоже, стали с высшим образованием.
— Самовар поставить али супу будешь хлебать?
— Да как сказать...
Однако, спохватившись, я решительно отказываюсь от чаю и супу. Но уже поздно, и мне приходится сесть за стол. С трудом обходимся без супу. Губники, то есть пироги с прошлогодними солеными рыжиками, отнюдь меня не разочаровали. И пока я дожевываю пирог, женщина подает мне конверт, школьную тетрадочку и химический карандаш. Я откашливаюсь:
— Так. С чего будем начинать?
— Так ведь уж что, батюшко, пиши с самого начала.
— ?
— Пиши: баню перекатила, корова доит хорошо.
Я в растерянности скребу в затылке.
— Это... самое... Имя-отчество-то у вас как?
— Григорьевна, батюшко, Григорьевна была с первого дня.
— Так ведь надо, Григорьевна, с поклонов, наверно... или как?
— С поклонов, батюшко, знамо с поклонов. Дак ты разве не писывал? Вот мне Минька все пишет, до того у прохвоста ловко выходит, каждое слово как тут и было.
— Какой Минька?
— Да Нюркин, суседкин парень. В шестой уж класс перешел, он мне все и писал письма-ти. А ноне в лагерях вторую неделю. Говорят, и встают по трубе, и спать по трубе укладываются. А Нюрка-то с мужиком развелась, пятый год врозь живут. В леспромхоз ходил в работу, да там с какой-то вербованной девкой и спутался. Говорит, хоть пополам рубите, а эту бабу не оставлю. Вот что делают, мокрохвостки! Раньше ну-ко так-то! Нонешние бабы из-за мужиков ни с чем не считаются. У тебя-то есть семейство?
— Есть.
— А деток-то много ли?
Ах ты боже мой, все ей надо знать! Впрочем, и про себя она ничего не скрывает, наоборот. В каждую свою фразу Григорьевна, выражаясь по-современному, стремится вложить как можно больше информации.
— Ну, хорошо,— перебиваю я, ощущая ответственность.— Я, значит, начну так: «Добрый день либо вечер...»
— ...Здравствуй, дорогая золовушка,— подхватывает она, в такт покачивая головой,— Людмила Степановна, еще кланяюсь вашей семье, а именно сыну Коле со всем семейством, да дочке Вале с Люсей и Витей да еёному мужу Павлу Сергеевичу, а брату Естафью перьвой поклон!
— Стоп! — я не совсем уверенно ставил точки и запятые и боялся, что все перепутал.
— Сын Коля,— это ваш или золовушки?
— У меня, батюшко, деток не было, и я с мужиком-то одну недельку жила. Увезли в мокрые страны, когда раскулачивали.
— Значит, Коля — это золовушкин сын?
— Золовушкин.
— Золовушка — это вашего брата жена? — я начинаю постигать родственные хитросплетения.— Евстафия Григорьевича?
— Истинно! Сперва-то она в другую деревню выхаживала, Николай у ее от первого мужа. Хороший был и тот мужчина, худого ничего не скажу, а как война-то вызнялася, он и пошел в главный огонь. А наш Есташка в ту пору молоденький был, только гармонью купил, около Людмилы и запохаживал. Уж так мне нелюбо было; умом-то готова была глаза у ее выцарапать. На сенокосе одинова Людмила-то остановила меня да и говорит: «Вот, девушка, надери-ко Есташке уши, братику своему. Да хорошенько, чтобы не блудил, не ходил под окошком. Я, говорит, своего мужика с часу на час домой жду, а он меня гармоньей обыгрывает. Пусть, говорит, не стыдит мою голову». Ну, я его и похлестала тогда, ну уж и похлестала!
— Кого?
— Да Есташку-то.
— Но ведь взрослый уж был,— сомневаюсь я,— большой?
— А что что большой? Рос у отца, отца боялся. А тятя с мамой умерли, я дом в свои руки взяла. Уж я его повозила, бессовестного...
— Перестал?
— Временно остепенился. Ну вот, а у Людмилы мужик с войны приехал, медалей на рубахе — мухе посидеть негде. А верь что, батюшко, людям рот не заткнешь, сказали, что наш Есташка около Людмилы похаживал. Он, мужик-то, приревновал бабу и ночевать к ней не пошел, уж как она ни убивалась, ни говорила, что не виновата. Вся изревелась. Исколотил он ее один раз, другой, а она, Людмила-то, и не стерпела, я, говорит, всю правду тебе, а ты меня колотишь? Да назло в праздник как пошла под Есташкину игру плясать на улице! Плясала, плясала, потом подхватила Есташку под руку, да... Ох, батюшко, я уж натерпелась тогда с бесстыжими! Сердце зажала, не стала ввязываться. Людмилин мужик на девке женился, а Есташка день не приходит, другой. Чую от людей — тоже свадьбу сбирают. Уж я тоже поревела тогда, в охотку. Ну, ежели по-хорошему, дак пусть, тоже пришла на свадьбу-то. Как сейчас помню, Есташка напился, а она, Людмила-то, помню, и спела: «По-пустому не гуляла времечко военное, не сказал спасибо дроля за сердечко верное». Стали они жить по всем законам, а какая уж жизнь? Люди все одно пробирают. Взяли да в Архандельск и уехали.
— Ну, а Валя, это уж от Евстафия дочка? — спрашиваю я. Григорьевна искренне смеется:
— Да и у Вали-то своя дочка, да вот уж и новый сынок родился, Витей назвали. А Валя-то институт закончила; а мужика-то у ей Пашей зовут, местный; их у матки-то было только двое, у Пашиной-то. Один-то по машинам выучился, а другой пошел по партейной линии, комнату свою на май дали. Вот меня-то все и зовут в гости, а какая, батюшко, госьба: летом косить надо, зимой корову на чужие руки оставлять неохота.
— Так…
— Пропиши, что здоровье не больно стало хорошее, вся исхрясталась. А косить бегаю, и что погода ведро, да и баню перекатила. Корова доит дородно...
— «...корова доит дородно». Дальше?
— Посылку получила. Естафей, ты спрашиваешь, дак сказываю, что рыбу весной ловили, Сеня Иванушков поймал десять пудов сороги, еще умерла Таисья — запольная, а Толька Озерков женился на приезжей ветеринарке, а Марья, невестка Василья Потапова, принесла двойню, назвали одного Ангелиной, другого Вова. Самовариха дом продала Осипу, а сама ушла жить к зетю, к Олешке Теплому, да с дочкой не ужилась, разругалася. Срядилась ехать в дом престарелых на даровые харчи. Чего еще-то забыла?
Я сделал передышку.
— Вроде бы все. Напиши еще, батюшко, чтобы ехали в гости, пока корова доит, да, может бы, и покосили маленько бы. Написал?
— Написал.
— Теперь остаюся без вас одна на белом свете Полинарья.
Она вздохнула, и я перечитал ей свое сочинение.
— Ничего? — спросил я.
— Ой, добро, батюшко, до того добро, лучше не надо. Кабы еще и адрес-то написал...
За работу принесла она в лукошке и предложила мне десяток яиц. И расстроилась, когда я отказался, и долго охала, ойкала:
— Может, баню тебе затопить?
— Да нет, спасибо.
— Тебе, батюшко, спасибо, эк ты меня выручил. Да ты не Акима Ивановича зеть?
— Нет, не Акима.
Я взял рюкзак, распрощался и спустился по лесенке, а она проводила меня и еще долго стояла у крылечка, держа руки под синим передником. И мне было приятно думать, что мое письмо получат скоро в далеком «Арханельске».
2. Продолжите предложение комплиментом.
Образец выполнения задания: Хочу Вам сказать, что… – Хочу Вам сказать, что Вам очень идет этот свитер.
a) Хочу Вам сказать, что…
b) Не могу удержаться и не отметить, что…
c) Мне кажется, что…
d) Мне думается, что…
e) Я полагаю, что…
3. Сделайте комплимент Вашей группе. Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов».
Образец выполнения задания: У нас замечательная группа…
4. Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов». Составьте варианты просьб:
Образец выполнения задания: 1) показать или подать что-либо (в аптеке, в магазине) – Вы не могли бы показать мне вот эту книгу.
1) показать или подать что-либо (в аптеке, в магазине);
2) дать возможность пройти вам к выходу;
3) сделать остановку;
4) повторить не расслышанное Вами (преподавателю на занятии, своему другу во время перерыва);
5) позвать к телефону друга;
6) объяснить непонятный материал
6. Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов». Составьте варианты извинений:
Образец выполнения задания: 1) за поздний звонок - Добрый вечер, извините, пожалуйста, за столь поздний звонок…
1) за поздний звонок;
2) за опоздание на занятие;
3) за неловкое движение в транспорте.
8. Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов». Замените неудачные речевые формулы более корректными:
Образец выполнения задания: 1) Нет, Вы не правы, так как… - Извините, но мне кажется, что вы не совсем правы…
1) Нет, Вы не правы, так как…
2) Хотя Вам это и неизвестно…
3) Я считаю, что…
4) Все это неправда.
5) Что Вы хотите узнать?
6) Она такая страшная!
7) Ты врешь на каждом шагу.
8. Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов». Дайте команды взрослому пациенту, чтобы он:
Посмотрел вверх (вниз, вправо, влево) – показал язык…, закрыл рот - …, стал к вам лицом - …, разделся до пояса -…, дышал глубоко - …, не дышал - …, задержал дыхание -…
Образец выполнения задания: Посмотрел вверх (вниз, вправо, влево) – Посмотрите, пожалуйста, вверх, вниз, вправо, влево…
9. Дайте рекомендации пациенту. Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов».
Образец выполнения задания: Пройти дополнительное обследование у эндокринолога. – Вам необходимо пройти дополнительное обследование у эндокринолога.
1. Пройти дополнительное обследование у эндокринолога.
2. Сделать томографию в областной клинической больнице.
3. Провести компьютерное обследование.
4. Использовать новейшее медикаментозное средство.
5. Использовать гомеопатические средства.
6. Больше отдыхать.
7. Вести здоровый образ жизни.
10. Замените глаголы совершенного вида глаголами несовершенного вида. Понаблюдайте, как меняется категоричность высказывания врача. Скажите, какой вид глагола Вы рекомендуете использовать медицинскому работнику при общении с пациентом. Задание из учебного пособия Е.В. Орловой «Русский язык и культура речи для медицинских вузов».
Образец выполнения задания: 1. Пройдите! – Проходите! 2. Разденьтесь! – Раздевайтесь!
1. Пройдите! - … 2. Разденьтесь! - … 3. Снимите обувь! - … 4. Поднимите руки! - … 5. Опустите руки! - … 6. Повернитесь налево! - … 7. Сядьте на кушетку! - … 8. Лягте на кушетку! - … 9. Встаньте! - … 10. Оденьтесь! - …
11.Задание из учебника Л.А. Введенской «Русский язык и культура речи». Определите, к какому виду жестов (ритмических, указательных, эмоциональных, изобразительных, символических) относится каждый из описанных И.С. Тургеневым в романе «Новь».
Образец выполнения задания: указательные жесты - Тут Пуфка показала своими толстыми короткими пальцами, какие у него усы; эмоциональные жесты – Маркелов ударил себя кулаком в грудь и т.д.
« — И откуда взялся, черномазый, паскудный, усы как у таракана... — Тут Пуфка показала своими толстыми короткими пальцами, какие у него усы».
«Соломин повел сперва одним плечом – потом другим; у него была такая повадка, когда он не тотчас решался отвечать.
— Без сомнения, — промолвил он наконец, — вы, господин Паклин, обиды никому причинить не можете — и не желаете; и к господину Голушкину почему же вам не пойти? Мы, я полагаю, там с таким же удовольствием проведем время, как и у ваших родственников; да и с такой же пользой.
Паклин погрозил ему пальцем.
— О! да и вы, я вижу, злой!»
«За наше... наше предприятие!» — воскликнул Голушкин, мигая при этом глазом и указывая головою на слугу, как бы давая знать, что в присутствии чужого надо быть осторожным!»
« — Я вот к нему. — Он указал на Маркелова, который стоял неподвижно, скрестив руки на груди».
« — Ах, если б кто-нибудь мог почувствовать, до какой степени я несчастлив! — Маркелов ударил себя кулаком в грудь, и в ней словно что застонало. — Нежданов! будь великодушен! Дай мне руку... Не откажись простить меня!
Нежданов протянул ему руку — нерешительно, но протянул. Маркелов стиснул ее так, что тот чуть не вскрикнул».
«Ведь если взвешивать наперед все последствия, — наверное, между нами будут какие-либо дурные. Например, когда наши предшественники устроили освобождение крестьян — что ж? могли они предвидеть, что одним из последствий этого освобождения будет появление целого класса помещиков-ростовщиков, которые продают мужику четверть прелой ржи за шесть рублей, а получают с него (тут Маркелов пригнул один палец): во-первых, работу на все шесть рублей, да сверх того (Маркелов пригнул другой палец) — целую четверть хорошей ржи — да еще (Маркелов пригнул третий) с прибавкой! т. е. высасывают последнюю кровь из мужика!»
« — Да, я решился! — повторил он, с размаху ударив по колену своим волосатым, смуглым кулаком, — я ведь упрямый... Я недаром наполовину малоросс».
« — Ну, так чем же вы решили?
Нежданов пожал плечами.
— Да я тебе сказал уже, что пока — ничем, надо будет еще подождать».
« — Гм! — произнес Сипягин. — Это ты про студентика?
— Про господина студента.
— Гм! разве у него тут (он повертел рукою около лба) ... что-нибудь завелось? А?»
5. Самостоятельная работа студентов на занятии (инновационные методы - работа с электронными носителями):
1. Данные языковые формулы речевого этикета распределите по ситуациям, в которых их использование уместно
Языковые формулы | В официальной обстановке | В неофициальной обстановке | В особых ситуациях |
Формулы приветствия Здравствуй(те), доброе утро, очень рад видеть тебя (Вас), приветствую, привет, здравия желаю, салют, мое почтение. | |||
Формулы прощания До свидания, пока, до завтра, до встречи, желаю всего хорошего, спокойной ночи, всего Вам (тебе) доброго, ну бывай(те), прощай(те), не поминай(те) лихом, салют. | |||
Формулы благодарности Спасибо, благодарю, позволь(те) Вас (тебя) поблагодарить, я очень признателен тебе (Вам), моя благодарность не знает границ, нет слов выразить свою благодарность. | |||
Формулы обращения Ваше величество, Ваше преосвященство, сударь, сударыня, товарищ, брат, Иван Иванович, господин, господа, эй, Вань, гражданин, коллега, друзья, красавица, будьте так любезны | |||
Формулы просьбы Сделай(те) одолжение, если Вас (тебя) не затруднит, не сочти(те) за труд, не могли бы Вы, пожалуйста, прошу, будьте так любезны, извини(те), прости(те). | |||
Формулы представления Разреши(те) представить, представляю, позволь(те) познакомить, позволь(те) представиться, будем знакомы, я хочу познакомить Вас (тебя), познакомьтесь. | |||
Формулы приглашения Приглашаю (ем) Вас (тебя), Разреши(те) пригласить Вас (тебя), мы выражаем надежду на то, что… (вы примите наше приглашение; ответите согласие на наше приглашение), не согласитесь ли вы, не могли ли вы, у меня к Вам (тебе) предложение, не будете(ешь) ли Вы (ты) против того, чтобы…, как Вы (ты) отнесетесь(ишься) к тому, чтобы… |
2. Прочитайте образцы телефонных разговоров. Подчеркните в них формулы делового этикета. Отметьте границы частей разговора и напишите названия этих частей. Задание из учебника «Русский язык и культура речи» под редакцией В.И. Максимова, А.В. Голубевой.
Диалог 1
– Компания «Стройбизнес», вас слушает секретарь директора Семенова Анна Макаровна.
– Здравствуйте. С Вами говорит менеджер по продажам фирмы «Каскад» Маркелов Александр Игнатьевич. Я договаривался созвониться с Аркадием Петровичем о приобретении нашей продукции.
– К сожалению, Аркадий петрович сейчас в командировке. Он будет в конце недели. Я могу ему что-нибудь передать?
– Передайте, пожалуйста, мой контактный телефон. Маркелов Александр Игнатьевич: 951-20-79. Буду очень благодарен, если Аркадий Петрович найдет время, чтобы перезвонить мне.
– Хорошо, передам. Что-нибудь еще?
– Нет. Спасибо. До свидания.
– Всего доброго.
Диалог 2
– Слушаю Вас.
– Здравствуйте. Позовите, пожалуйста, Екатерину Николаевну.
– А по какому вопросу?
– По поводу гаража.
– Одну минуточку.
– Екатерина Николаевна, здравствуйте. Это Игорь Алексеевич. Екатерина Николаевна, в пятницу, в семь часов вечера у нас состоится заседание правления гаражного кооператива. Пожалуйста, подготовьте к обсуждению наши документы по приватизации земельного участка.
– Хорошо, подготовлю. Скажите, пожалуйста, Игорь Алексеевич, а мое присутствие обязательно? Дело в том, что у меня на это время запланирована встреча.
– Я бы Вас попросил по возможности перенести встречу. Екатерина Николаевна. Вы знаете, ситуация у нас сложная, а Вы лучше всех владеете вопросом, во всяком случае, в части его документального оформления.
– Я поняла. Попробую освободить время и перезвоню Вам.
– Договорились. В любом случае жду Вашего звонка. До свидания.
– До свидания.
Диалог 3
– Здравствуйте. Технологический лицей № 5.
– Алло, здравствуйте. Скажите, пожалуйста, я могу получить у Вас информацию о курсах по бухгалтерскому учету?
– Да, пожалуйста. Все курсы по бухгалтерскому учету платные, в рамках дополнительного образования. Есть трехмесячные, четырехмесячные и шестимесячные курсы. Стоимость обучения соответственно пять тысяч, шесть тысяч и восемь тысяч рублей. Оплата производится через нашу бухгалтерию.
– А сколько раз в неделю занятия?
– Обычно два раза в неделю по три академических часа.
– А по каким дням?
– Как правило, по вторникам и пятницам с шести часов вечера, но могут быть и изменения.
– А что вы предлагаете по окончании курсов?
Мы выдаем свидетельство и, по Вашему желанию, передаем Ваши координаты в городскую службу занятости.
– А с какого числа начинаются занятия?
– По мере комплектования групп.
– И последний вопрос. Как вас найти и в какое время лучше подъехать, чтобы записаться на курсы?
– Наш адрес: улица Борисова, дом 55. Лучше всего подъехать на сто пятьдесят втором автобусе, остановка «Технологический лицей № 5». Вы нас сразу найдете: трехэтажное здание с белыми колоннами. Отделение вечерних курсов на первом этаже, комната 5, работает с 16 до 19 часов, бухгалтерия работает с 10 до 18 часов.
– Спасибо, а с кем я разговаривал?
– Секретарь учебной части Васильева.
– Еще раз спасибо, до свидания.
– До свидании я.