Вопрос 42. Основные направления развития всемирной куль-туры 20 века
Культура Европы XX в Научная система достигла высокого уров-ня. Возникли сотни новых направлений исследования бытия, истории со-общества и его культуры, достигнуты успехи в распространении грамот-ности.
Возникли новые виды искусства — кино, телевизионное искус-ство, компьютерное (виртуальное) искусство. Гигантские шаги сделали архитектура, дизайн, фотография. Сохранил свои позиции театр. В сфере искусства возник модернизм и постмодернизм. Широко применяется произвольная трактовка сюжетов, на неестественные элементы разъеди-няется целое — портрет, пейзаж, скульптура и т.д. Связь с народным ху-дожественным творчеством.
Два вида культуры: Массовая (популярная) культура, поп-культура, и элитарно-духовная культура (фильмы Тарковского, Фелли-ни) и т.д. Происходит развитие информационной культуры. Кроме этого развивается психология как наука (Фрейд, Юнг, неофрейдизм, рациона-лизм и психоанализ).
XX в. начался в Европе блестящим двенадцатилетним расцветом культуры, получившим название «Бель эпох». Интеллектуальное и ху-дожественное творчество, живое и блестящее, развивалось в соответствии с общей эйфорией, вызванной успехами научно-технической революции: первые успехи кинематографа, первые полеты авиаторов, рождения новых направлений в искусстве.
Набизм. «Набизм», что по-еврейски и значит «пророк». Основате-лем этого направления считается Серюзье. Подчеркивая первичную роль натуры, Серюзье тут же оговаривается, что главное состоит в организую-щей роли художника, вносящего в картину пропорции, основанные «... на первых, самых простых числах, на их производных, их квадратах, их кор-нях». Очевидно, что в доктрине набистов присутствует очень сложный символизм.
Следующим направлением века был фовизм. Это название живопись нескольких молодых художников, таких как А. Матисс, Р. Дюфи, эмоциональную силу и стихийную динамику. Анри Матисс олицетво-рявший, наряду с Пикассо, европейскую живопись XX столетия. Создал свою поэтику, свой поэтический мир. Его технические и стилистические поиски, и в этом еще одна особенность его творчества, всегда были на службе поэтики. Гуманизм, явление исключительное в современной жи-вописи, который нельзя увидеть в трагизме Руо, лихорадочном напряже-нии Пикассо.
Еще одно направление в живописи вызывало у зрителей в начале века большой интерес — кубизм, первыми художниками которого были Я. Сезанн и П. Пикассо (1881—1973), Ф. Леже (1881— 1955), — на их по-лотнах появляются кубы, цилиндры, конусы как попытка углубить живо-пись. С развитием фотографии художники отказываются в своих картинах детально воспроизводить действительность и отныне считают своей задачей своими полотнами поднимать не проблемы действительности, а проблемы самой живописи, самой культуры, которая по тем или иным причинам заходила в тупик, оказывалась в кризисе. Вот и кубисты считали глубинным содержанием живописи идеи. Они понимали их как реальность, существующую в сознании художника. В отличие от ощущений, на которые ориентировались импрессионисты, идеи, их содержание ирре-альны, а иногда и невероятны. Кубизм является одной из разновидностей абстракционизма. Он освобождает содержание произведения от предмет-ных образов и заменяет их геометрическими абстракциями. Для кубиста реальным событием является мышление, происходящее в творце или зри-теле, сам же изображаемый цилиндр — предмет ирреальный. Телесные формы в работах кубистов заменяются геометрическими, вымышленными образами, связанными с действительностью только метафорически. Начиная с Сезанна, художники изображают идеи. Это важнейшая харак-теристика нового искусства XX в. Произведения отныне создаются не как ответ на требования рынка, а как ответ на требования культуры.
Были и другие направления в искусстве, в том числе в литературе и в архитектуре. Назовем лишь некоторые имена: в живописи С. Дали, А. Бретон, А. Массон; в музыке К. Дебюсси, М. Равель, Р. Штраус, Э. Григ; в архитектуре Г. Гимар, А. Гауди, Ле Корбюзье; в литературе А. Франс, Р. Роллан, Конан Дойль, Э.Л. Войнич, Г. Уэллс, Т. Манн, и др. Также стоит выделить некоторых представителей нового вида ис-кусства — кинематографа: Феллини, А. Делон, Ж.П. Бельмондо, Луи де Фюнес, М. Мастрояни, Ф. Нуаре, М. Дитрих, Г. Гарбо и сотни других имен.
31.Историческое значение и культурный смысл первобытного общества. Археологи выделяют три этапа в развитии первобытного общества: каменный, бронзовый и железный. Каменный век, самый продолжительный в истории, делится на три периода: палеолит (древнекаменный век) - 2,5 млн.лет назад – 10 тыс. лет до н.э.— орудия из камня, дерева и кости; овладение огнем при неумении добывать его; основной способ добывания пищи — охота и собирательство, позднее — рыболовство, приручаются собаки. мезолит (среднекаменный век) -10тыс.лет – 6 тыс.лет до н.э.— появление лука и стрел, изготавливают ножи, наконечники стрел. Преобладает охота на мелких животных с помощью дротиков, лука и стрел. Люди постепенно переходят к земледелию и скотоводству. Формируются первобытные племена. Неолит (новокаменный век) – 10 тыс. лет – 6 тыс. лет до н.э.— появляется новая техника обработки камня – шлифовка мокрым песком, а также пиление и сверление. Изготовляются каменные мотыги, зернотёрки, песты, ступы. Начинает изготавливаться глиняная посуда. В Месопотамии, Египте, Средней Азии, Иране, Палестине люди переходят к систематическому выращиванию растений и разведению животных. Переход к постоянному возделыванию земли предшествует так называемая предземледельческая стадия. появление земледелия, скотоводства; возникновение оседлого образа жизни; изобретение различных способов добычи огня. бронзовый век (2-ое тысячелетие до н.э.) — распространение орудий и оружия из меди и бронзы; управленческие функции внутри рода переходят от женщин к мужчинам (от матриархата к патриархату); появление кочевого скотоводства и поливного земледелия, письменности и первых государств (Египет, Междуречье, Индия, Китай). Железный век (I тыс. до н.э.) — распространение металлургии железа и изготовления железных орудий труда и оружия; быстрый рост производительности труда и переход к классовому обществу и государству.
Первыми существами былиавстралопитеки.Они характеризуются способностью к прямохождению, довольно большим объёмом головного мозга. (жили 4,5 -2 млн. лет назад и распространялись в Африке и Азии). Питекантропы.(400 -200 тыс.лет назад).Освоили технику разведения и поддержания огня, изобрели простейшие приёмы обработки шкур животных. Неандертальцы (250 -125 тыс. лет назад).Характерно сооружение построек палаточного типа из шкур животных. Вероятно жили группами по 40-50 человек. Появление погребений. Кроманьонцы. Люди современного вида, которые распространялись из южного Средиземноморья на север, в область расселения неандертальцев. Жили родовой общиной 15-20 человек. Применяли новую технику обработки камня, изготавливали острые пластины толщиной в несколько миллиметров, более острые и более хрупкие чем железные ножи. Обрабатывали кость, дерево, шкуры, применяли новое орудие охоты –копье-металку. Преобладала загонная охота на крупных животных. Добывали краску красного цвета, путём сжигания минеральных веществ, которую широко применяли в погребальных обрядах.
Для культуры первобытного общества было характерным то, что деятельность человека, связанная с собирательством, охотой, была вплетена в природные процессы, человек не выделяет себя из природы, и поэтому никакого духовного производства не существовало. Культурно-творческие процессы были органически вплетены в процессы добывания средств существования. С этим связана особенность данной культуры — первобытный синкретизм, т.е. ее нерасчлененность на отдельные формы. Полная зависимость человека от природы, крайне скудные знания, страх перед неведомым — все это неизбежно вело к тому, что сознание первобытного человека с первых его шагов было не строго логическим, а эмоционально-ассоциативным, фантастическим.
В области социальных отношений господствует родовой строй. Особое значение в развитии первобытной культуры сыграла экзогамия. Запрет на половые контакты между членами одного рода содействовал физическому выживанию человечества, а также культурному взаимодействию между родами. Межродовые отношения регулируются по принципу «око за око, зуб за зуб», внутри же рода господствует принцип табу — система запретов на совершение определенного рода действий, нарушение которых карается сверхъестественными силами.
Универсальной формой духовной жизни первобытных людей является мифология, а первые предрелигиозные верования существовали в форме анимизма, тотемизма, фетишизма и магии. Первобытное искусство отличается безликостью человеческого изображения, выделением особых отличительных родовых черт (знаки, украшения и т.д.), а также важных для продолжения жизни частей тела.
Поскольку культура — явление социальное, то все процессы, происходящие в ней, следует рассматривать в связи с развитием материального производства. Вместе с усложнением производственной деятельности, развитием земледелия, скотоводства в процессе «неолитической революции» растут запасы знаний, накапливается опыт, формируются иные представления об окружающей действительности, совершенствуются виды искусства. Примитивные формы верований заменяются различного рода культами: культ вождей, предков и т.д. Развитие производительных сил ведет к появлению прибавочного продукта, который концентрируется в руках жрецов, вождей, старейшин. Таким образом, формируется «верхушка» и рабы, появляется частная собственность, оформляется государство.
Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов, которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. Первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века, это до- и бесписьменная культура.
К основным чертам первобытной культуры можно отнести:
1.медленные темпы развития.В первобытную эпоху преобладают традиционные формы деятельности. Длительное время накапливаются предпосылки даже незначительных культурных трансформаций. Вместе с тем, первобытная история знает свои культурные взрывы, к самым значительным из которых относится неолитическая революция, приведшая к переходу от охоты и собирательства к земледелию, одомашниванию животных, гончарству.
2.Синкретизм,невыделенность автономных, самостоятельных сфер жизнедеятельности. Так например, в единое целое в первобытном обществе соединыется трудовой процесс, мифологическое повествование о нём, соответствующие символы и ритуалы.
3. господство мифологического мировидения,в котором преобладают образные, конкретно- чувственные формы восприятия и мышления; вероятно, психике архаичного человека была свойственна диффузность, в ней были размыты границы между мышлением, интуицией, аффектами.
4.магия является одним из важных аспектов, пронизывавших все существенные стороны первобытной жизнедеятельности.
5.принцип дуальностиопределял социальную структуру и взаимодействия в архаичном коллективе. Все социальные отношения были организованы на основе парного соответствия. Так, любое первобытное сообщество обязательно разделяется на две части(роды или фратрии) с обязательной внутренней экзогамией, т.е. запретом брачных отношений внутри каждой из частей.
Первобытное искусство— искусство эпохи первобытного общества. Оно возникло в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников. У земледельцев и скотоводов развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового искусство, связанное с земледельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных.
Первобытное искусство — только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды.
Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад. Почти во всем они походили на современного человека и прославились как отличные охотники. У них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия.
С первых тысячелетий Homo sapiens начинает осваивать мир и добиваться немалых успехов. К ним можно отнести четыре достижения, которые оказали огромное влияние на судьбу человечества и развитие культуры: возникновение речи, изобретение орудий, умение пользоваться огнем и появление на Древнем Востоке высоких культур.
Тридцать тысяч лет архаической культуры не исчезли. Нам в наследство остались обряды, ритуалы, символы, памятники, стереотипы первобытных культов. Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового искусства. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественникам.
32. Восточный тип культуры: Культура Др.Египта и Междуречья.Древний Восток считается колыбелью ранних цивилизаций. Между 6 и 3 тысю до н.э. К существенным социально-экономическим аспектам становления древневосточных цивилизаций можно отнести:
1.создание системыирригационного земледелияна основе крупномасштабных мелиоративных работ.
2.на основе ирригационного земледелия достигался быстрый ростпроизводительности труда.Уже в 4 тыс. до н.э. в Египте и Шумере получали 10-20 кратные и даже более высокие урожаи. Особенно эффективными были храмовые хозяйства.
3.рост специализированного ремесла (гончарного, строительного, ткацкого, медицинского и др.)
4.развитие двух форм собственности:государственной им общинной.В Месопотамии развивается параллельно оба сектора.
5.формирование сословного общества, состоящего из правящей и культурной элиты, свободных общинников, полусвободных людей, находившихся под властью царя, рабов.