Лавз 1. Научный статуе я предмет культурологии

К агентам, культуры относятся большие социаль­ные группы, малые социальные группы, индивиды. Малые социальные группы подразделяются на:

■ добровольные профессиональные ассоциации, объ­единяющие творцов культуры, способствующие их профессиональному росту, защищающие их права и способствующие распространению куль­турных ценностей;

■ специализированные объединения и кружки, на­пример, кружок петрашевцев;

■ круг поклонников отдельных видов искусства, му­зыкальной группы, определенной религии;

■ культурные срезы, представляющие собой раз­мытое (неопределенное) множество людей, при­надлежащих к интеллигенции и осуществля­ющих духовную поддержку либо культуре в целом, либо ее отдельным видам и направлениям;

■ семьи, в которых происходит первичная социа­лизация и инкультурация человека.

Большие социальные группы подразделяются на:

■ этносы (племя, народность, нация), представля­ющие собой устойчивые межпоколенные общно­сти людей, объединенные общей исторической судьбой, общими традициями и культурой, особен­ностями быта, единством территории и языка;

■ профессиональные группы создателей, исследова­телей, хранителей и исполнителей художествен­ных произведений, в частности музыковеды, краеведы, этнографы, филологи, философы, кри­тики, цензоры, архитекторы, реставраторы;

■ непрофессиональные группы, в той или иной фор­ме приобщенные к культуре, например зрители, читатели, поклонники;

■ аудитории: читательская, зрительская.

Особую категорию субъектов культуры составля­ют вкладчики — люди, которые способствовали пози­тивным изменениям в культуре. Эта категория распа­дается на несколько групп:

1) создатели художественных произведений — по-
эты, писатели, композиторы, художники;

2) меценаты, спонсоры, т. е. инвесторы культуры; J|j

3) распространители культурных ценностей — из­датели, конферансье, лекторы, дикторы;

4) потребители культурных ценностей — публика, аудитория;

5) цензоры — литературные редакторы, главные редакторы, литературные цензоры, следящие за соблю­дением правил;

6) организаторы — царь Петр, министр Фурцева, мэр Лужков.

К институтам культуры следует относить учре­ждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие художественные про­изведения, а также спонсирующие и обучающие на­селение культурным ценностям, в частности академии наук, школы и вузы, министерства культуры и обра­зования, галереи, библиотеки, стадионы, учебно-вос­питательные комплексы, театры и др. Таково первое, но не единственное понимание культурного институ­та. Второе его значение выводит нас на устоявшуюся социальную практику. К примеру, цензура не всегда представлена, подобно музею или библиотеке, много­этажным зданием или разветвленной организацией. Цензуру следует именовать социальной или культур­ной практикой, а не учреждением.

Литературные критики и обозреватели, жюри, присуждающие призы и премии, а также публичные библиотеки, школы и университеты тоже называются культурными институтами, способствующими продви­жению литературы на рынок и распространению сре­ди читателей. Культурными институтами выступают такие группы населения и явления, которые на пер­вый взгляд трудно причислить к ним. Например, в числе культурных институтов называют институты англий­ских дворецких, промышленных инструкторов, опекун­ства, частного образования, гувернерства.

1 § Я. Цивилизация и культура________________

Самым крупным культурным комплексом высту­пает цивилизация, которую часто отождествляют с куль­турой. В каких-то случаях так оно и есть, но не всегда они выступают синонимами. Цивилизация понимает­ся учеными в двух значениях.

В первом случае цивилизация обозначает истори­ческую эпоху, пришедшую на смену варварству, ина­че говоря, знаменует высший этап развития челове­чества.

Во втором случае цивилизацию связывают с гео­графическим местом, подразумевая локальные, регио­нальные и глобальные цивилизации, например, вос­точную и западную цивилизации. Οιτη различаются экономическим, укладом и культурой (совокупностью норм, обычаев, традиций, символов), куда входит спе­цифическое понимание смысла жизни, справедливо­сти, судьбы, роли труда и досуга. Так, восточная и западная цивилизации различаются именно этими принципиальными чертами. Они покоятся на специ­фических ценностях, философии, принципах жизни и образе мира. А в рамках таких глобальных понятий формируются конкретные различия людей в поведе­нии, манере одеваться, типах жилища.

Слово цивилизация произошло от латинского civi-lis — гражданский, государственный, в средневеко­вье носившего юридический смысл, относящийся к судебной практике. Затем его значение расширилось. «Цивилизованным» стали называть человека, умею­щего хорошо себя вести, а «цивилизовывать» озна­чало делать благовоспитанным и вежливым, общи­тельным и любезным. Цивилизовать можно было варварские племена или низшие сословия, к приме­ру крестьян. В светском обществе «цивильность» оз­начала учтивость.

Первым употребил слово «цивилизация», по мне­нию Л. Февра, барон Гольбах; в 1766 году Руссо еще не пользовался им или не знал его. Хотя оно его могло бы выручить. Ведь критиковал он на самом деле не куль­туру, а именно цивилизацию. А за неимением подходя­щего слова досталось культуре. Однако слово «циви­лизация» появилось при жизни Руссо и в самое нужное время — когда завершилось издание «Энциклопедии». Просветители связывали цивилизацию с разумом, а культуру с духом.

Цивилизация ассоциировалась в Европе XVIII— XIX веков с социальными установлениями, правами и свободами, а также мягкостью нравов и вежливостью в обращении.

Вряд ли так понимаемая цивилизация затрагивала духовный мир. Скорее, она обозначала комфортность и удобство материальных условий обитания человека.

Долгое время культуру и цивилизованность ото­ждествляли. Первым разграничил два понятия немец­кий философ Иммануил Кант, а в начале XX века дру­гой немецкий философ, Освальд Шпенглер, в своем знаменитом труде «Закат Европы» и вовсе противо­поставил их. Цивилизация предстала у него высшей стадией культуры, на которой происходит ее окон­чательный упадок. «Культура — это цивилизация, ко­торая не достигла своей зрелости, своего социального оптимума и не обеспечила своего роста»1,— писал из­вестный французский историк культуры Ф. Бродель, как бы соглашаясь с высказыванием О. Шпенглера.

Постепенно в европейском сознании утвердилось представление о цивилизации как вершине техниче­ских достижений человечества, связанных с покоре­нием космоса, внедрением компьютерных технологий и невиданных источников энергии. С цивилизацией ас­социируются материальные успехи, а с культурой — духовный мир человека. Второе значение термина «ци­вилизация» восходит к его латинскому корню: civis — не только гражданин, но и горожанин. Поэтому циви­лизация означает городскую культуру. В этом смысле все примитивные народы, не знавшие городов, не яв­ляются цивилизованными, хотя понятие «культура» распространяется и на них.

1 Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVIII вв. Т. 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М., 1986. С. 116.

В культурологии так и не сложилось единого пони­мания цивилизации. В частности, она понимается как степень культурного развития, которой достигли дале­ко не все страны. Существует множество показателей цивилизованности: уровень смертности (особенно дет­ской), санитарное состояние городов, экология и т. п. Самым важным показателем считается наличие пись­менности: хотя во всех культурах используется язык, не все они обладают письменностью. В одном из самых авторитетных изданий по культурологии, а именно в книге Р. Уильямса «Ключевые слова: Словарь по куль­тура и обществу» , сказано, что культура явилась некой альтернативой цивилизации, которая тесно ассоцииро-налась с социальным прогрессом. В понятии «культу­ра» воплотилась идея национальных и традиционных культур, всего комплекса явлений, обычно связываемых у нас с народной культурой1.

Российские этнографы, в частности Ю.И. Семенов, считают, что признаками перехода к цивилизации яв­ляются: в области материальной культуры — появление монументальных каменных или кирпичных строений (дворцов, храмов и т. п.), в области духовной культу­ры — возникновение письменности2.

Для антропологов цивилизация — всего лишь бо­лее сложный, или наивысший тип культуры. А если придерживаться этимологии, то окажется, что цивили­зация — это культура людей, живущих в городах. Го­рожанам присущи сложный образ жизни и письмен­ный язык.

Итак, цивилизация началась в эпоху письменности и земледелия. Она явилась вершиной социального прогрес­са человечества. Возникновение земледелия 10—12 тыс. лет назад отмечено крупными изменениями в социальном и культурном развитии. Обработка земли стала более < истематичной и тщательной. Резко повысились произво­дительность труда и размеры прибавочного продукта. Увеличение размеров прибавочного продукта дало ска­чок развитию институга торговли. Именно с возникнове­нием земледелия фигура торговца стала главным эконо­мическим и культурным агентом человеческого общества. Бизнес превратился в важнейшего творца современной цивилизации, если таковую понимать как совокупность не только духовных, но и материальных, научно-техниче­ских достижений человечества.

1 Williams R. Keywords: A Vocabulary of Culture and So­ciety. Fontana: Croom Helm, 1976. P. 79. 2 Семенов Ю.И. Предмет этнографии (этнологии) и про­блема его соотношения с предметом социальной антрополо­гии // Наука о культуре и социальная практика: Антропо­логическая перспектива: Сб. науч. чтений / Под общей ред. Ю.М. Резника.— М.: ИКАР, 1998. С. 7—39.

Считается, что бизнесу мы обязаны возникновени­ем письменного языка. Действительно, необходимость регистрирования тех, кто привез зерно, когда он это

сделал, в каком объеме, кто чем владеет, ведение дело­вой документации и управление государством в конеч­ном итоге привели к возникновению письменности, а позже и книгопечатания.

Именно с земледелием связывают зарождение го­сударства, городов, классов, письменности — необхо­димых признаков цивилизации. Среди таких приз­наков следует назвать и зарождение религии как мощного социального института, который покоится на систематических ритуалах и церемониях, разверну­той доктрине сакральных культов, деятельности и влиянии мощной группы профессиональных жрецов.

Сегодня ученые согласились, что первый и второй подходы, о которых говорилось в самом начале парагра­фа, применимы только к обществам, стоящим на доста­точно высокой ступени развития, где бы географически они ни размещались. В таком случае вне цивилизации оказываются, в частности, примитивные общества Поли­незии и Океании, где до сих пор существует первобыт­ный образ жизни, нет письменности, городов и государ­ства. Получается своеобразный парадокс: культура у них есть, цивилизации нет (там, где нет письменности, нети цивилизации). Таким образом, общество и культу­ра возникли раньте, а цивилизация позже. За всю ис­торию существования в условиях цивилизации челове­чество жило не более 2% времени.

Цивилизация — определенная часть или степень развития культуры. Большинство исследователей со­гласны в том, что цивилизация предполагает развитие интеллекта и нравственности, степень и уровень оче­ловечивания народов. Прогресс культуры идет от вар­варства и цивилизации.

д § 10. Культура и этнос___________________

Цивилизацию составляют различные культуры, а человечество состоит из народов. Носителем культуры выступает народ (этнографы называют его этносом), а не личность. Поэтому часто говорят: один народ — одна культура. Хотя при ближайшем рассмотрении единая культура распадается на множество субкультур, в об­щем и целом подобная формула верна.

Этнос (от греч. elhnos — племя, народ) — собира­тельное название для больших по численности кровнородственных групп людей, образующих I племя, народность или нацию.

Народ — главная форма этнических общностей. Ннугри него выделяются этнические группы, разли­чающиеся языком, одеждой, жилищем, семейным ук­ладом. Например поморы, живущие на берегах Белого моря, и донские казаки, населяющие район Дона, а также уральские казаки являются русскими. Тем не менее они осознают и ведут себя как особая этниче­ская группа. Ученые называют подобные группы су-огтносами: их члены сами видят свои отличия, помнят о них, имеют собственное имя. Но бывает, что этногра­фы отчетливо видят особенности группы, а сама она их не осознает. Подобные группы принято называть ■ этнографическими.

Этносы существуют как устойчивые межпоколен-ιπ,ιο общности людей. Из двух важнейших признаков этноса — быть кровнородственной группой и межпо­коленной общностью — первый целиком биологиче­ский, а второй биосоциальный. У этноса двойственная природа — биологическая и социальная.

Людей объединяет в единый этнический орга­низм, скажем, нацию, древнее происхождение от об­щего предка, а также общность исторической судьбы, общие традиции, культура, особенности быта. Список общих черт этноса надо продолжить, добавив два очень важных фактора ·— общность территории и общность языка.

Язык — отличительный признак этноса. Однако нередко на одном языке могут говорить несколько на­родов. Например, почти все народы Латинской Амери­ки говорят на испанском языке, хотя это разные на­ции: чилийцы, аргентинцы, мексиканцы и т. д. Этносы формируются на определенной территории, а позднее Moiyr переселиться в другое место или освоить новые территории. Этносы формируют общий язык и культу­ру. Со временем он обогащается новыми словами, рас­ширяется, видоизменяется, но суть остается прежней. За что борются малые народы? За свою территорию, т. е. землю предков, и за свой язык, на котором эти предки говорили.

Связь между этносом и территорией очень тесная." То же самое можно сказать об обычаях, традициях, осо­бенностях культуры, быта. Каждый народ имеет при­сущие только ему ритуалы, обряды, что отличает его от другого народа.

Долгое проживание на одной территории отклады­вает неизгладимый отпечаток на миросозерцание, об­раз жизни, хозяйственный уклад, манеру общения внут­ри этноса. Таких народов большинство. А некоторые чуть ли не всю жизнь бродят по земному шару. Напри­мер, цыгане, общаясь с самыми разными народами, тем не менее, сохранили самобытность, и их легко отли­чить от других этносов.

Не меньшую роль в становлении и развитии этно­сов играет этническое самосознание. Надо чувствовать свою принадлежность к своему народу и его истори­ческой судьбе, только тогда ты сохранишь в себе его традиции и ценности. Цыгане, где бы они ни скита­лись, чтили свои традиции. А русские часто легко ус­ваивали чужое, в Америке становясь американцами, а в Германии — немцами. К счастью, не все. I Ιο десятки миллионов русских, рассеянных но всему свету, или полностью забыли традиции или с трудом удерживают их, передавая детям, которые по-русски не могут ска­зать слова. Этническое сознание иначе можно назвать духовным отождествлением человека с его народом.

Таким образом, этнообразующими факторами яв­ляются:

■ кровное родство — единство происхождения от общего предка;

■ устойчивая межпоколенная преемственность;

■ единство территории;

■ единство языка;

■ общность исторической судьбы;

■ общая культура и традиции;

■ общее самосознание (этническая идентификация).

Народы, вследствие различных причин, перемеща­ются по территории Земли, иногда обретают новую родину далеко от своих истоков. Один народ может проживать либо на своей биологической (генетической) родине, т. е. там, где он сформировался как единый эт­нос (страна происхождения), либо в другой стране, ι- уда он целиком и полностью мигрировал впоследст­вии, уже сформировавшись в единую общность, или ι· уда мигрировала только его часть. Нас будут интере-| онать два последних случая.

Миграция или откочевывание с исторической ро­дины послужило основой формирования, например, >-ι'временного болгарского этноса. Сегодня в Болгарии 111 и >живают почти 8 млн человек, называющих себя бол-|.|рами. Но много веков назад они назывались булга­рами и были тюркоязычным племенем, кочевавшим в I фиазовье в VII веке, откуда их вытеснило другое тюр-т пязычное племя — хазары. Кочевая болгарская орда распалась на несколько потоков, один из которых дос­тиг территории современной Болгарии за Дунаем. Там проживали славянские племена, которые сами пере­селились за Дунай в VI веке. Тюркоязычные болгары покорили задунайских славян и сформировали славя-потюркское государство, во главе которого стал хан Лспарух. В результате взаимодействия двух этнических групп тюркские пришельцы усвоили славянский язык, ■ тал формироваться теперь уже славянский болгар­ский язык, составивший основу современного болгар-' кого языка. Тюркоязычный этнос стал славянским этносом.

Другая часть расколовшегося народа перемести­лась в Волжско-Камское междуречье, где возникла еще одна Болгария (Булгария) — Волжско-Камская (терри­тория современного Татарстана). Здесь булгары-кочев­ники слились с местными земледельческими финно-угорскими племенами, перешли к оседлому образу 'кизни и сыграли заметную роль в формировании со-пременных татар, чувашей, башкир и других поволж-| к их народов.

Части этноса, рассеянные по территории древних государств, образуют диаспоры. Диаспора (от греч. diaspora — рассеяние) — пребывание значительной части народа вне страны его происхождения. Диаспо­ры образуются за счет добровольного переселения (ми­грации), насильственного выселения, угрозы геноци­да и иных социальных факторов.

Примером ненасильственного формирования диас­поры выступает русский этнос. Ни одному народу на свете не удалось изгнать русских с исторической роди­ны — России. Зато русские добровольно и большими партиями покидали ее начиная с XVII века. Сегодня в дальнем зарубежье насчитывается более 4 млн русских, в ближнем зарубежье, по разным оценкам, их от 25 до 40 млн. Русские общины существовали раньше или су­ществую'!'до сих пор в США, Канаде, Бразилии, Фран­ции, Германии, Чехии. Диаспора— это часто начало формирования национального меньшинства.

Под национальным меньшинством надо понимать отдельную часть этноса, оказавшуюся за пределами проживания его основной, главной части или за преде­лами одноименного государства. Национальные мень­шинства также именуют этническими меньшинствами.

В России меньшинствами являются, например, греки, армяне, грузины, чехи, казахи, узбеки и т. д. В то же время русские являются этническим меньшинст­вом, например, если они постоянно проживают в Венг­рии, Германии, Франции, а после распада СССР стали этническим меньшинством во всех бывших республи­ках СССР. Но в Казахстане их доля не так уж и мала, в самом начале она составляла 37% и превышала долю казахов. Поэтому для этого случая был специально изобретен термин «иноэтничное большинство». Тем не менее казахи, численно уступавшие русским, были признаны титульным этносом (т. е. такой этнической группой, название которой совпадает с названием го­сударства), а русские — нет.

д § 11. Межкультурное оОщенне_______________

Огромное количество людей временно живут или работают за границей, и потому находятся вне родной культуры.

В литературе выделяют несколько категорий таких людей:

1) туристы, выезжающие на короткий срок;

2) бизнесмены, правительственные чиновники и ученые, совершающие не слишком продолжительные путешествия;

3) специалисты и бизнесмены, заключившие мно­голетний трудовой контракт, студенты, обучающиеся за рубежом;

4) иммигранты, которым необходимо быстро адап­тироваться к чужой культуре.

Межкультурные контакты подразумевают, что ме­жду партнерами существует четкое разделение ролей и каждый субъект роли выполняет предписанные род­ной или иноземной (в зависимости от того, в какую страну попал человек) культурой нормы поведения. I'. основном роли подразделяются на хозяев, гостей и чужаков. Последнюю категорию людей именуют так: пришелец, иммигрант, чужестранец, беженец. В Авст­ралии используются такие понятия, как «новый авст­ралиец», «новый приятель», «эмигрант, живущий на деньги, присылаемые с родины». Американцы говорят 11 «постоянно проживающих чужестранцах», В Европе слово «гастарбайтер» применяется по отношению к иностранным рабочим, пребывающим здесь по кон­тракту или нелегально.

Часто эти люди допускают ошибки только потому, что незнакомы с нормами и правилами ритуальной коммуникации в другой стране. Ритуальная коммуни­кация в разных обществах не одна и та же. Она вклю­чает не только вербальную, но и невербальную инфор­мацию. И неизвестно, какой из них обучиться труднее.

Далеко не все виды коммуникации основаны на речи. В дополнение к лингвистической коммуникации человек использует жестовую. Сведение к переносице оровей, замах рукой и широкое разведение рук в раз­ных культурных контекстах обозначает не одно и то же: удивление или неудовольствие, угрозу или проявление нервозности, дружественность или враждебность. По­вседневное общение людей пронизано такими жеста­ми, которым употребляющий их приписывает одно ■шачение, а тот, кому они адресованы, может истолко­вать их совсем иначе. Поэтому ученые говорят об от­крытом и скрытом смысле слов, жестов и человече­ских поз.

Жесты культурно обусловлены. В каждой стране они разные. В Новой Гвинее указывают на предмет глазами π не понимают указания, когда оно делается рукой. Иолгары заявляют о своем согласии, качая головой из стороны в сторону, т. е. движением, которым в Европе и Америке пользуются для выражения отрицания. Ти­бетцы выражают одобрение, высовывая язык.

Учение о невербальных коммуникациях в науке называется кинесиксом (kincsics). По существу, это одно из прикладных направлений культурологии. В нем обобщены сведения о всем многообразии встре­чающихся в разных культурах человеческих жестах. Раньше считали, что общение целиком происходит на вербальном уровне. Пионер в области кинесикса Рей Бердвистелл полагал, что основная часть нашего взаи­модействия с другими людьми носит невербальный характер.

Специалисты, обобщив многочисленные данные, пришли к выводу: часть жестов встречается приблизи­тельно с одинаковым смыслом во всех или большинст­ве культур, а другие жесты варьируются от культуры к культуре.

Оказывается, существуют и такие жесты, значение которых меняется в рамках одной и той же культуры в зависимости от того, кому они адресованы. Так, напри­мер, отдавать воинскую честь возможно только при на­личии соответствующей одежды и головного убора. А его демонстрация в гражданской форме может расценивать­ся как дурачество или даже издевательство.

Общение между людьми, в отличие от общения животных, облечено в различные формы, подчинено условностям и законам. Способ общения продиктован культурными нормами, которые предписывают, как обязаны общаться или обращаться друг к другу млад­шие и старшие по возрасту или чину, мужчины и женщины, законопослушные граждане и преступни­ки, туземцы и иностранцы.

1 § 12. Культурные конвенции________________

Культурная жизнь превратилась бы в неуправляе­мый хаос, если бы каждый раз нам приходилось во всех подробностях выяснять значение любого своего дейст­вия, прежде чем совершить его. Когда мы встречаемся с совершенно незнакомым человеком, мы не спрашива­ем себя, как долго мы обязаны пожимать ему руку.

Мы сталкиваемся с огромным количеством куль­турных правил, которым обучаемся с раннего детства и которые упорядочивают наше взаимодействие с дру­гими. Их называют культурными конвенциями. Они касаются времени и места социального общения лю­дей, — иными словами, подразделяются на временные и пространственные.

12.1. Пространственные конвенции

Мы приписываем различные значения и символи­ческий смысл разным частям тела. Иногда один чело­век может прикасаться к другому, а тот к нему — нет: учитель касается плеча ученика, но не наоборот. Что значит, когда девушка касается ноги юноши под сто­лом? Мы прекрасно это знаем благодаря культурным конвенциям или социальным условностям.

Область исследования пространственных конвен­ций называется проксемикой (изучение взаимодейст­вия человека и окружающей среды). В своей книге «Персональное пространство» (1969) Роберт Соммер настаивает на том, что у каждого из нас есть невиди­мый круг, отмечающий наше личное пространство. Это персональная территория, которую мы, за небольшим исключением, не позволяем нарушать другим. Про­странственные конвенции можно наблюдать в повсе­дневной жизни.

К примеру, в американском обществе общеприня­тая дистанция при разговоре — около двух футов, по­этому когда она чрезмерно сокращается, мы чувству­ем дискомфорт.

Пространственные нормы часто определяются тем, как люди используют свои глаза. Когда вы стоите на эскалаторе в общественном месте, то, наверное, заме­чаете, что люди избегают прямо смотреть в глаза друг другу, предпочитая устремлять взор в пол либо на вы­вески, висящие на стенах. Подходящее объяснение со­стоит в том, что визуальный контакт глазами может быть понят как приглашение к вербальному контакту. Но мы не стремимся к вербальному контакту с прохо­жими в таких ситуациях, где наше личное пространст­во может быть нарушено.

Известно, что в Германии двери в учреждениях все­гда плотно закрыты, чтобы разъединить людей и создать ощущение приватного пространства. Немцы полагают, что, отгородившись от посторонних шумов, хождений и разговоров, персонал лучше трудится. Напротив, в США двери кабинетов обычно открыты. Американцы, которые работали в Германии, часто жаловались, что закрытые двери вызывают у них чувство отчуждения, заставляют думать о том, что окружающие более неприветливы, чем они есть на самом деле. Очевидно, что один и тот же знак — закрытая дверь — имеет в разных культурах раз­ный смысл, и потому он должен оцениваться исходя из данного культурного контекста.

12.2. Культурные дистанции

Общение между людьми — жестовое и речевое — в разных культурах происходит не только в различных формах, но и, что особенно интересно, на разной дис­танции. В книге «Молчаливый язык» (1959) американ­ский антрополог Эдвард Халл описал культурные вари­анты дистанции, которую держат между собой двое беседующих людей. Она различается от минимальной (нос к носу) в одних обществах до максимальной (не­сколько шагов) в других. Ее размеры вовсе не произ­вольны. Они коренятся в менталитете народа, в общих представлениях о том, что такое приватное (личное) пространство и с какого расстояния оно нарушается. В другой книге «Скрытое измерение» (1969) Э. Халл, ос­новываясь на данных наблюдений и интервью со взрос­лыми выходцами из среднего класса Севера США, вы­явил четыре общепринятых дистанции, используемых при общении.

Любовники, участники поединка по армрестлингу или борьбе прибегают к реальному телесному контак­ту либо к максимально короткой дистанции. Такова ин-тимная дистанция, составляющая от 0 до 18 дюймов. На этом расстоянии «присутствие другого человека не является случайным, и однажды оно может ошеломить, так как сильно увеличивает сообщаемую эмоциональ­ную энергию. Взгляд (часто искаженный), запах, испа­рения, исходящие от человеческого тела, звук, интона­ция и эмоциональный тон человеческого голоса — все это вместе служит сигналом неслучайного контакта с другим телом».

Личная дистанция (от 1,5 до 4 футов) может мыс­литься как малая защитная сфера или колпак, каким организм отгораживается от других. Большая часть наших бесед ограничена этим пространством. Случай­ных встречных мы допускаем к себе на расстояние от 4 до 12 футов. Эту зону можно назвать социальной дистанцией. Она характерна для специально устроен­ных собраний. Наконец, часть коммуникаций проис­ходит «вне круга личной вовлеченности». На публич­ной дистанции (более 12 футов) голос преувеличен и усилен, а значительная часть общения перемещается в сферу жестов и телесных поз. Это дистанция пуб­личной аудитории и театральных представлений.

Э. Халл описывает различия в дистанции, поддер­живаемой представителями разных культур в различ­ных ситуациях. Он показывает, что восприятие част­ной территории, разговорной дистанции и публичной дистанции, сохраняющихся у американцев, немцев, французов, японцев и арабов, сильно различается. Так, культурные различия в понятиях пространства отра­жены в ощущении человеком того, насколько сильно он нуждается в уединении либо, напротив, равнодушен к толпе и перенаселенности.

Сравнивая американцев с арабами, Э. Халл подчер­кивает, что обоняние — важнейший механизм, регули­рующий дистанцию у арабов. Арабы, когда разговари­вают, принюхиваются, находя для себя приятным и желательным переживание запаха тела другого челове­ка. Следовательно, они ведут беседу на более коротком расстоянии, чем американцы.

Наше личное пространство расширяется и сокра­щается в зависимости от ситуации. Часто мы рассмат­риваем близость стоящих рядом людей как показатель степени доверительности их отношений. Деловая бесе­да происходит на одном расстоянии, дружеская — на другом, разговор любящих друг друга людей — на треть­ем. Мы приходим к выводу о статусе людей, анализируя сохраняемую дистанцию. Кто-то считает дистанцию, которую преподаватель выдерживает по отношению к студентам, подтверждением статуса и властной дистан­ции. Тем не менее сегодня мы замечаем, что традицион­но четкое статусное пространство между учителем и учеником сокращается.

Наши рекомендации