Задачи освоения дисциплины

Приложение Б

ПАМЯТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Направления

081100.62 «Государственное и муниципальное управление»

По изучению дисциплины

«История мировых цивилизаций»

Составила И.А. Жерносенко, доцент каф. КиКТ, канд. культ. наук   Утверждаю __________________ зав. кафедрой культуры и коммуникативных технологий И.А. Жерносенко «___»___________20___ г.

Объем дисциплины 108 часов

Распределение по видам занятий

Семестр Учебные занятия (час) Число КП, КР,РЗ Форма промеж. аттес-тации
Общий объем Аудиторные Самост. работа студ-в
Всего Лекции Лабора-торные Практи-ческие
- Экзамен

Содержание дисциплины

Цельосвоения дисциплины «История мировых цивилизаций»- развитие общекультурных компетенций, в соответствии с которыми обучающийся должен владеть методами анализа социокультурного и цивилизационного развития общества, освоить базовые ценности мировой культуры, быть способен квалифицированно применять на практике приемы межкультурной коммуникации, на основе усвоения отобранных теоретических и практических знаний, умений и навыков опираться на них в своей профессиональной деятельности, личностном и общекультурном развитии

Задачи освоения дисциплины

1) фундаментальное изучение цивилизационной динамики, теории локальных цивилизаций и основных законов социокультурного развития;

2) практическое освоение методов изучения социокультурной динамики и семиотического анализа;

3) владение методами типологического анализа в контексте бинарных оппозиций «Культура-Цивилизация», «Восток-Запад», теории евразийства, методологии синергетики

4) усвоение основ межкультурной коммуникации и языков культуры;

5) выстраивание модели современной цивилизации;

6) осмысление способов социокультурной модернизации.

Модуль 1. Становление цивилизационного процесса

Тема 1. Культура и цивилизация как базовые компоненты становления человеческого общества – 2 часа [1,2,9,10]

1. Определение «цивилизация». Бинарная оппозиция «Цивилизация – Культура»

2. Восточный и западный типы культур. Теория евразийства.

3. Синергетический подход к изучению процесса цивилизационной динамики


Тема 2. Истоки мировых цивилизаций – 2 часа [1,2,9,10]

1.Вмещающий ландшафт и формы хозяйствования первобытного человека

2. Синкретизм первобытного обряда. Обряд инициации – главный комплекс ритуальных действий древнего человека

3. Три пути перехода от первобытной аморфности культуры к структурированному обществу

Тема 3. Культура древних земледельческих цивилизаций – 2 часа [1,2,5,6,9-11,20,22-24,26]

1. Экологические особенности регионов и их роль в развитии очагов цивилизации

2. Специфика деятельности древних земледельцев, тип ментальности, особенности поселений, государственного устройства, научно-технического прогресса

3. Религиозные культы и художественная культура земледельцев

Модуль 2. Становление евразийской цивилизации

Тема 4. Кочевые цивилизации Евразии – 2 часа [1,2,5,6,9-11]

1. Природно-климатические условия, способствовавшие формированию кочевых цивилизаций.

2. Скифо-сибирский мир. Типологические особенности цивилизации смешанного оседло-кочевого типа.

3. Великое переселение народов. Роль кочевников в формировании европейской цивилизации.

Тема 5. Античная цивилизация – 2 часа. [1,2,5,6,9-11,21]

1. Основные этапы генезиса античного общества от крито-микенского до эллинистического.

2. Своеобразие эволюции духовного содержания античной цивилизации.

3. Эллада и Рим как фазы и варианты развития античной цивилизации.

Тема 6. Средневековье: европейская и русская цивилизации – 2 часа [1,2,4,7,8]

1. Роль Великого переселения народов в становлении новой европейской цивилизации.

2. Четыре субкультуры феодального общества: крестьянско-фольклорная, монастырская, рыцарская и бюргерская.

3. Специфические особенности цивилизации Средневековой Руси.

Модуль 3. Новая европейская цивилизация

Тема 7. Раннебуржуазное общество от Ренессанса до Великой Французской революции – 2 часа [1,2,9-11,17,18]

1. Возрождение как переходный этап от средневековой цивилизации к технократической.. Антропоцентризм ренессансной культуры

2. Кризис общественной системы феодализма. Переворот в науке - переоценка ценностей в соотношении материального и духовного.

3. Распад целостной картины мира: барокко, классицизм, реализм, рококо. Основная культурная доминанта - драматизм..

Тема 8. Технократическая цивилизация Нового и Новейшего времени – 2 часа [1,2,7,9-11,13-16]

1. Романтизм – проблемы недостижимости гармонии, акцент на вопросы аксиологии.

2. Позитивистские ориентации в развитии общества. Ведущий творческий метод 2-й половины XIX в. - реализм.

3. Нарастание субъективации мировосприятия и формы ее проявления. Модернизм - последняя фаза развития культуры европейской цивилизации.

4. Технократический тип цивилизации – причина возникновения тоталитарных общественных систем.

5. Тенденции развития культуры 2-й половины ХХ века - переход к новому способу организации общественного бытия. Закон нелинейного развития самоорганизующихся систем - постмодернистская парадигма.

Темы семинарских занятий

Студентами по курсу «История мировых цивилизаций» выполняется одна комплексная практическая работа «Типологические особенности историко-культурного процесса от древности до современности» в течение всего семестра.

Тема 1. Культура и цивилизация как базовые компоненты становления человеческого общества – 2 часа

1.Теория локальных цивилизаций. Осевое время

2. Теория стадиального развития цивилизаций

3. Стабильное и переходное состояния культуры как основа цивилизационного процесса.

Литература: [1,2]

Тема 2. Мифологическое сознание - ранняя форма освоения мира – 3 часа

1.Формы существования мифологического сознания

2. Художественные формы предметной деятельности древнего человека.

3. Консервативный и креативный типы культуры: условия возникновения; сравнительная характеристика.

Литература: [1,2,9,10,12,25]

Тема 3. Культура древних земледельческих цивилизаций – 4 часа

  1. Земледельческий тип цивилизационного строительства. Специфика социальных отношений.
  2. Складывание великих держав: Египет, Вавилония, Ассирия, Индия, Китай. Региональные особенности государственного устройства.
  3. Выдающиеся памятники культуры древних земледельческих цивилизаций.

Литература: [1,2,5,6,9-11]

Тема 4. Тестирование по материалу Модуля 1 – 1 час

1. Письменный опрос по пройденному материалу в виде терминологического диктанта

2. Проверка заполнения Типологической таблицы 1.

Литература: [1,2,5,6, 9-11]

Тема 5. Культура кочевых народов Евразии – 4 часа

1. Кочевые цивилизации. Специфика социальных отношений

2. Государственное устройство и научно-технические достижения кочевников.

Выдающиеся памятники кочевых культур Евразии

Литература: [1,2,5,6, 9-11]

Тема 6. Античная цивилизация – 4 часа.

1. Становление и эволюция древнегреческого полиса. Демократия и институт рабства.

2. Римское право как основа современной юриспруденции. Имперская политика Рима.

3. Выдающиеся памятники культуры Древней Греции и Рима.

Литература: [1,2,5,6, 9-11]

Тема 7. Средневековье: европейская и русская цивилизации – 4 часа

1. Романский период в европейском Средневековье.

2. «Пламенеющая готика» - картина мира и тип ментальности позднего европейского Средневековья.

3. Семантика иконы как выражение типа ментальности русской средневековой цивилизации.

Литература: [1,2,4,7,8].

Тема 8. Тестирование по материалу Модуля 2 – 2 часа

1. Письменный опрос по пройденному материалу в виде арт-лото «Культурные смыслы евразийских цивилизаций».

2. Проверка заполне-ния Типологических таб-лиц 2-4.

Литература: [1,2,4,7,8]

Тема 9. Раннебуржуазное общество от Ренессанса до Великой Французской революции – 4 часа

1. «Три великих открытия» как основа становления новой европейской цивилизации.

2. Создание колониальных империй и буржуазные революции XVI-XVIII вв.: их значение в изменении научной картины мира.

3. Научные открытия и культурные завоевания эпохи Просвещения.

4. Европеизация русской культуры в эпоху Петра 1 и Екатериниское Просвещение

Литература: [1,2, 9-11, 17,18]

Тема 10. Технократическая цивилизация Нового и Новейшего времени – 4 часа

1. Россия - евразийская цивилизация. Взлеты и парадоксы цивилизационного становления России.

2.Модерн и футуристические идеи русской культуры.

3. Элитарная и массовая культура западного общества.

4. «Классицизм» тоталитарного общества.

5. Массовая культура эпохи строительства социализма.

6. Культурные процессы постсоветской эпохи.

Литература: [1, 2, 7, 9-11, 13-16]

Итоговое занятие – 2 часа:

1. Проверка заполнения Типологических таблиц 5-6.

2. Представление мультимедийных презентаций по всем заполненным таблицам (каждый студент готовит 1 мультимедийный проект по выбранной теме).

Литература: [1, 2, 7, 9-11, 13-16]

График контроля

Наши рекомендации