Глава VII. Правовая культура. обоих типов в одно внутренне согласованное и гармоничное единство
обоих типов в одно внутренне согласованное и гармоничное единство. «Реальность для нее многогранна, имеет аспекты и непреходящего Бытия, и вечно изменяющегося Становления — духовного и материального. Ее потребности и цели — духовные и материальные, однако материальные подчинены духовным. Способы их реализации заключаются и в самосовершенствовании, и в преобразовании внешнего чувственно воспринимаемого мира: другими словами, эта менталь-ность и идеациональному, и чувственному воздает suum cuique (каждому — свое)». Соответственно такой гармоничный характер имеет иидеалистическая правовая культура. Историческим примером такой культуры является для П. А. Сорокина европейская культура XIII-XIV вв., когда произошло органическое слияние двух культурных принципов — приходящего в упадок принципа идеациональной культуры и нового принципа зарождающейся чувственной культуры.7
Таким образом, западная правовая культура, полагает П. А. Сорокин, прошла в своем развитии три стадии — идеациональную (V-XII вв.), идеалистическую (XIII-XIV вв.) и чувственную (с XVI в. и по настоящее время). Такие стадии можно выделить в рамках любой культуры.
Вместе с тем П. А. Сорокин считал, что современная ему чувственная культура Запада, а вместе с ней и чувственная правовая культура вступили в эпоху своего упадка. Кризис, по мнению ученого, обусловлен утилитарной, условной природой этических и юридических ценностей. Как только провозглашается, что добро — то, что полезно, выгодно и приносит удовольствие, а зло — то, что бесполезно, невыгодно и не влечет за собой получения удовольствия, люди утрачивают точный нравственный ориентир, поскольку каждый человек понимает это по-своему. Логическое развитие принципов чувственной культуры естественно приводит ее к самоуничтожению.
Суть кризиса П. А. Сорокин усматривает в том, что этические и правовые ценности постепенно утрачивают свое духовное значение. Они теряют свой моральный престиж и деградируют. Их начинают рассматривать как способ маскировки эгоистических материальных интересов людей, как дымовую завесу, скрывающую прозаические интересы и страсть к материальным ценностям. В итоге и юридические,
7 Там же. С. 50.
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
и этические нормы стали всего лишь пудрой и румянами для того, чтобы сделать макияж неприглядному телу экономических интересов Маркса и либидо Фрейда. Они превратились в простые дополнения к полиции, тюрьмам, электрическому стулу и другим формам проявления физической силы. С потерей престижа они постепенно утрачивают свою регулирующую и контролирующую силу — важный фактор человеческого поведения. Прежние моральные императивы — «ты должен» или «ты не должен» — все меньше определяют поведение людей и направляют его в соответствие с нормами.
Моральные и правовые ценности, утратив способность к социальному регулированию, открыли путь грубой силе как единственному сдерживающему фактору в человеческих отношениях. Появление современного «права сильного» — основная черта современного кризиса в этике и праве.
Логика развития чувственной культуры породила вXX в. проблему тоталитаризма. Чувственное общество с его чувственной этикой само подготовило свое добровольное самоподчинение грубому насилию. Освобождая человека от «предрассудков» моральных императивов, они отобрали у него невидимое оружие, которое безоговорочно защищало его достоинство, святость и неприкосновенность. Поэтому если человек полезен, то о нем будут заботиться, как заботятся о полезном животном. Его же можно уничтожить, если он приносит вред. Для такого уничтожения не требуется ни вины, ни преступления, ни реальной причины. Самого существования человека как непредусмотренного препятствия уже достаточно, чтобы его уничтожить. Миллионы людей уничтожаются, обрекаются на все виды лишений только из-за того, что само их существование является препятствием для реализации жажды власти, богатства, комфорта или какой-либо другой материальной ценности.
Вывод П. А. Сорокина однозначен: без перехода к идеациональной этике и праву, без новой абсолютизации ценностей общество не сможет выйти из этого тупика. Таков вердикт истории в отношении прошлых кризисов чувственной этики и права и таким должен быть приговор в отношении настоящего кризиса.
Каждая культура представляет собой особый мир, который содержит те или иные черты, сближающие его с доминирующими со-циокультурными вариантами. Такая специфическая правовая культура сформировалась и в России.