Тема 1. Культура как предмет культурологии
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс
для студентов заочной формы обучения
направление подготовки 030900 юриспруденция
Москва 2011
Автор: Горностаева Людмила Геннадьевна,кандидат культурологии, старший преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплинРоссийской академии правосудия
Рецензенты:
Антюшин С.С. - доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Российской академии правосудия.
Беляев Г.Г. – доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии и социально-экономических дисциплин Московской государственной академии водного транспорта.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр").
Одобрен на заседании кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Российской академии правосудия (протокол № 15 от 04 июля 2011 г.).
Утвержден Учебно-методическим советом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол №____ от ____ __________ 20____ г.).
© Российская академия правосудия, 20 ____.
© Горностаева Л. Г. ,20 ____
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………….3
Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………………….....6
Тематический план ...……………………………………………………………...7
Программа курса ………. ………………………………………………….……...8
Планы семинарских (практических) занятий…………………..……………….16
Методические рекомендации по изучению дисциплины………..……………..16
Задания для выполнения контрольных работ …………………………………..18
Литература ………………………………………………….…………………......19
Вопросы к итоговому контролю (зачету)…………………….………………….21
Введение
Учебно-методический комплекс предназначен для реализации Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр").
Значимость культурологии для подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием состоит, прежде всего, в инкультурации человека, то есть его включенности в культуру. Этот процесс протекает на протяжении всей жизни человека, но особенно интенсивно в годы становления личности, обучения молодежи в учебных заведениях. Высшее профессиональное образование не может сегодня считаться полноценным без изучения истории культуры, понимания обучающимися особенностей разнообразных культурных феноменов. Актуальность курса «Культурология» обусловлена также возрастающей ролью гуманитарного знания в современном обществе, необходимостью всестороннего интеллектуального развития студентов, ориентацией их в мире духовных ценностей, установкой на активную и творческую самостоятельную работу по осмыслению истории и теории культуры, адаптацией к социокультурной реальности своего региона, страны и мира.
Во все времена люди видели в юристе высокообразованного и культурного человека. Многие из юристов в истории России являли собой образец в деятельности и образе жизни, представлялись обществу своеобразными символами интеллигентности и эрудированности. С учетом реалий сегодняшнего дня юрист не может быть человеком «свободным от культуры».
Целью настоящего курса является изучение сущности культуры во всем ее многообразии, позволяющей будущим специалистам в области юриспруденции, не только объяснять историко-культурный процесс в его конкретном воплощении; но воспроизводить модели различного типа культур и проводить их сравнительный анализ в непосредственной практической деятельности.
Основные задачи:
- способствовать широкой гуманитарной и общекультурной подготовке будущих юристов;
- ориентация студентов в мире общечеловеческих ценностей;
- изучение и осмысление истории, теории и философии культуры, адаптация теоретических положений к правовой реальности;
- вооружить студентов основными методами анализа культуры;
- дать студентам глубокие и всесторонние знания происхождения и сущности культуры, ее типов;
- углубить понимание студентами отечественной культуры и ее роли в мировой культуре;
- научить студентов осуществлять социально-философский анализ различных явлений культуры;
- дать студентам рекомендации по исследованию с позиций культуры глобальных проблем современности;
- изучить основные законодательные акты Российской Федерации по вопросам культуры.
Культурология относится к учебным дисциплинам гуманитарного и социально-экономического цикла основной образовательной программы направления подготовки бакалавра юриспруденции.
Процесс изучения культурологии направлен на формирование у студентов общекультурных компетенций:
-восприятие, обобщение и анализ информации по вопросам культуры;
-толерантное отношение к представителям различных культур;
- способность анализировать основные проблемы культуры;
профессиональных компетенций:
-использовать основные положения культурологии для решения профессиональных задач;
- юридически правильно квалифицировать явления культуры;
- всемерно способствовать соблюдению законодательства по вопросам культуры и его совершенствованию.
В результате изучения культурологии студенты должны
знать:
- сущность, структуру и функции культуры;
- генезис культурологии как науки и ее подходы к исследованию социально-культурной реальности;
- основные методы познания культуры и основные культурологические концепции;
- общие закономерности, тенденции развития различных видов и жанров искусства;
- явления классической художественной культуры, основные стили и направления современной культуры;
- генезис и ментальность русской культуры, ее пути развития и доминанты;
- выдающихся деятелей современной отечественной и зарубежной культуры;
уметь:
- ориентироваться в основных культурологических концепциях, в проблемах современной культурной жизни;
- рассматривать культуру, мораль и право в их взаимосвязях;
- в общих чертах анализировать различные формы и типы культур;
- анализировать явления элитарной и массовой культуры;
- ориентироваться в многообразии направлений, форм и стилей художественной культуры современности;
- использовать культурологические знания в юридической практике;
- всемерно способствовать сохранению мирового и национального культурного наследия;
владеть:
- навыками анализа влияния культуры на развитие современного общества;
- основными методами исследования культуры;
- навыками применения культурологических знаний в интересах юридической теории и практики;
- навыками работы с учебной, периодической и научной литературой, вести дискуссию по основным проблемам культуры.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы (по учебному плану) | Количество зачетных единиц и часов |
Зачетные единицы – общая трудоемкость | 2 з.е. – 72 часа |
Всего аудиторных занятий, из них: | |
Лекции | |
Семинарские (практические занятия) | |
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС | |
Форма итогового контроля | зачет |
Тематический план
Разделы и темы дисциплины | Количество часов | |||
Всего | Лекции | Семинары и практ. занятия | Сам. работа | |
Тема 1. Культура как предмет культурологии | - | |||
Тема 2. Культура и право | - | - | ||
Тема 3. Основные культурологические концепции | - | - | ||
Тема 4. Структура, функции и типология культуры | - | - | ||
Тема 5. Динамика культуры | - | |||
Тема 6. Искусство как феномен культуры | - | - | ||
Тема 7. Модернизм и постмодернизм – направления культуры ХХ века | - | - | ||
Тема 8. Современные тенденции и проблемы развития культуры | - | |||
Зачет | - | - | ||
Итого: |
Программа курса
Тема 1. Культура как предмет культурологии
Этимология понятия «культура». Культура как антропологический феномен. Понятие артефакта. Культура как система ценностей, ориентаций, координат, символов. Знаки культуры или символические формы культуры.
Культурология как теоретическая дисциплина. Место культурологии в системе общественных наук. Философия культуры – изучение культуры в контексте философских проблем: бытия, сознания, общества, личности. Антропология культуры – одно из направлений в западной этнографии, исследующей совокупность знаний о человеке, этнической и индивидуальной психологии и этнологии. История культуры. Социология культуры – специфическая отрасль знания, изучающая социальные закономерности развития культуры. Психология культуры – изучение культурно-исторических типов личности, характерных для данного общества.
Предпосылки возникновения культуры. Первые материальные и духовные проявления культуры. Синкретический характер первобытной культуры. Культура как деятельность и поведение людей. Культура как социальная память человечества. Миф как первая историческая форма культуры.
Зарождение термина «культура» в период античности. Лингвистическая многозначность термина: культура как возделывание, почитание, образ жизни, образование и развитие, совершенствование. Ренессансное представление о культуре, понимание гуманистами значения цивилизации и роли личности в развитии культуры. Философско-теоретическое осмысление культуры в Новое время и в эпоху Просвещения.
Проблема определения сущности культуры. Соотношение понятий «культура», «природа» и «цивилизация». Возникновение понятия «цивилизация». формирование антитезы «цивилизация – культура». Различные подходы к разделению понятий «цивилизация – культура». Взаимодействие природы и культуры. Человек и природа. Экологическая культура и экологическое сознание. Природа в постиндустриальной цивилизации.