Упражнение 100. Исправьте ошибки, связанные с употреблением местоимений. Объясните причины возникновения таких ошибок
Жизнь Гарри сильно изменилась. Сейчас она сидела напротив него. 2. Снейп внимательно посмотрел на котел Невилла, тот удивился. 3. Горы пергамента, лежащего у себя под ногами. 4. Драко вытащил руку из кармана, подпер шею и посмотрел на нее. 5. Гарри сердито затопал всеми своими ногами на Снейпа. 6. Потом он, улыбаясь, повернул к кошке голову, но той уже на месте не было. 7. Но вдруг он опять поднял голову, но на этот раз он поставил ее позади себя. 8. Они увидели сову, которая сидела на балконе. Гарри подошел к ней и взял письмо, которое было у него во рту. 9. И тогда Снейп со злобой ударил Волдеморта его ногой. 10. Первый тайм перевалил за свою половину встречи.11. Вот удар! Я на него обратил внимание еще в гостинице.12. Ситуация такая, что может как в ту сторону, так и в эту…13. Шовковский получает пас от своего друга по жизни - Владислава Ващука. Кстати, они женаты. 14. Японец хотел собой разбить лед. 15. Катарина Витт всю шею вытянула, чтобы рассмотреть Ламбьеля. 16. Вратарь выпустил мяч из рук, и его пришлось добить. 17. Он медленно и легко потёр свою щёку об её лицо. 18. Кровать стояла спинкой ко входу посреди комнаты, она была круглая. 19. – Джинни! – сказал он и встал на колени около кровати, а она оказалась в его объятьях.
Упражнение 101. Определите, о каком из слов всякий, каждый, любой идет речь:
· означает «какой угодно на выбор», «один из всех в данном количественном ряду»; имеет оттенок разговорности;
· означает «любой предмет из какого-то круга»; «любой из себе подобных, взятый отдельно»; может стоять во множественном числе только при наличии количественного числительного или существительного, не имеющего форм единственного числа;
· означает «разный, самый разнообразный, всевозможный»; свободно употребляется во множественном числе.
Упражнение 102. Пользуясь материалами учебника, заполните таблицу:
В формах местоимений 3-го лица | |
Н добавляется | Н не добавляется |
1. После простых предлогов без, в, для, до, за, из, к, на, над, о, от, по, под, перед, при, про, с, у, через.
2. Если между местоимением и предлогом стоит слово.
3. После предлогов наречного происхождения, употребляющихся с дательным падежом: вопреки ему, наперекор ей, согласно им, вслед ему, подобно им, благодаря ему.
4. После многих наречных предлогов: возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади.
5. После сложных предлогов: в отношении его, при помощи ее, не в пример им, по поводу ее, со стороны его, наподобие его, насчет их.
6. Если личному местоимению предшествует определительное местоимение весь.
7. После предлогов внутри, вне
8. После некоторых предлогов, употребляющихся с родительным падежом.
Тема 19. Стилистика глагола и глагольных форм
Цель: рассмотреть стилистические особенности использования глагола и особых глагольных форм в русском языке.
Задачи:
- Рассмотреть особенности использования глагола и его грамматических категорий в разных стилях речи.
- Охарактеризовать функционально-семантические особенности употребления причастий в русском языке.
- Дать стилистическую оценку использования неспрягаемых глагольных форм (причастия, деепричастия, инфинитива) в русском языке.
Ключевые понятия:именной/глагольный тип речи; эскпрессивно-выразительный потенциал глаголов; синонимия глагольных форм (формы времени; формы наклонения); действительные и страдательные залоговые конструкции; личные формы глагола; способы глагольного действия; изобилующие и недостаточные глаголы; неспрягаемые формы глагола; адъективированные причастия.
Вопросы для обсуждения
1. Место глагола в разных стилях речи
2. Стилистическое использование грамматических категорий глагола
2.1. Стилистическая характеристика категории времени
2.2. Стилистическая характеристика категории наклонения
2.3. Стилистическая характеристика категории залога
2.4. Стилистическая характеристика категории лица и числа
2.5. Стилистическая характеристика категории вида
3. Стилистическая характеристика неспрягаемых форм глагола
3.1. Инфинитив
3.2. Причастие
3.3. Деепричастие
Методические указания
В разных стилях глаголу отводится различное место. Минимум глаголов – в официально-деловой речи, отличающейся преимущественно именным характером изложения, и в научном тексте, где глаголы употребляются несколько чаще. В публицистическом и художественном тексте глагольность может стать определяющей чертой изложения, если автор ориентирован на повествовательный, событийный характер изложения. Здесь же глагольные формы могут рассматриваться как источник экспрессии.
Преобладание глагольных конструкций над именными способствует живости, эмоциональности описаний, а замена глаголов отглагольными существительными, напротив, предопределяет статичность описаний. Следует также охарактеризовать в общих чертах семантику глаголов и глагольных групп, употребляющихся по преимуществу в тех или иных стилях речи, подчеркивая, что стилистический эффект употребления разных групп глаголов неодинаков.
Характеризуя стилистические особенности использования глагольных форм времени, нужно отметить, что наибольшее их разнообразие зафиксировано в разговорном стиле, стиле художественной литературы, а также в разновидностях публицистики, близких к художественным жанрам. В научном стиле используются главным образом формы настоящего времени, а прошедшее и будущее время встречаются значительно реже. В официально-деловом стиле, где также регистрируется преобладание форм настоящего времени, многие формы времени имеют оттенок долженствования, предписания или условности. Формы времени могут вступать друг с другом в синонимические отношения.
Формы наклонения в русском языке различаются с точки зрения их употребления. Если изъявительное наклонение универсально по сфере употребления и не нуждается в стилистическом комментарии, то формы повелительного и сослагательного наклонения стилистически маркированы, и их употребление требует определенных оговорок. Как и формы времени, формы наклонения могут вступать в синонимические отношения.
Функциональную специализацию в русском языке имеют и залоговые формы, что учитывается при их стилистической оценке. Следует отметить, что употребление страдательных конструкций в разговорной и художественной речи часто оценивается как нежелательное влияние канцелярита.
Личные формы глагола наиболее свободно функционируют в разговорной и художественной речи, а также в публицистике. В документах принят именной тип речи и безличный стиль изложения. В научном стиле крайне редко употребляются формы 2-го лица единственного числа. Вместо форм 1-го лица единственного числа здесь функционируют формы 1-го лица множественного числа («авторское мы»).
Рассматривая видовые формы русского глагола, следует указать, что выразительность речи достигается использованием форм обоих видов. Наибольшая изобразительность присуща формам совершенного вида, который в русском языке выступает как сильный член видового противопоставления. Различные оттенки видовых значений и стилистической окраски у глаголов часто обусловлены особенностями их словообразования. Здесь нужно остановиться на понятии «способ глагольного действия», характеризующем особенности семантики глагольной формы.
Особое внимание необходимо уделить вариантным формам глагола, использование которых вызывает затруднения у многих носителей языка. Это в первую очередь недостаточные глаголы, ограниченные в образовании или употреблении личных форм (победить, очутиться), и изобилующие глаголы, имеющие двоякие формы настоящего времени (полоскает-полощет). Следует обратить внимание на возможные смысловые расхождения у изобилующих форм.
Характеристика неспрягаемых форм глагола должна начинаться с описания стилистического потенциала инфинитива. Нужно подчеркнуть его повышенную употребительность в деловой речи, частое использование в научном стиле, а также рассмотреть возможную синонимию инфинитива и личных форм глагола (Я бежать – ноги не несут).
Причастие, соединяющее в себе черты прилагательного и глагола, не только образно характеризует предмет, но и представляет его признак в динамике, что отличает его от прилагательного. В то же время причастие позволяет передать информацию в более емкой форме. Причастию может соответствовать придаточная часть сложного предложения. В современном русском языке причастия употребляются в основном в книжных стилях.
Деепричастия по словообразовательным особенностям в современном русском языке распадаются на две группы: книжные формы с суффиксами –а-,-я-,-в- и разговорно-просторечные с суффиксами –вши-, -ши-. Формы с суффиксами –учи-, -ючи- считаются архаическими. Образно рисуя действие, деепричастия часто выполняют роль тропов. При употреблении деепричастий нужно помнить, что у глагола-сказуемого и деепричастия должен быть общий деятель. Деепричастие допустимо и в безличных предложениях, где и главное и добавочное действия принадлежат одному и тому же лицу.
Литература
- Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Айрис Пресс, 2008. – С. 288-332.
- Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 1997. – 499-526.
Дополнительная литература
- Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи: Учеб. пособие для студ. фак. журналистики.- М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 166-184.
- Бельчиков Ю.А. Практическая стилистика русского языка. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – С. 199-224.
Упражнения
Упражнение 103. Укажите неверные высказывания:
а) Максимум глаголов – в официально-деловом стиле.
б) Предписывающий характер официально-делового стиля, преобладание в нем констатации и описания над повествованием способствуют вытеснению глаголов отглагольными существительными.
в) Употребление глаголов следует, надлежит, вменяется, обязуется, является, имеется – отличительная особенность публицистического стиля.
г) Научному стилю присущ именной тип речи.
д) Глагольность часто становится определяющей чертой текста в научном стиле.
е) Научный стиль в сравнении с другими книжными стилями обладает значительно большими возможностями использования различных семантических групп глаголов.
ж) В официально-деловом стиле глагол – неисчерпаемый источник экспрессии.
з) В художественно речи глагол часто используется для передачи движения, динамики окружающего мира и духовной жизни человека.
и) Преобладание глагольных конструкций над именными способствует живости, эмоциональности повествования.
к) Замена глаголов отглагольными существительными создает тяжеловесность конструкций, придает статичность описаниям.
л) Научный стиль отличается активным использованием форм будущего времени.
Упражнение 104. Проанализируйте предложения и определите, какие формы времени и наклонения могут быть синонимичны в русском языке. Какие стилистические ограничения накладываются на такую замену форм?
1. Выезжаем сегодня ночью. 2. Иду вчера и вижу: сидят двое. 3. Я поехала с вещами, а ты догоняй. 4. Я пошел на работу, а тебе - квартиру убирать. 5. Ну, положим, поступил он в вуз, а потом что? 6. Так Петя и принес нам эти билеты! 7. Он молчал, молчал, да как засмеется вдруг! 8. Мать, бывало, посмотрит бегло отметки и покачает головой. 8. Я шутить ведь не умею и вскочи к нему на шею (П.Ершов). 9. Тихохонько медведя толк ногой. (И.Крылов).
Упражнение 105. Проанализируйте предложения и установите, какие формы наклонения могут быть синонимичны в русском языке. Есть ли стилистические ограничения в употреблении таких форм?
1. Почитал бы ты что-нибудь. 2. Да здравствует солнце, да скроется тьма. 3. К трем вернешься! 4. Пропустить его! 5. Умей я шить – жил бы сейчас припеваючи! 6. Встать! Суд идет.