Ошибки в употреблении предлогов
Теория задания 7
ЗАДАНИЕ: Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. В 1ом столбце под буквами А) Б) В) Г) Д) даются примеры, во 2ом столбце под цифрами 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) даются обоснования грамматических ошибок.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Как должен выглядеть ответ:
А | Б | В | Г | Д |
1. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
o В задании с буквой ищем производные предлоги (обычно предложение начинается с них) и проверяем падеж существительного, стоящего после предлога. Все следующие предлоги сочетаются только с Дательным падежом существительного:
§ Согласно (кому? чему?)
§ Благодаря (кому? чему?)
§ Вопреки (кому? чему?)
§ Подобно (кому? чему?)
§ Наперекор (кому? чему?)
o Также в предложении могут быть предлоги, сочетающиеся с существительным в Родительном падеже:
§ в меру (чего?)
§ в течение (чего?)
§ в продолжение (чего?)
§ в силу (чего?)
§ в заключение (чего?)
§ в виде (чего?)
§ по причине (чего?)
§ наподобие (чего?)
o Например: Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
2. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
o Ищем в заданиях с буквой конструкцию «все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…» и т.д., необходимо проверить согласование подлежащего и сказуемого (ед./мн. число) в главном и в придаточном предложениях.
§ Все, кто смотрел на него, не моглине заметить…
мн.ч ед.ч ед.ч. мн.ч.
o Например: Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.
ИЛИ
Все, кто читали пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама.
3. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
o В задании с буквой должны быть кавычки
o Например: Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге«Письмах о добром и прекрасном».
o Объяснение: приложение – это определение, выраженное существительным.
o Объяснение:
§ Если перед кавычками стоит родовое название (книга, газета, журнал, картина и т.д.), название в кавычках должно стоять в Им.п. Например, роман «Евгений Онегин»; картина «Осень»; песня «Дубинушка».
§ Если перед кавычками нет родового названия, название в кавычках склоняется. Например, в «Евгении Онегине»; в «Осени» Левитана; в «Дубинушке».
4. ошибка в построении предложения с однородными членами
o Если в предложении есть однородные члены предложения, соединенные союзом «и», после которых идет общее зависимое слово (слова), необходимо проверить, согласуется ли первый однородный член предложения с эти общим зависимым словом.
Например, в предложении «мы надеялись и верили в победу» первый однородный член предложения «надеялись» не согласуется с «в победу», поэтому в данном предложении есть грамматическая ошибка.
o в качестве однородных членов предложения не могут быть использованы слова разных частей речи
Например, «я люблю рисовать и живопись»
o Если в предложении однородные члены связаны двойными союзами «не только – но и», «как – так и», «если не – то», необходимо проверить, стоят ли однородные члены предложения непосредственно после этих союзов. Например, в предложении «Мы ждали не только Машу, но и Ваню» союзы стоят правильно. Если мы поменяем место одного из них: «Мы не толькождали Машу, но и Ваню», в предложении появится грамматическая ошибка.
5. нарушение однородности понятий
o в качестве однородных членов предложения не могут быть использованы слова разных частей речи
Например, «я люблю рисовать и живопись»
6. нарушение однородности синтаксических элементов
o Недопустимо нарушать однородность синтаксических элементов предложения. Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения.
o Например, в предложении «Иван, учившийся в 9 классе и который принял участие в конкурсе, …» допущена ошибка.
7. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
o Задание с буквой начинается с деепричастного оборота
o Например: Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.
o Деепричастия отвечают на вопросы: что делая? что сделав?
o Объяснение: деепричастие выражает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Лицо, совершающее оба действия, должно быть одно и то же. В предложении действие «зачислили» совершают «они, какие-то люди» (неопределенно-личное предложение), а действие «получив» совершает Радищев.
o Объяснение: деепричастный оборот чаще всего нельзя использовать вместе с безличными предложениями, кроме тех случаев, когда действие выражено словами «можно, нельзя»
8. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
o Ищем в заданиях с буквой причастный оборот
o Причастие отвечает на вопросы: что делающий? что сделавший? что сделанный?
o Примеры причастий: работающий, сомневающегося, приехавшему, написанного и т.д.
o Например: Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.
o Объяснение: Если в предложении есть причастие, его форма (окончание) должна быть согласована с определяемым существительным. Для этого задаем от определяемого слова вопрос к причастию. Например, «было много ребят, (каких?) приехавшИХ в лес». Окончание причастия должно совпадать с окончанием вопроса к нему.
9. неправильное построение предложения с косвенной речью
o Нельзя смешивать прямую и косвенную речь. Недопустимо использовать в придаточной части предложения в косвенной речи местоимения «Я, МЫ, ТЫ, ВЫ».
o Например, «Дима признался, чтоя сегодня не готов к уроку».
10. Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении
Вид ошибки | Пример | |
1) | Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку. | О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. |
2) | Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет. | Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором. |
3) | Определение находится в отрыве от определяемого слова. | Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. |
4) | Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку. | В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. |
5) | Ошибочное местоположение предлога. | Через часа два спор закончился (часа через два) |
6) | Ошибочное местоположение составного союза. | Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной. |
7) | Ошибочное местоположение частицы бы. | Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником. |
11. Ошибки в употреблении предлогов
Вид ошибки | Пример | |
1) | Смешение предлогов из и с (со) в и на от и с через и из-за | Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился. Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки. Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни. Настоящий героизм проявился при боях за Москву. От утра до вечера он трудился в своей редакции. Он чуть не погиб через предательство друга. |
2) | Отсутствие предлога. | Нельзя не приклоняться его героизмом. |
3) | Наличие ненужного предлога. | Автор описывает о событиях послевоенного времени. |
КЛАССИФИКАЦИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК:
1. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2. неправильное употребление падежной формы существительного
3. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
4. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
5. ошибка в построении предложения с однородными членами
6. нарушение однородности понятий
7. нарушение однородности синтаксических элементов
8. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
9. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
10. неправильное построение предложения с косвенной речью
11. нарушение порядка слов в простом предложении
ошибки в употреблении предлогов