Тема 12. Культура и знак. Коды культуры
Культура и мир знаков
Многообразные проявления культуры разных времен и народов находят свое отражение в той или иной системе знаков. Любая культура создает и пользуется многообразными знаками: ритуалами, жестами, цветами, звуками, запахами, звуками и т.д. Одной из таких знаковых систем выступает язык. Наука, которая занимается изучением языков, называется лингвистика. Всего в мире насчитывается около 5 000 языков, но точную цифру назвать невозможно, поскольку различия между языками условно. К наиболее распространенным языкам мира принадлежат (данные за 1985 г.): китайский (более 1 000 млн. человек), английский (420 млн. человек), хинди и близкий к ним урду (320 млн. человек), испанский (300 млн. человек), русский (250 млн. человек), индонезийский (170 млн. человек), арабский (170 млн. человек), бенгальский (170 млн. человек), португальский (150 млн. человек), японский (120 млн. человек), немецкий (100 млн. человек), французский (100 млн. человек), панджаби (82 млн. человек), итальянский (70 млн. человек), корейский (65 млн. человек).
Все языки делятся по родственным связям на языковые семьи. Каждая из языковых семей делятся по родственным связям на языковые семьи. Языковая семья происходит из группы близких друг другу диалектов, которые в древности были диалектами одного языка или входили в один языковый союз, т.е. группу территориально близких друг другу языков, обладающих совокупностью общих черт.
Наиболее изученной является индоевропейская семья языков. В нее входили такие народы, как хетты, лидийцы, древние греки, арии Древней Индии, Ирана, скифы и сарматы, италийские народы, кельты, иллирийцы, германские, балтские и словенские народы.
Согласно гипотезе, обоснованной В. М. Иллич-Свитычем, индоевропейские, афразийские, картвельские, уральские, алтайские, и дравидийские языковые семьи вместе образуют одну ностратическую.
Под языком имеют ввиду прежде всего естественнный человеческий язык и противопоставляют его искусственным языкам и языкам животных.
Как термин «язык» имеет два значения: 1. Язык вообще, язык как определенные класс знаковых систем; 2. Конкретный язык, так называемый этнический язык – некая знаковая система, используемая в некотором социуме.
Но язык – хоть и очень богатая система знаков, отнюдь не единственная. Существуют и другие средства общения и передачи информации. Пристальное изучение различных знаковых систем привело к появлению науки о знаках – семиотике. Но вначале в поле внимания исследователей попал язык.
Происхождение языка
Существуют многообразные теории происхождения языка. Первая из них – божественная. Она зафиксирована в Библии: бог, создав живые твари, привел их к человеку, «чтобы видеть, как он назовет их. И как назовет человек всякое живое существо, так и имя его» (Кн. Бытия 2:19). Перевод весьма условно передает оригинал. Из оригинала следует, что, давая имена, человек тем самым вкладывал в них и душу, делал их такими, какими они есть. Имелось ввиду, что имя становилось частью называемого. Дать имя – это означало придать божественное начало живому существу. Далее в Библии говорится, что вначале у всех людей, потомков Адама, был «один язык и одно наречие». Но люди вознамерились построить себе город и башню до небес. Это вызвало беспокойство бога, и он смешал их язык так, чтобы «один не понимал речи другого», и рассеял их «Господь по всей земле». Имя же тому городу – Вавилон.
Совершенно иной подход к проблеме языка продемонстрировали древние греки. Здесь возник спор между «натуралистами» и «конвенционалистами» по поводу происхождения слов (имен). Проблема была поставлена в таком виде: связаны ли «имена», названия вещей, с самими вещами (т.е. имеется ли органическая связь между знаком и обозначаемым), что утверждали «натуралисты», или же имена – результат простого соглашения (конвенции) между людьми. Т.е. слова имена суть произвольные знаки и никак органически с обозначаемым не связаны.
Описание этого спора мы можем найти у Платона в его диалоге «Кратил». Кратил уверял, что в словах отражается «естественное сходство между формой слова и изображаемой им вещью. Его оппонент Гермоген утверждал прямо противоположное: «Какое имя кто чему-либо установил, такое и будет правильное». Сократ (а его устами говорит Платон) склонялся к мнению «натуралистов». Но тогда возникает трудность такого рода – вещи у всех народов примерно одни и те же, а названия у них различные. Аристотель твердо установил точку зрения конвенционалистов: «Язык – результат соглашения, так как имена не возникают из природы вещей», речь представляет наши мысли, а письмо представляет речь».
Спор, возникший в Древней Греции, видоизменяясь, продолжался вплоть до наших дней. Великие мыслители Ф. Аквинский, М. Лютер, Р. Декарт, Дж. Локк, Лейбниц, Кондильяк, Гердер и др., так или иначе, но обращались к проблеме языка и, более широко, знака. Особое место в появлении новой науки о знаках, семиотике, несомненно, принадлежит лингвисту Фердинанду де Соссюру.
1. Де Соссюр первый обратил внимание на то, что знак представляет не только самое себя, а нечто иное, лежащее за его пределами, а поэтому является связью между двумя вещами: «Лингвиситический знак объединяет <…> понятие и акустический образ». Соссюр выделил в высказывании, знаке «означаемое» (сигнификат) и акустический образ – то, что обозначает (сигнификант).
Термин сигнификат в традиционной логике приблизительно соответствует «содержанию понятия». Впервые употребляется Иоанном Солсберийским (XII век). В XX в. снова вошел в употребление в работах Ч. У. Мориса (1938), Г. Фреге употреблял схожее понятие «смысл», Р. Карнап – «интенсионал», У. О. Куайн – «значение», А. Черч – « концепт».
Термин «сигнификант» – обозначаемое. Иногда употребляется другое слово «денотат», «референт», «экстенсионал» и др.
С гносеололгической точки зрения сигнификат есть отражение в человеческом сознании свойств соответствующего денотата. В таком случае сигнификат есть идеальный образ материального объекта.
2. Соссюр показал, что знаки языка образуют систему, в которой все элементы связаны между собой, и значение каждого из них зависит от соотношения других элементов.
Отсюда знаменитый вывод де Соссюра о двух подходах в изучении языка – диахронного и синхронного. При диахронном подходе мы изучаем язык как развивающуюся во времени систему, что позволяет нам выявить те изменения, что произошли с ним в ходе его исторического развития. При синхронном подходе мы рассматриваем язык в сиюминутном равновесии всех его элементов.
Соссюр делает вывод о том, что лингвистика может рассматриваться как часть более общей науки, которую он предложил назвать семиологией и которая «будет изучать природу знаков и законы, ими управляющие». В настоящее время семиотика (или семиология, как ее называют некоторые исследователи) – это уже сложившаяся наука, изучающая знаки. При исследовании знаков важно знать, какова их структура, как они появились и развивались, т.е. изменялись в филогенезе, и как их осваивает человек в своем индивидуальном развитии – онтогенезе.