Копия рельефа Древней Греции, Ассирии, Египта, Владимиро-Суздальской Руси и т.д.

КУРС. 1 ПОЛУГОДИЕ.

1.Лепка анималистической скульптуры.

Материал – глина. Рассказ о скульптуре с использованием иллюстративного материала (репродукции и материалы методического фонда), её видах: круглая скульптура малых форм, рельеф; жанрах: станковая, монументальная, декоративная; материалах: глина и её виды, воск, пластилин, гипс, дерево, камень, металл, керамика, пластмасса, стекло; об оборудовании мастерской: рабочее место, станок, инструмент. Понятие плинта – основа, на которой располагается любая композиция. При соответствующих условиях на примере этих же работ можно дать первое понятие о массе, объёме, силуэте.

Выявление способностей и уровня подготовки учащихся.

2.Лепка натюрморта из овощей, фруктов близких по форме геометрическим телам(2-3 предмета + драпировка) . Передача особенностей объёмов, пропорций и форм модели (то есть её выразительности).

Обучение работе с натуры: умению наблюдать предмет, анализировать его объём, пропорции, формы при постоянном сравнении с натурой.

Понятие о построении объёмного предмета в пространстве.

Материал – глина, размер – натуральная величина или 2/3 от неё.

  3)Однофигурная скульптура на тему «Сказочный персонаж». Или композиция из 2х фигур по желанию ученика . Задача: развитие фантазии учащихся, воплощение их творческих замыслов. Попытка передать узнаваемый образ персонажа. Решение пластической и композиционной связи 2-х фигур и грамотное размещение их на плинте.  
4)Этюд с натуры «Осенние дары природы» 2-3 предмета(Овощи, фрукты, по форме напоминающие как простые так и сложные геометрические тела). Можно добавить ветку рябины или другую декоративную растительную форму. Работа с фактурой. Круговой обзор.     5)Изразцы растительного животного или геометрического Орнамента. Знакомство с декоративной скульптурой. Попытка скопировать рисунок. .Берем кусочек глины и формуем из нее плоскую лепешку. Острым ножом вырезаем нужную фигуру. Берем правильце и аккуратно выравниваем грани модели. Начинаем лепить рельефный рисунок. Берем стек и наносим на заготовку эскиз узора.   Копия рельефа Древней Греции, Ассирии, Египта, Владимиро-Суздальской Руси и т.д. - student2.ru Копия рельефа Древней Греции, Ассирии, Египта, Владимиро-Суздальской Руси и т.д. - student2.ru   6)Итоговая композиция на свободную тему, знакомую по периоду обучения: анималистическая скульптура, «сказка», изразцы и т.д.   1 КУРС. 2 ПОЛУГОДИЕ   1)Тематическая двухфигурная композиция. Рекомендуемые темы: зима, новогодние праздники. Материал – глина. Лепка 2-х, фигур, объёдинённых единым сюжетом на заданную тему. Решение пластической и композиционной связи 2-х фигур и грамотное размещение их на плинте. Задача: пластическое решение, передача характерных особенностей (одежда, возраст), гармоничная взаимосвязь всех предметов в композиции, круговой обзор.   2Лепка простого орнамента («Цветок лотоса») с гипсовой модели. Рельеф. Материал – глина Размер– 1/2 натуральной величины. Поэтапное решение выполнения рельефа: -набивки глины на щит или фанеру и выравнивания фона, -нанесения на фон возможно более точного рисунка, соблюдения пропорций и характера модели, -прокладки по рисунку формы с передачей сразу её объёма с соблюдением симметрии, планов, начиная с самых низких планов, постепенно достигая самого высокого. Задача: научить основным принципам построения рельефа - размеру сокращений и перспективе.     3)Тематическая композиция, включающая одну – две фигуры на тему: «Басни И. А. Крылова» Материал – глина, пластилин. Лепка 2-х, фигур, объёдинённых единым сюжетом на заданную тему. Решение пластической и композиционной связи 2-х фигур и грамотное размещение их на плинте. Задача: пластическое решение, передача характерных особенностей животных, гармоничная взаимосвязь всех фигур в композиции, круговой обзор.  

4)Мифы древней Греции ( можно мифы других народов, если детям интересно). 1 фигура или композиция из 2х фигур. Материал: глина или пластилин. Передача узнаваемого образа. Передача правильных пропорций фигуры человека. Попытка передать движение.

5)Итоговая тема по пройденному материалу или свободная тема: «Мифы древней греции», «зима», «Басни И.А. Крылова», весна, лето, анималистическая скульптура и т.д. и т.п.

2КЛАСС. 1 ПОЛУГОДИЕ

1)Анималистическая скульптура, усложнение задания. Передача пропорций и анатомии животного. Попытка передать движение. Лепка 1 или 2-х, фигур, объёдинённых единым сюжетом на заданную тему. Задача: развитие фантазии учащихся, воплощение их творческих замыслов. Материал: глина или пластилин.

2)«Профессия» 1-2 фигуры. Задача: пластическое решение, передача характерных особенностей (одежда, возраст), узнаваемый образ. Материал: глина или пластилин.

3)Лепка чучела птицы или мелкого животного. Материал – глина. Размер–натуральная величина или 2/3 от неё.Задача: возможно более правдивая передача индивидуального своеобразия изображаемых форм натуры с её характерными особенностями, правильная передача формы, пропорций, деталей, движения в пространстве, характерных особенностей

4)Этюд драпировки. Задача: подготовка к изображению фигуры человека в одежде. Понимание основных закономерностей складок: различие ритма, зависящего от фактуры материала, расположение складок, их характер. Главное при лепке складок - оставить узнаваемой форму под драпировкой. Материал: глина.

Копия рельефа Древней Греции, Ассирии, Египта, Владимиро-Суздальской Руси и т.д. - student2.ru

5)Тематическая композиция «Человек и животное» Материал – глина, пластилин. Ритмический и пространственный строй композиции и выразительность силуэта.

Задача: развитие зрительной памяти учащегося. Распределение весовых и пропорциональных отношений масс фигур в пространстве с передачей движения, характерных особенностей изображаемого. Внимание на целостность композиции.

2.КЛАСС. 2 ПОЛУГОДИЕ.

1)Лепка с гипсовых моделей частей лица человека (ухо, глаз, губы, нос) Материал – глина. Размер–натуральная величина или 2/3 от неё. Знакомство с анатомическими особенностями головы человека и отдельных частей лица. Выявление общего характера данной части лица, его пропорций. Моделировка формы лица. (Выполняется несколько заданий. Основа – маска «Давида» Микеланжело).

Завершение задания – уточнение каждого участка рельефа части лица, сопоставление одного с другим по глубине и соподчинение всех деталей в одно целое.

Копия рельефа Древней Греции, Ассирии, Египта, Владимиро-Суздальской Руси и т.д. - student2.ru Копия рельефа Древней Греции, Ассирии, Египта, Владимиро-Суздальской Руси и т.д. - student2.ru Копия рельефа Древней Греции, Ассирии, Египта, Владимиро-Суздальской Руси и т.д. - student2.ru

2)«Литературный герой» 1-2 фигуры. Задача: пластическое решение, передача характерных особенностей (одежда, возраст), узнаваемый образ. При желании можно ознакомить детей с каркасом для облегчения работы. Материал: глина или пластилин

. Копия рельефа Древней Греции, Ассирии, Египта, Владимиро-Суздальской Руси и т.д. - student2.ru Копия рельефа Древней Греции, Ассирии, Египта, Владимиро-Суздальской Руси и т.д. - student2.ru

3)Натюрморт из вазы (горшка) с драпировкой и 1-2 фруктами или овощами разными по размеру. Закрепление пройденного материала в первом классе с более подробной проработкой деталей. Материал: глина.

4)Человеческая фигура в движении. Навыки работы с каркасом. Передача движения, динамики. Материал: пластилин ( в крайнем случае глина).

5)Лепка сложной «Розетки». Материал - глина Размер – 1/2 натуральной величины. Закрепление навыков построения рельефа, полученных в первом классе. Беседа об орнаменте, её декоративной роли в архитектуре. Задача: соблюдение симметрии, выявление характерного строения данной модели. Соотношение объёмов и глубин в рельефе. Стремление к более точной проработке формы, законченности, но не заглаженности.

   

3КУРС. 1 ПОЛУГОДИЕ.

1) Анималистическая скульптура, усложнение задания. Передача пропорций и анатомии животного. Попытка передать движение. Лепка 1 или 2-х, фигур, объёдинённых единым сюжетом на заданную тему. Задача: развитие фантазии учащихся, воплощение их творческих замыслов. Материал: глина или пластилин. Можно использовать каркас.

Копия рельефа Древней Греции, Ассирии, Египта, Владимиро-Суздальской Руси и т.д. - student2.ru

2) «Историческая личность». Материал: глина или пластилин. Развитие зрительной памяти учащегося. Умение передать характерные особенности фигур при правильной передаче пропорций и основных масс. Узнаваемость образа. При желании учеников можно попробовать слепить портрет, а не целую фигуру.

3) Человеческая фигура в движении. Работа с каркасом. Передача движения, динамики, пропорций и анатомии человека. Материал: пластилин ( в крайнем случае глина). Закрепление навыков, полученных во втором классе.

4) Портрет с натуры. Материал – глина. Размер – 1/2 натуральной величины или меньше. С самого начала лепки важно правильно наметить соотношения мозговой и лицевой частей. Размеры и форму лицевого отдела попеременно проверять в фас и профиль. Правильное определение лицевого угла профиля и профильного угла лба. Круговой обзор. Завершение задания – передать основные и характерные черты.

Копия рельефа Древней Греции, Ассирии, Египта, Владимиро-Суздальской Руси и т.д. - student2.ru

Копия рельефа Древней Греции, Ассирии, Египта, Владимиро-Суздальской Руси и т.д. - student2.ru

5) Лепка с гипсовой модели кисти руки и стопы. Материал – глина. Размер – 1/2 натуральной величины. ( Половина группы делает руки, а вторая-ноги. А во втором полугодии поменяются местами.) Знакомство с анатомическим строением и особенностями кисти руки и ноги человека. Чёткое построение объёмов по осям. Правильная передача планов при построении частей фигуры при соблюдении рельефности всех костных выступов. Круговой обзор. Завершение задания – уточнение каждого участка рельефа, сопоставление одного с другим по глубине и соподчинение всех деталей в одно целое.

3КУРС. 2 ПОЛУГОДИЕ.

1)Лепка с гипсовой модели черепа человека. Закрепление знаний по анатомии.Детальная проработка всех костных выступов черепа, соблюдение симметрии всех парных планов. Правильная передача наклона средней оси глазничных впадин в профиль. Круговой обзор. Завершение задания - уточнение каждого участка рельефа черепа.Материал – глина. Размер–натуральная величина или 2/3 от неё.

Копия рельефа Древней Греции, Ассирии, Египта, Владимиро-Суздальской Руси и т.д. - student2.ru

Копия рельефа Древней Греции, Ассирии, Египта, Владимиро-Суздальской Руси и т.д.

Знакомство с рельефом.

Уточнение планов, проверка целостности композиции, согласованности деталей. Задача: выявление степени владения учащимися композиционным строем, понимания ритма, движения композиции, согласованности формы, в которую нужно закомпоновать рельеф, декоративность решения. Материал: глина.

3)Композиция на тему « Русская история». Усложнение задачи: 2-3 фигуры этюдного характера. Персональная детализация. Материал глина или пластилин

4)Лепка с гипсовой модели кисти руки и стопы. Материал – глина. Знакомство с анатомическим строением и особенностями кисти руки и ноги человека. Размер – 1/2 натуральной величины. (Половина группы делает руки, а вторая-ноги.)

5)Итоговая работа, композиция на тему «Мой друг» или этническая тема.(Воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов). Либо другая тема по усмотрению преподавателя и учеников.

КУРС. 1 ПОЛУГОДНИЕ

1)Анималистическая скульптура, усложнение задания. Передача пропорций и анатомии животного. Попытка передать движение. Лепка 1 или 2-х, фигур, объёдинённых единым сюжетом на заданную тему. Задача: развитие фантазии учащихся, воплощение их творческих замыслов. Материал: глина или пластилин. Можно использовать каркас.

Копия рельефа Древней Греции, Ассирии, Египта, Владимиро-Суздальской Руси и т.д. - student2.ru Копия рельефа Древней Греции, Ассирии, Египта, Владимиро-Суздальской Руси и т.д. - student2.ru Копия рельефа Древней Греции, Ассирии, Египта, Владимиро-Суздальской Руси и т.д. - student2.ru

2) Композиция на тему «Семья». Композиция из 2-3 фигур. Персонажи, объединенные действием, сюжетом, образным смыслом.

3)Этюдная работа на движение фигуры. Спорт, театр, танец и т.д. Возможно 2-3 фигуры. Усложнение задания, пройденного в третьем классе.

4)Композиция двухфигурная «Музыканты», «Художник и модель». Развитие зрительной памяти учащегося. Умение передать характерные особенности фигур при правильной передаче пропорций и основных масс. Передача действия, движения. Внимание на целостность композиции и выразительность силуэта при круговом обзоре.. Материал – глина, пластилин. .

5)На усмотрение преподавателя. ??? Если ученики не проходили задания по лепке черепа, частей лица, рук и ног, то можно дать им как раз одно из этих заданий. Либо свободная тема (рельеф или круглая скульптура)

КУРС. 2 ПОЛУГОДИЕ.

1.Лепка головы натурщика. Размер – 1/2 или 3/4 натуральной величины

Материал – глина. Наиболее точное распределение массы головы, учитывая пропорции её частей, характерных деталях, пластики лица, отражающей определённое настроение, возраст, пол.

   

2.Рельеф. Городской пейзаж или сложный натюрморт.Дальнейшее закрепление понятий рельефа, начиная с прокладки фона и передачи рисунка композиции. Более подробная проработка формы при трансформации трёхмерного пространства и объёма в уплощённом пространстве рельефа. Задача: умение перевести в плоскость рельефа круглую натуру при сохранении целостности композиции. Умение в рельефе «держать плоскость», т. е. определить наибольшую глубину основной плоскости (фона) и дальнейшая работа с двумя планами с соблюдением правил перспективы.

3.Этюд сидячей фигуры. Изображение подвижной модели в пространстве. Передача связи фигуры с одеждой (драпировкой).

Передача движения, определение пропорций фигуры, увязка всех частей фигуры и подчинение их общему целому. Почувствовать и передать характер живой модели (возраст, пол), передать её состояние через соотношение объёмов и пластику форм.

4.Композиция на свободную тему. Этническая тема, анималистическая, декоративная скульптура или рельеф и т.д.

5. Лепка с гипсового образца античной головы (Диадумен, Антиной, Венера) Материал – глина. Размер – 1/2 или 3/4 натуральной величины. Применение знаний, полученных при лепке черепа человека и «обрубовки». Концентрация внимания на возможно более точной постановке осей головы и шеи, лицевого угла. Уточнение движения, соотношений основных масс и объёмов головы и шеи. Сосредоточение внимания на соотношении масс затылочной и лицевой частей головы при соблюдении лицевого угла. Проработка деталей головы, внимание на их связь с конструкцией головы и пластическую взаимосвязь. Проверка силуэта и цельности композиции при круговом обзоре.

Наши рекомендации