Часовня Королевского колледжа в Кембридже
Часть основанного Генрихом VI в 1441 г. колледжа в Кембридже. Завершена в 1515 г. “Перпендикулярный” стиль. Сплошная стена – только внизу, и та покрыта ажурной решеткой. Общая вертикальная устремленность.
Своды – вершина развития средневековых перекрытий. На пространстве протяженностью 12,66 м – встречающийся только в Англии веерный свод. Воплощен в 1360-1370 гг. в клуатре собора Глостера, но это небольшое строение. Веер формируется благодаря тому, что тьерсеронный свод с его пальмообразным узором нервюр объединялся с панелями, типичными для “перпендикулярного” стиля.
В базовом виде веерные своды представляют собой ряды усеченных конусов, расположенных вверх основаниями; эти воронкообразные поверхности соприкасаются между собой на продольном ребре сводов и опираются на поперечные арки. Конусы отделаны ажурными панелями, которые становятся все более узкими по мере удаления от вершины свода. Вертикальные линии таких сводов напоминают лучи “окна-розы”. В результате образуется весьма сложная, но тем не менее четко структурированная форма. Ажурные украшения и панели, прежде охватывавшие только стены и окна, теперь распространились и на свод. Абсолютно единообразное архитектурное пространство.
Технический шедевр. Не делятся на нервюры и лопасти, а состоят из отдельных, но словно бы перетекающих друг в друга каменных плит. Ажурные узоры вырезаны прямо на этих плитах. Пространства между конусами перекрыты горизонтальными плитами, каждая из которых весит около 1,5 тонн.
Капелла Генрих VII в Вестминстере.
Генрих велел перестроить капеллу Богоматери в Вестминстере и удлинить хор, выстроенный при Генрихе III. Снаружи и внутри капелла Генриха целиком состоит из великолепно орнаментированных панелей.
В структуре интерьера доминирует свод. Но если в Кембридже само строение свода четко различимо, то здесь оно почти незаметно из-за богатого разнообразия форм. Веерный свод украшен орнаментной отделкой в виде подвесок. Количество конусов в этой структуре возросло, вдоль центральной линии сводов расположился эффектный дополнительный ряд “воронок”, свисающих с потолка без всякой опоры. Технические приемы тщательно замаскированы: поперечные арки как бы растворяются в потолке свода, а распор их передается на наружные контрфорсы. Благодаря этому усиливается впечатление невесомости перекрытия; а поскольку ажурный орнамент вырезан прямо на каменных панелях, то сама поверхность свода как бы исчезает и кажется всего лишь затененным фоном для изысканных узоров.
В центре капеллы, за облицованной панелями перегородкой, помещена гробница Генриха VII, созданная итальянским скульптором эпохи Ренессанса Пьетро Торриджано.
Билет 37.
Позднеготическая архитектура Франции. Собор в Се, церковь яковитов в Тулузе, церковь Сент-Уан в Руане, церковь Сен Маклу в Руане, южный фасад собора в Санлисе, южный фасад собора в Бове, крыльцо собора в Альби, епископский дворец в Руане. Сент Эсташ в Париже.
Нотр-Дам в Санлисе.
В начале 50-х гг. 12 в., вскоре после создания нового хора в Сен-Дени, началось строительство небольшого собора Нотр-Дам в Санлисе, также к северу от Парижа. Стиль его несет на себе отчетливые следы влияния тех новшеств, которые были использованы в Сен-Дени. И хотя интерьер этого собора, несколько раз перестраивавшегося после пожаров, в конце концов приобрел черты, характерные для поздней готики, все же в первозданном виде сохранились обход и хор с монолитными колоннами и венцом капелл.
На плане явственно видны признаки нового стиля, начавшего формироваться под воздействием церкви Сен-Дени, хотя капеллы здесь отделены от сводов деамбулатория.
Несмотря на то, что собор в Санлисе возводился не по частям, а в один этап, его создатели не пожелали сделать фасад более современны в соответствии со стилем хора. Они предпочли просто скопировать западный фасад церкви Сен-Дени. В результате вестверк собора в Санлисе также имеет два пролета в глубину – как если бы его нужно было соединить с центральным нефом более старой конструкции.
Иными словами, собор в Санлисе, будучи совершенно новым сооружением, тем не менее механически повторяет некоторые приемы совмещения различных стилей, использованные в Сен-Дени, где это оправдывалось историческими изменениями в проекте здания.