Обоснование целесообразности решения проблемы сохранения нематериального культурного наследия народов Российской Федерации программно-целевым методом

Социальные функции культуры

Социальные функции, которые выполняет культура, позволяют людям осуществлять коллективную деятельность, оптимальным способом удовлетворяя свои потребности. К основным функциям культуры относятся:

- социальная интеграция — обеспечение единства человечества, общности мировоззрения (при помощи мифа, религии, философии);

- организация и регуляция совместной жизнедеятельности людей посредством права, политики, морали, обычаев, идеологии и т.д.;

- обеспечение средств жизнедеятельности людей (таких, как познание, общение, накопление и передача знаний, воспитание, образование, стимулирование инноваций, отбор ценностей и т.п.);

- регуляция отдельных сфер человеческой деятельности (культура быта, культура отдыха, культура труда, культура питания и проч.).

Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Культура — непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей, социальных общностей, социальных институтов.

Функции культуры

- Основная (человекотворческая). Человек живет не в природе, а в культуре. В ней он сам себя познает. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социологизации человека. Иначе она еще называется преобразующей функцией, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человеку.

- Информационная. Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. Особо оценивается представителями семиотического подхода к культуре. Знания о мире и о себе. Передача знаний, коммуникация. Выделяется специальная

- Познавательная функция. Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе. а также в связи с информационной выделяется

- Коммуникативная функция. Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации.

- Нормативная (регулятивная или защитная функция) - является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной так и социальной. Также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы - юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений. Законы, порядок. История нормативных актов - это часть исторической культуры.

- Знаковая. Знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение - семиотическая функция.

- Ценностная (Аксиологическая). Культура показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, в другой таковым не является.

- Духовно-нравственная - воспитательные роли культуры.

- Потребительская (релаксационная) Функция снятия стресса, напряжения. Долгое время эта функция недооценивалась. Форма трансляции познавательного социального опыта.

Социальной трансформацией современ­ного общества.

Одной из его главных характеристик является качественное преобразование основного производительного класса общества. Решающую роль в нем начинают играть люди интеллектуальных и творческих профессий, работники умственного труда. На наших глазах рождается новый тип производительного работника, опери­рующего не механическими орудиями труда, а сложной вычисли­тельной техникой. Местом его работы является не заводской цех, а конструкторское бюро, научная лаборатория, проектная мастер­ская или аналитическая служба, занимающие в техноструктуре со­временного производства все большее место. Профессиональной характеристикой такого работника является его способность ге­нерировать новое знание, внедрять в производство новые образ­цы, поставлять информацию, повышать конкурентоспособность предприятия на рынке. В лице такого работника мы также имеем дело с классом (его иногда называют «креативным классом»), ис­точником дохода которого является уже не данная ему от природы рабочая сила, а полученное в процессе образования знание. В про­изводство он входит со своим особым капиталом, который в отли­чие от денежного капитала можно назвать культурным и который приобретается за рамками чисто экономической деятельности.

От античности идет представление о том, что мужчина принадлежит миру культуры, а женщина – миру природы. Иными словами, в процессе становления культуры происходит трансформация биологических отличий в социально-культурные мифологемы, которые предписывают мужчинам и женщинам тот или иной (но всегда различный!) тип поведения, набор оценок, правовых и этических норм, эстетических предпочтений, то есть формируют социальные различия. Именно оппозиция мужского и женского лежит в основе построения социальных, ментальных и идеологических систем. С самого начала формирования культуры базовые социальные институты (семья, право, разделение труда), идеологии, социальные нормы основывались на половых (т.е. биологических) различиях мужчин и женщин.

Обоснование целесообразности решения проблемы сохранения нематериального культурного наследия народов Российской Федерации программно-целевым методом

Проблема сохранения нематериального культурного наследия народов Российской Федерации носит комплексный характер, отличается масштабностью, поскольку требует реализации мер на огромном географическом пространстве страны, не может быть решена на базе сложившегося механизма поддержки и развития нематериальной культуры страны и требует дополнительной государственной поддержки.

Межведомственная природа данной проблемы обусловлена многообразием причин её возникновения и требует необходимости координации деятельности различных участников процесса сохранения и распространения нематериальных культурных ценностей, включая федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов Российской Федерации, организации.

До сих пор проблема сохранения нематериального культурного наследия не являлась объектом программы, реализуемой на федеральном уровне. В настоящее время наблюдается фрагментарное финансирование разрозненных художественных акций по заявкам субъектов Российской Федерации. Более того, субъекты Федерации самостоятельно разрабатывают целевые программы, законы, направленные на поддержку, сохранение и развитие нематериального культурного наследия, народного творчества.

Применение программно-целевого метода позволит:

• выработать комплекс мероприятий по решению проблемы сохранения нематериального наследия в масштабах всей страны, увязанных по задачам, ресурсам и срокам;

• сформировать государственную систему поддержки нематериального культурного наследия;

• осуществлять целевое и адресное расходование бюджетных средств с целью решения приоритетных задач в области сохранения нематериального культурного наследия;

• объединить усилия государственных, общественных и частных структур в решении задачи сохранения нематериального культурного наследия страны;

• повысить эффективность расходования средств, выделяемых на решение задачи сохранения нематериального культурного наследия, и обеспечить их более целевое использование;

• обеспечить подлинное научное решение проблемы, исходя из конкретных условий её реализации с учётом современной социокультурной ситуации.

Возможные варианты решения проблемы сохранения нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

Существуют следующие варианты решения федеральной целевой программы.

Первый вариант – использование программно-целевого подхода к решению проблемы сохранения нематериального культурного наследия и реализация программы при условии её полного финансирования. Данный вариант позволит полностью достигнуть целей и задач программы и обеспечить максимально эффективное расходование бюджетных средств. Он предполагает наиболее рациональный и действенный способ решения проблемы сохранения нематериального культурного наследия путём комплексного объединения всех заинтересованных лиц данного процесса на федеральном уровне.

Второй вариант – реализация программы на основе сокращённого объёма финансирования по сравнению с заявленным (на 80 %). В данном случае различными участниками процесса сохранения нематериального культурного наследия будут приниматься разноуровневые документы и программы, сохранится большинство существующих на сегодня проблемных мест в данной области.

Третий вариант – решение проблемы сохранения нематериального наследия без использования программно-целевого метода, на основе сложившегося механизма реализации соответствующих мер. В данном случае будет продолжена реализация мероприятий, планируемых в документах федерального, регионального и местного уровней. При этом возникнут негативные последствия, связанные с низкой эффективностью выполнения указанных мероприятий, их необоснованным выбором, слабой прогнозируемостью их результатов, различием в региональных приоритетах решения рассматриваемых проблем.

Программу планируется реализовать в два этапа.

На первом этапе (2008–2009 годы) предполагается выполнить мероприятия по обследованию и экспертизе образцов культурного наследия на территориях Российской Федерации, провести их всестороннее многоуровневое изучение, систематизацию и документирование, организовать хранение. На первом же этапе должны быть сформированы организационные, методические и правовые основы сохранения нематериального культурного наследия, а также произведена отработка на пилотных субъектах Российской Федерации программных мероприятий, оценка полученных результатов, корректировка мероприятий, принятие необходимых нормативных правовых актов и разработка требуемых программ на региональном уровне.

На втором этапе (2010–2013 годы) предполагается осуществить внедрение и распространение мероприятий по непосредственному сохранению, защите культурных ценностей, осуществлению концертно-лекторской, выставочной, научно-просветительской, пропагандистской, издательской, образовательной деятельности, направленной на популяризацию, повышение роли и передачу нематериальных культурных ценностей.

Наши рекомендации