Собор Парижской Богоматери. В средние века большие соборы строились в каждом крупном западноевропейском городе: в храмах не только отправляли богослужения и молились
В средние века большие соборы строились в каждом крупном западноевропейском городе: в храмах не только отправляли богослужения и молились, но и прятались от неприятеля в военное время, а также спасались от стихийных бедствий за их крепкими стенами.
В те времена читать умели далеко не все, да и книг было немного – ведь их писали от руки, поэтому средневековые соборы играли роль «книги в камне», или «каменной проповеди» - напоминая людям о том, как коротка и мимолётна земная жизнь, являющаяся только прелюдией к жизни вечной.
В этом смысле Notre-Dame de Paris, Кафедральный Собор Парижской Богоматери, можно назвать одним из самых известных, если не самым известным в мире – хотя, конечно, своей популярностью он во многом обязан одноимённому произведению Виктора Гюго.
Раньше на месте собора Нотр-Дам находилась базилика Святого Этьена – первая христианская церковь в Париже, а до неё там стоял храм Юпитеру, построенный во времена, когда галлы были покорены римлянами.
По документам, строительство собора было начато в 1163 году, при Людовике VII. Кто заложил первый камень, неизвестно – Папа Александр III или епископ Морис де Сюлли, но в разные века в строительстве принимали участие многие известные зодчие, и поэтому храм сочетает в себе несколько архитектурных стилей.
Во Франции много готических храмов, но собор Нотр-Дам во многом отличается от них: он величественный и строгий, но при этом гармоничный и прекрасный. Как образец средневековой архитектуры, собор уникален: строго говоря, его нельзя назвать полностью готическим - в нём есть и черты романского стиля, и он не так стремится ввысь, как другие готические храмы, однако готика всё же преобладает.
Сколько времени строился Нотр-Дам? Считается, что около 200 лет, но на самом деле получается гораздо дольше, если принять во внимание многочисленные переделки, капитальные перестройки и реставрации.
Имена некоторых архитекторов дошли до нас: с середины XIII века собор строили Жан де Шель и Пьер де Монтрейль, а потом, до 1330 года здесь работали Пьер де Шель и Жан Рави. Очень символичным было финансирование строительства: на храм жертвовали средства все – от короля и духовенства до самых бедных парижских граждан, и даже проституткам разрешили принять в этом участие, только тайно, но их это вполне устроило.
Облик собора менялся в зависимости от событий и нравов: в XII веке церковь была «воинствующей», и храм напоминал крепость – его стены были мощными и глухими, а окна – узкими, похожими на амбразуры.
XIII век изменил облик многих соборов, в том числе и собора Парижской Богоматери – ведь церковь стала «торжествующей».
Середина XIV века – это время, когда собор стали считать законченным, но нам неизвестно, каким именно он тогда был – за последующие столетия он перестраивался множество раз.
В архитектуре собора много вертикальных линий и стрельчатых форм; ниши, прорезанные в стенах, сужаются кверху, а окна украшены ажурными колонками. Кроме того, архитектура пластична – собор словно «струится», а аркбутаны – укрепления по бокам, отдалённо напоминают опоры космического корабля – конечно, с точки зрения человека нашего времени, поэтому собор, при всей своей величественности, кажется устремлённым ввысь.
Главный фасад собора тоже отличает его от других готических храмов – на башнях нет островерхих шпилей, характерных для этого стиля, а порталы в нижней части выглядят очень мощными: портал Страшного Суда находится в центре, портал Девы Марии – слева, портал Святой Анны, Её матери – справа.
Сверху над всеми тремя порталами проходит аркада, украшенная статуями иудейских царей – их 28, а над ними – окна с витражами. Перед центральным окном – готической розой, диаметр которой составляет 10 м, стоят скульптуры Богоматери и двух ангелов. В XVIII веке цветные стёкла были заменены одноцветными и прозрачными, но реставраторы XIX века восстановили окно, и сегодня мы можем увидеть его таким, каким оно было сделано мастера века XIII. В те времена в руках у ангелов были подсвечники, в которые перед Страстной Пятницей вставлялись большие свечи – всю ночь они горели, и центральный фасад был освещён.
Ещё выше проходит аркада галереи - стройные колонны с тонким каменным кружевом наверху поддерживают верхнюю площадку; венчают сооружение две массивные, украшенные каменной резьбой башни.
На фасадах собора много скульптур, и особенно отличаются порталы – они оформлены так, чтобы люди, глядя на Нотр-Дам, могли увидеть всю историю христианства – от времён Адама до Страшного Суда. Очень интересны скульптуры химер на верхних площадках – они тоже были восстановлены в XIX веке. Средневековые скульпторы создали их жуткими, фантастическими существами – они кажутся застывшими, но имеющими душу – мрачную и безжалостную. Считалось, что химеры воплощают самые страшные грехи людей.
Хотя высокие башни-колокольни Нотр-Дама кажутся массивными – возможно, из-за плоского верха, - они в то же время воздушны. Долгое время именно отсюда парижане следили за окрестностями – приближавшихся врагов можно было видеть издалека, и сообщить об этом с помощью большого колокола.
Необыкновенная красота собора Парижской Богоматери объясняется удивительным сочетанием горизонтальных и вертикальных пропорций. Если смотреть на фасад, то он кажется словно разделённым на четыре яруса: внизу порталы, потом окна, галереи, и, наконец, башни. Ярусы вытянуты горизонтально, но весь фасад стремится вверх, и это впечатление усиливают стрельчатые формы.
Если говорить об архитектуре собора в целом, то это базилика – пятинефная, хотя на первый взгляд она кажется трёхнефной. Высота башен собора – 69 м, а его длина – 130 м, и одновременно в нём помещается 9000 человек.
Впервые попав внутрь собора Нотр-Дам, большинство людей чувствуют изумление, и восхищение работой средневековых архитекторов и строителей – настолько огромным кажется его пространство, а все элементы буквально рвутся вверх. Столбы, стрельчатые арки, вытянутые окна, каменные сплетения – всё стремится ввысь, и кажется, что они сделаны не из твёрдого камня, а из какого-то неизвестного материала, гибкого и пластичного.
Каким образом средневековые мастера сумели создать такое чудо, не имея никакой строительной техники и приспособлений, которые мы знаем сегодня? Можно сказать, что собор не имеет стен как таковых – вместо них идёт ряд столбов, между которыми находятся стрельчатые окна – огромные разноцветные витражи, играющие и переливающиеся в солнечную погоду всеми красками радуги. Одно только визуальное восприятие может действовать на состояние людей неожиданно: даже неверующий человек ощущает религиозное благоговение, оказавшись среди взлетающих арок, под неземным светом солнечных лучей, проходящих сквозь витражные стёкла, в которых каким-то образом гармонично сочетаются удивительно глубокие и насыщенные цвета.
От средневековых витражей мало что сохранилось, однако всё, что было разрушено, тщательно и с любовью восстановлено реставраторами, внимательно изучавшими искусство средневековых мастеров. Очень пострадал собор во время Великой французской революции – многое было разрушено, и даже высокий шпиль снесён – за то, что возвышался над всем остальным, и противоречил идеям равенства. Поистине, глупость революционеров была беспредельна – с нашей точки зрения, но сегодня всё восстановлено, хотя некоторые архитекторы и зашли дальше, чем было нужно: они не только восстанавливали элементы собора, но и старались внести что-то своё. Конечно, их вполне можно понять – уж очень велико было искушение оставить своё имя в истории Нотр-Дама, добавив к его убранству хотя бы маленькую деталь.
В Соборе Парижской Богоматери несколько органов, и один из них – самый большой во Франции. Когда эти органы звучат, то кажется, что звучит сам воздух под сводами собора, и музыка, дополняемая потоками света, проходящими сквозь витражи, кажется цветной и осязаемой.
Можно долго пытаться описать парижский собор Нотр-Дам, но вряд ли это получится, тем более после того, как это сделал Виктор Гюго. И хотя сегодня во Франции и в Европе много других знаменитых и прекрасных памятников, Notre-Dame de Paris остаётся непревзойдённым символом христианской культуры, и воспринимается, как идеальное творение, созданное людьми, но не без помощи высших сил. Собор Парижской Богоматери обязательно нужно увидеть – только тогда можно понять, что никакие описания не в силах даже частично передать его величие и красоту.
Микеланджело Буонарроти (полное имя — Микеланджело ди Лодовико ди Буонарроти Симони, итал. Michelangelo di Lodovico Buonarroti Simoni; 1475—1564) — итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель. Один из величайших мастеров эпохи Ренессанса.Содержание