Задачи освоения дисциплины
Приложение Б
ПАМЯТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Направления
081100.62 «Государственное и муниципальное управление»
По изучению дисциплины
«История мировых цивилизаций»
Составила И.А. Жерносенко, доцент каф. КиКТ, канд. культ. наук | Утверждаю __________________ зав. кафедрой культуры и коммуникативных технологий И.А. Жерносенко «___»___________20___ г. |
Объем дисциплины 108 часов
Распределение по видам занятий
Семестр | Учебные занятия (час) | Число КП, КР,РЗ | Форма промеж. аттес-тации | |||||
Общий объем | Аудиторные | Самост. работа студ-в | ||||||
Всего | Лекции | Лабора-торные | Практи-ческие | |||||
- | – | Экзамен |
Содержание дисциплины
Цельосвоения дисциплины «История мировых цивилизаций»- развитие общекультурных компетенций, в соответствии с которыми обучающийся должен владеть методами анализа социокультурного и цивилизационного развития общества, освоить базовые ценности мировой культуры, быть способен квалифицированно применять на практике приемы межкультурной коммуникации, на основе усвоения отобранных теоретических и практических знаний, умений и навыков опираться на них в своей профессиональной деятельности, личностном и общекультурном развитии
Задачи освоения дисциплины
1) фундаментальное изучение цивилизационной динамики, теории локальных цивилизаций и основных законов социокультурного развития;
2) практическое освоение методов изучения социокультурной динамики и семиотического анализа;
3) владение методами типологического анализа в контексте бинарных оппозиций «Культура-Цивилизация», «Восток-Запад», теории евразийства, методологии синергетики
4) усвоение основ межкультурной коммуникации и языков культуры;
5) выстраивание модели современной цивилизации;
6) осмысление способов социокультурной модернизации.
Модуль 1. Становление цивилизационного процесса
Тема 1. Культура и цивилизация как базовые компоненты становления человеческого общества – 2 часа [1,2,9,10]
1. Определение «цивилизация». Бинарная оппозиция «Цивилизация – Культура»
2. Восточный и западный типы культур. Теория евразийства.
3. Синергетический подход к изучению процесса цивилизационной динамики
Тема 2. Истоки мировых цивилизаций – 2 часа [1,2,9,10]
1.Вмещающий ландшафт и формы хозяйствования первобытного человека
2. Синкретизм первобытного обряда. Обряд инициации – главный комплекс ритуальных действий древнего человека
3. Три пути перехода от первобытной аморфности культуры к структурированному обществу
Тема 3. Культура древних земледельческих цивилизаций – 2 часа [1,2,5,6,9-11,20,22-24,26]
1. Экологические особенности регионов и их роль в развитии очагов цивилизации
2. Специфика деятельности древних земледельцев, тип ментальности, особенности поселений, государственного устройства, научно-технического прогресса
3. Религиозные культы и художественная культура земледельцев
Модуль 2. Становление евразийской цивилизации
Тема 4. Кочевые цивилизации Евразии – 2 часа [1,2,5,6,9-11]
1. Природно-климатические условия, способствовавшие формированию кочевых цивилизаций.
2. Скифо-сибирский мир. Типологические особенности цивилизации смешанного оседло-кочевого типа.
3. Великое переселение народов. Роль кочевников в формировании европейской цивилизации.
Тема 5. Античная цивилизация – 2 часа. [1,2,5,6,9-11,21]
1. Основные этапы генезиса античного общества от крито-микенского до эллинистического.
2. Своеобразие эволюции духовного содержания античной цивилизации.
3. Эллада и Рим как фазы и варианты развития античной цивилизации.
Тема 6. Средневековье: европейская и русская цивилизации – 2 часа [1,2,4,7,8]
1. Роль Великого переселения народов в становлении новой европейской цивилизации.
2. Четыре субкультуры феодального общества: крестьянско-фольклорная, монастырская, рыцарская и бюргерская.
3. Специфические особенности цивилизации Средневековой Руси.
Модуль 3. Новая европейская цивилизация
Тема 7. Раннебуржуазное общество от Ренессанса до Великой Французской революции – 2 часа [1,2,9-11,17,18]
1. Возрождение как переходный этап от средневековой цивилизации к технократической.. Антропоцентризм ренессансной культуры
2. Кризис общественной системы феодализма. Переворот в науке - переоценка ценностей в соотношении материального и духовного.
3. Распад целостной картины мира: барокко, классицизм, реализм, рококо. Основная культурная доминанта - драматизм..
Тема 8. Технократическая цивилизация Нового и Новейшего времени – 2 часа [1,2,7,9-11,13-16]
1. Романтизм – проблемы недостижимости гармонии, акцент на вопросы аксиологии.
2. Позитивистские ориентации в развитии общества. Ведущий творческий метод 2-й половины XIX в. - реализм.
3. Нарастание субъективации мировосприятия и формы ее проявления. Модернизм - последняя фаза развития культуры европейской цивилизации.
4. Технократический тип цивилизации – причина возникновения тоталитарных общественных систем.
5. Тенденции развития культуры 2-й половины ХХ века - переход к новому способу организации общественного бытия. Закон нелинейного развития самоорганизующихся систем - постмодернистская парадигма.
Темы семинарских занятий
Студентами по курсу «История мировых цивилизаций» выполняется одна комплексная практическая работа «Типологические особенности историко-культурного процесса от древности до современности» в течение всего семестра.
Тема 1. Культура и цивилизация как базовые компоненты становления человеческого общества – 2 часа
1.Теория локальных цивилизаций. Осевое время
2. Теория стадиального развития цивилизаций
3. Стабильное и переходное состояния культуры как основа цивилизационного процесса.
Литература: [1,2]
Тема 2. Мифологическое сознание - ранняя форма освоения мира – 3 часа
1.Формы существования мифологического сознания
2. Художественные формы предметной деятельности древнего человека.
3. Консервативный и креативный типы культуры: условия возникновения; сравнительная характеристика.
Литература: [1,2,9,10,12,25]
Тема 3. Культура древних земледельческих цивилизаций – 4 часа
- Земледельческий тип цивилизационного строительства. Специфика социальных отношений.
- Складывание великих держав: Египет, Вавилония, Ассирия, Индия, Китай. Региональные особенности государственного устройства.
- Выдающиеся памятники культуры древних земледельческих цивилизаций.
Литература: [1,2,5,6,9-11]
Тема 4. Тестирование по материалу Модуля 1 – 1 час
1. Письменный опрос по пройденному материалу в виде терминологического диктанта
2. Проверка заполнения Типологической таблицы 1.
Литература: [1,2,5,6, 9-11]
Тема 5. Культура кочевых народов Евразии – 4 часа
1. Кочевые цивилизации. Специфика социальных отношений
2. Государственное устройство и научно-технические достижения кочевников.
Выдающиеся памятники кочевых культур Евразии
Литература: [1,2,5,6, 9-11]
Тема 6. Античная цивилизация – 4 часа.
1. Становление и эволюция древнегреческого полиса. Демократия и институт рабства.
2. Римское право как основа современной юриспруденции. Имперская политика Рима.
3. Выдающиеся памятники культуры Древней Греции и Рима.
Литература: [1,2,5,6, 9-11]
Тема 7. Средневековье: европейская и русская цивилизации – 4 часа
1. Романский период в европейском Средневековье.
2. «Пламенеющая готика» - картина мира и тип ментальности позднего европейского Средневековья.
3. Семантика иконы как выражение типа ментальности русской средневековой цивилизации.
Литература: [1,2,4,7,8].
Тема 8. Тестирование по материалу Модуля 2 – 2 часа
1. Письменный опрос по пройденному материалу в виде арт-лото «Культурные смыслы евразийских цивилизаций».
2. Проверка заполне-ния Типологических таб-лиц 2-4.
Литература: [1,2,4,7,8]
Тема 9. Раннебуржуазное общество от Ренессанса до Великой Французской революции – 4 часа
1. «Три великих открытия» как основа становления новой европейской цивилизации.
2. Создание колониальных империй и буржуазные революции XVI-XVIII вв.: их значение в изменении научной картины мира.
3. Научные открытия и культурные завоевания эпохи Просвещения.
4. Европеизация русской культуры в эпоху Петра 1 и Екатериниское Просвещение
Литература: [1,2, 9-11, 17,18]
Тема 10. Технократическая цивилизация Нового и Новейшего времени – 4 часа
1. Россия - евразийская цивилизация. Взлеты и парадоксы цивилизационного становления России.
2.Модерн и футуристические идеи русской культуры.
3. Элитарная и массовая культура западного общества.
4. «Классицизм» тоталитарного общества.
5. Массовая культура эпохи строительства социализма.
6. Культурные процессы постсоветской эпохи.
Литература: [1, 2, 7, 9-11, 13-16]
Итоговое занятие – 2 часа:
1. Проверка заполнения Типологических таблиц 5-6.
2. Представление мультимедийных презентаций по всем заполненным таблицам (каждый студент готовит 1 мультимедийный проект по выбранной теме).
Литература: [1, 2, 7, 9-11, 13-16]
График контроля