Тема 1 Структура и состав современного культурологического знания

1.1. Культурология и философия культуры. Философия культуры является основой культурологии как относительно самостоятельной научной дисциплины. Она обеспечивает выбор ее познавательных ориентиров, даёт возможности различных трактовок природы культуры. Философия культуры выступает как общая теория культуры, исследующая культуру через ее наиболее существенные и общие черты. Если философия культуры нацелена на ее понимание как целого (всеобщее), то культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах (особенное). Она изучает функции, роль культуры. Занимается поиском смысла бытия человека.

1.2 Культурология и история культуры. История культуры изучает историческое поле фактов культуры, включая прошлое и настоящее. Эти факты и ценности дают материал для описания и объяснения конкретных исторических особенностей развития культуры, при этом обеспечивается выявление архетипов современной культуры и понимание ее как итога исторического развития. Поэтому вторым элементом фундаментальной культурологии является историческая культурология,изучающая конкретные исторические типы культур, события и достижения.

1.3 Культурная антропология. Культурная антропология, изучает механизмы трансляции культурных навыков от человека к человеку, конкретные ценности, традиции, опредмеченные результаты культурной деятельности в их динамике. Принципиально важно понять, что стоит за фактами культуры, какие потребности выражают ее конкретные исторические, социальные и личностные формы. Культурная антропология проводит сравнительное исследование культур и сообществ, возникновение специфики человеческой жизни, становление норм, запретов, процессов инкультурации, становление мировоззрения человека и т.д.

1.4 Социальная антропология исследует становление человека как социального существа, а так же основные структуры и институты, способствующие социализации человека.

1.5 Социология культуры рассматривает общественные закономерности развития культуры, формы их проявления в социуме на основе эмпирического исследования культуры - социальных групп как ее носителей.

1.6 Психология культуры, изучает индивидуальные особенности отношения личности к культуре, своеобразие духовного поведения человека, культурноисторические типы личности и является самостоятельным элементом культурологии.

1.7 Филологическая культурология изучает национальные культуры через особенности языка культуры. Широкое распространение получило структурно-семиотическое направление в культурологии, основой которого являются методы лингвистического анализа.

1.8 Прикладная культурология. Кроме теоретической, выделяют и прикладную культурологию, ориентированную на использование фундаментальных знаний о культуре в целях про­гнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурных процессов; на разработку специальных технологий трансляции культурного опыта.

1.9 Методы культурологических исследований.«Метод» - это способ, путь исследования, выступающий как совокупность процедур познавательной деятельности, обеспечивающих ее соответствие природе изучаемого объекта и как следствие - истинность познания. Выбор метода зависит от следующих факторов: 1) от ответа на вопрос, что есть культурология, ибо культуру, как отмечалось выше, изучают многие науки; 2) от объекта культурологических исследований; 3) от угла зрения, под которым она изучается. Мы исходим из представлений о культурологии как самостоятельной научной дисциплины, вышедшей из лона философии культуры. Под влиянием эмпирического материала она задает ориентиры культурологического познания, выполняет методологическую функцию. Культурология использует все методы социогуманитарного познания, прежде всего философские:

-диалектический метод, предполагает рассмотрение культуры как развивающегося, внутренне противоречивого, многостороннего явления, требующего конкретного изучения;

- системный метод, рассматривает культуру как систему, элементы которой находятся в единстве и формируют своим взаимодействием целостность;

- структурно-функциональный метод применяется, если необходимо выделить и рассмотреть элементы, составляющие культуру, выявить роль каждого в ее функционировании;

- аналитический метод, позволяет рассматривать явления культуры, в чистом виде;

- компаративный метод– метод сравнения культур по какому-либо основанию, признаку;

- типологический метод - когда сравнение имеет целью обобщение характеристик культурных «организмов».

Кроме указанных общих методов, в зависимости от конкретной трактовки культуры, имеются и особые методы:

- культурантропологический метод используется, если культура рассматривается как совокупность конкретных ценностей, форм, социальных связей;

- семиотический метод - трактовка культуры как формы общения людей посредством, прежде всего языка;

- герменевтический метод предполагаетсимволически-знаковую концепцию культуры;

- биографический метод это изучение культуры как характеристики человека, как «меры человеческого в человеке»;

- общенаучные методы, такие как исторический метод исследования в единстве с логическим методом;

- частные методы конкретных дисциплин, составляющих эмпирическую базу для культурологии, такие как: методы полевой этнографии: описание, классификация, наблюдение;

- открытые интервью в психологии и социологии, и т.п.

Тема 2 Основные понятия культурологии

2.1 Понятия культуры и субъекта культуры. Культура это всё, что создано человеком. Академик Вернадский назвал эту сферу второй природой. Сфера природы – это мир независимый от сознания человека, с сфера культуры возникла и существует благодаря ему. Термин «культура» - означает «возделывание», «обрабатывание», прежде всего разведение растений или животных, уход за ними. Уже в римской античности приобрел переносное значение - «воспитание наставником». Такая трансформация свидетельствует о его наполненности антропологическим (общечеловеческим) содержанием, смысл которой - человеческая ученость, образованность. Культура - это и мир окружающих нас вещей, несущих на себе отпечаток человеческого труда, ума и таланта. В этом смысле культура - это обработанная, «окультивированная» природа, а окружающие нас вещи предстают мир «оживших предметов», начиная с бытового окружения и завершая произведениями искусства, бесценными шедеврами, которые созданы человеческим трудом. Это то, что отличает наш мир от самой себя, воспроизводящей природы. Говоря о сущности культуры,можно выделить две основные сферы. Первая - это предметы материальной и духовной деятельности человека. Вторая - это субъекты, творцы и носители культуры.Здесь культурология опирается на социологические измерения общества. Многообразие подходов к исследованию обусловлено и многоаспектностью самого феномена культуры. На Международном философском конгрессе в 1980 г. приводилось более 250 различных ее определений. В настоящее время их более 500. Одни авторы считают культуру образом жизни народа, «социальной наследственностью» - по аналогии с биологической. Другие рассматривают ее как специфически человеческий способ жизнедеятельности. Обобщая имеющиеся точки зрения на культуру, необходимо учитывать, что культура - это совокупность искусственных объектов, созданных людьми в дополнение к природным; мир особых нормативных порядков, ценностей, мир символических обозначений для фиксации и трансляции социально значимой информации.

2.2 Цивилизация от латинского civilis – гражданский, общественный, государственный. Французский философ Гольбах понимал цивилизацию как противоположность дикости. Мыслители эпохи Просвещения считали, что общество становится цивилизованным по мере того, как в нём воцаряются Разум, социальная Справедливость, Закон. С конца XVIII в. термин «цивилизация» практически выступает как синоним культуры, цивилизация воплощает целостность всех культур, единство, противостоящее варварству; выступает воплощением единства и идеалом прогресса человечества. Но в это, же время формируются и иные, представления о цивилизации - она рассматривается как материальная культура, как сфера вещей и услуг, тогда как за собственно культурой закрепляется лишь духовное творчество. На рубеже XIX - XX вв. такое «разделение» этих понятий усиливается до противопоставления. О.Шпенглер, М. Вебер, Н. Бердяев, по сути, характеризуют цивилизацию как своего рода антигуманное вырождение культуры, связанное с господством техники и упадком нравственности, духовности. В марксистской теории цивилизация выступает как ступень общественной истории, следующая за варварством, характер которой определяется материальным развитием, со­стоянием способа производства. В настоящее время цивилизация чаще всего рассматривается как состояние культуры, возникающее на определенном историческом этапе развития.

2.3 Морфология культуры. Морфология культуры - раздел культурологии, имеющий своим предметом изучение типичных форм культуры, характеризующий ее внутреннее строение как целостность. Морфологический «срез» культуры представлен четырьмя элементами.

Материальная культура. Традиционно культурологи выделяют в качестве ее объектов орудия труда, средства производства, одежду, быт, жилище, средства сообщения - все то, что получило название искусственной среды обитания человечестваи является процессом и результатом материальной деятельности человека. Это деятельность, направленная на создание материальных условий для жизни человека. В нее входит экономическая деятельность, включающая средства производства, способы практической деятельности по их созданию (производственные отношения), и творческие моменты хозяйственной деятельности. Духовная культура. К ней относят идеологию, мораль, духовное общение, искусство и религию. Духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности. При определенных условиях, будучи объективированной, духовная культура как стереотип восприятия и мышления, менталитет общества может играть на различных этапах развития общества ведущую роль стимулов. Наиболее ценные моменты духовной жизни общества составляют фонд культуры, своеобразную память общества. Объективированные в произведениях искусства результаты духовной деятельности постоянно «потребляются», становятся достоянием сознания людей. Таким образом, осуществляется как бы опосредованное общение между людьми различных поколений, эпох, культур.Итак, духовная культура выступает как деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, на создание идей, знаний, духовных ценностей - образов общественного сознания.

Социальная культура. Представляет собой производство, развитие и совершенствование общественных условий жизни человека. Она характеризует деятельность государства, социальных институтов, гражданского общества, охватывает все многообразие учреждений и практических действий общественного бытия. Социальная культура раскрывается в социальных отношениях, она показывает процессы, происходящие в обществе, его социальную структуру, организацию политической власти, существующие правовые нормы, типы управления истили лидерства.

Физическая культура. В ней выделяют четыре сферы: 1) культура воспроизводства человеческого рода,способы поведения человека в сфере интимных отношений; 2) физкультура и спорт, включающие развитие физических способностей человека, его телесных проявлений, двигательных навыков и умений;

3) здоровый образ жизни, воплощающийся в культуре питания, распорядке дня, организации труда и досуга, отсутствии вредных привычек, постоянной заботе о здоровье человека; 4) деятельность в области медицины, которая дает возможность сохранять, восстанавливать и воспроизводить телесно-духовные потенции человеческого организма.

2.4 Функции культуры. Функции культуры - это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, так наиболее общие функции культуры:

- информационная функция - трансляции социального опыта состоит в накоплении, хранении и передаче социального опыта от поколения к поколению;

- регулятивная (нормативная) функция связана с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей с помощью морали и права, правил поведения и др.;

- познавательная (гносеологическая) функция определяется способностью культуры накапливать знания о мире, формировать способы и механизмы познания мира;

- ценностная (аксиологическая) функция определяется спо­собностью культуры формировать определенные ценностные потребности и ориентации, позволяя человеку различать хорошее и плохое, прекрасное и безобразное, добро и зло. Критериями такой оценки выступают нравственные и эстетические ценности;

- коммуникативная функция - форма и процесс общения, осуществляется с помощью языка,а также специфических языков науки, искусства, техники. Индивидуальной культуры, полностью изолированной от общественной - не бывает. Культура условие и результат общения;

- адаптационная функция – обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде. Человек в отличие от животного, который приспосабливается к среде – меняет её в соответствии со своими потребностями. Культура даёт защиту, обеспечивает безопасность и комфорт. Но уменьшая свою зависимость от природы люди всё больше зависят от культуры;

- интегративная функция – объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность скрепляется культурой. Так как имеет единую совокупность взглядов, убеждений, ценностей. В общности формируется чувство принадлежности к одной социальной группе.

Культура несет в себе функции, различающиеся и по субъекту культурной деятельности. На уровне человеческого рода культура выступает средством укрепления и развития человеческого общества, на уровне социальной группы культура объединяет людей, на уровне индивида культура обеспечивает его «подключенность» к богатству человеческой деятельности.

2.5 Самоидентичность в культуре. «Идентичный» - «тождественный», а «идентификация» - это установление тождества между предметами, процессами. Полное тождество не возможно. Но в человеческом сообществе идентификация - это признание совпадения между людьми не в деталях, а в главном. И на ранних ступенях развития то главное, что объединяет людей в коллектив, имеет явно выраженные, зримые черты.

На ступени дикости люди жили сплоченными кровнородственными коллективами. И дикарь отличал «своего» от «чужого» прежде всего по внешности. Но уже у диких народов этнодифференцирующую роль играет культура. Ведь «своих» от «чужих» здесь отличает не только цвет кожи, но и ее раскраска, а также бытовые и культовые предметы, язык и поведение человека. Люди, в отличие от животных, способны и на большее, а именно на самоидентификацию. На ступени варварства, культура включает сложную систему ритуалов и мифов, в которых люди, отождествляя себя с животными и природными силами, рассказывают об истоках собственного рода. Миф является формой коллективного самосознания. И в развитой мифологии люди начинают осознавать не только свое отличие от других, но и свое родовое единство в лице общего предка.

2.6 Культурные традиции. Это устойчивые элементы культурного наследия (идеи, ценности, обычаи, обряды), которые сохраняются и передаются от поколения к поколению в неизменном виде. Существуют научные, религиозные, моральные, национальные, трудовые и другие традиции. Благодаря им развивается общество, так как молодое поколение усваивает достигнутый человеческий опыт. Культура не может существовать не обновляясь. Творчество, изменение являются другой стороной развития общества. Новацияявляется способом обновления культуры. Единство традиции и обновления - универсальная характеристика любой культуры.

2.7 Культурогенез. Вид социокультурной динамики, заключающийся в порождении новых культурных форм и систем. Он используется для анализа процессов устойчивости и изменчивости культуры.

Культура это процесс постоянной адаптации человека к меняющимся условиям его существования путем преобразования этих условий в процессе человеческой деятельности. В генезисе культурных форм можно выделить три фазы:а) выработку новаций;б) создание на их основе новых культурных форм; в) и их внедрение в социальную практику.

2.8 Культурная динамика.Культура – противоречивое единство сохранения, воспроизводства и обновления её элементов, свойств и отношений. Состояние покоя, неизменности – «статика», изменения в культуре – «динамика». Свойство самообновления культуры, включая развитие, деградацию или десемантизацию (утрату смысла) отдельных ее черт или целых комплексов. Причинами культурной динамики являются: адаптация к изменившимся внешним условиям; необходимость разрешения накопившихся внутренних противоречий; творческая инициатива отдельных личностей. Динамика может иметь прогрессивную направленность, а может быть и деградирующей. Культурный застой - это состояние длительной неизмен­ности культуры. Культурная динамика - целостный, упорядоченный процесс, имеющий направленный характер.

2.9 Культурная модернизация. В современном мире происходит рост культурных коммуникаций; интеграция во всех областях жизни – экономической, политической, духовной. Как следствие возрастает взаимовлияние культур, и необходимости формирования для этого культурных норм, ценностей. Эти процессы являются культурной универсализацией. Её формой является модернизация. В культурологии существуют два основных подхода к проблеме прогресса как направлению развития от менее к более совершенному состоянию культуры:1) опирается на очевидность смены этапов развития культуры как обогащения системы ее ценностей, развития всех форм жизнедеятельности человека;2) ставит под сомнение наличие культурного прогресса как поступательного развития единой культуры, исходит из понимания ее различных типов как локальных, автономных, имеющих свой жизненный цикл.

2.10 Культурная картина мира. Человечество едино по своим корням, но в процессе развития разветвляется на множество разнообразных культур. Каждая из них, вырастая в специфических условиях жизни, вырабатывает свой язык, формирует своё мировоззрение. Все богатство бытия культуры формируют определенный способ осознания мира и бытия в нем. Результат этого специфического видения мира, в котором обитает человек, и есть культурная картина мира - система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в нем. Человеческое бытие многослойно. Некоторые из этих пластов не подлежат рациональному контролю. Поэтому, в узком смысле в культурную картину мира входят первичные интуиции, национальные архетипы, способы восприятия времени и пространства, самоочевидные, но недоказанные утверждения, вненаучные знания. В широком смысле наряду с перечисленными элементами в культурную картину мира включают и научные знания.

2.11 Социальные институты культуры - высокоорганизованные системы, обладающие устойчивой структурой, гибкостью, динамичностью, обеспечивающие выполнение культурой своих функций. В узком смысле – они организуют и регулируют духовную среду деятельности человека. В широком смысле – они выступают как средства обеспечения эффективности творческой деятельности во всех сферах жизни общества, включая политические учреждения, экономические, социальные. Можно выделить научную, эстетическую, религиозную, этическую, правовую и другие формы культуры, которые определяются отношением людей к миру и друг к другу. Построению этих картин предшествует построение другой картины мира - картины интуитивных представлений, значений и смыслов как выражения особенностей жизнедеятельности данной культуры. При этом каждый смысл всегда особенным образом представляет универсальность мира, в котором живут люди.

Нравственные (моральные) ценности - древние греки называли «этическими добродетелями». Главные из них благоразумие, мужество, справедливость. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Нравственные (моральные) регулятивы - это правила поведения, ориентированные на нравственные ценности. Этические принципы, играют основополагающую роль в современной нравственной культуре:

1. «Золотое правило» нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

2. Моральная автономия личности предполагает, что о человеке следует судить по его личным качествам и поступкам, а не по его происхождению, цвету кожи, религиозным убеждениям, принадлежности к социальной группе и т.д.

3. Гуманизм. Сущность его - в человеколюбии, признании единства человечества, заботе о благополучии и счастье каждого человека. Гуманизм несовместим с национализмом, расизмом, фашизмом Он требует отказа от всех форм насилия над личностью, утверждает социальное равенство людей.

Правовая культура. Право, как и мораль, регулирует поведение и отношения людей. Мораль - «внутренний регулятор действий человека, право - «внешний», государственный регулятор. Мораль старше права по своему историческому возрасту.

Политическая культура. Политика - это сфера человеческих отношений и взаимодействий по поводу власти. Высшая власть в обществе принадлежит государству. Под политической культурой понимается совокупность регулятивов и ценностей, определяющих участие людей в политической жизни. Политическая культура находится в сильнейшей зависимости от политической системы.

2.12 Межкультурные коммуникации. Развитие форм коммуникации - важнейший аспект культуры. Вначале контакты осуществлялись с помощью звуков, жестов. Членораздельная речь дала больше возможности для передачи информации. В современной жизни наиболее эффективными являются – радио и телевидение. В ходе мировой истории усиливаются контакты культур, растёт их взаимодействие. Различие культур сохраняется, но задача не в уничтожении этих различий, а в их соединении. Развитие связей приводит к сглаживанию уникальных особенностей каждой из них. Об этом свидетельствуют процессы компьютеризации, подчиняющие единому алгоритму логику мышления тех, кто работает с компьютером. Однако в основе каждой культуры сохраняется то, что возникло под влиянием природы страны, ее климата, пейзажей, пищи, языка, памяти о своей истории и культуре. Тем самым культурная картина мира сохраняет свою уникальность.

2.13 Культурные ценности и нормы. Ценность – это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту. Культурные ценности возникли в результате осмысления человеком значимости для него тех или иных объектов. Каждая сфера культурной деятельности человека приобретает свойственное ей ценностное измерение. В каждом типе культуры возникает своя иерархия ценностей и ценностных измерений. Объект является лишь носителем ценности. Ценность и полезность – разные вещи. Ценная вещь может быть совершенно бесполезной, а полезная – не иметь ценности. Все ценности имеют духовную природу. Идеал – это тот объект, который наиболее удовлетворяет потребностям человека. Иерархия ценностных ориентаций у людей различна, для кого-то духовные ценности на первом месте, для кого-то, материальные.

Нормы культуры изменчивы, а культура отражает изменения в обществе. Культурные нормы есть определенные образцы, правила поведения, действия, познания. Они складываются, утверждаются в обыденной жизни общества. На этом уровне в возникновении культурных норм большую роль играют традиционные и подсознательные моменты. Обычаи и способы восприятия складывались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях.

2.14 Язык и символы культуры. Язык средство мышления и средство общения. Культура - система коммуникаций, обмена информацией, а явления культуры рассматриваются как система знаков. Знак - это чувственно воспринимаемый субъект (звук, изображение и т. д.), который замещает другие предметы, их свойства и отношения. Вся совокупность знаковых средств может быть представлена знаками - обозначения, являющиеся, основанием естественного языка. Единица языка - слово, обозначающее предмет, действие, свойство и другие характеристики окружающего человека мира. Символы - такие знаки, которые не просто указывают на изображаемый объект, но выражают его смысл.Символ как способ образного освоения мира, как художественный иносказательный образ широко используется в искусстве. Смысл символических образов нельзя расшифровать прямолинейно, его нужно эмоционально пережить и прочувствовать, распознать. Символ- это социально-культурный знак, содержащий идею. Язык культуры- это совокупность всех знаковых способов словесного и несловесного общения, с помощью которых передается информация. Именно язык чаще всего выступает критерием при различении, типологизации культур. Язык является социальным средством хранения и передачи информации. Общее число языков в мире составляет от 2,5 до 5 тыс. В современном мире существуют языки программирования.

2.15 Культурные коды. Языки культуры предназначены для того, чтобы выразить смысл культуры. Если все феномены культуры рассмотреть как факты коммуникации, сообщения, то понять их можно, лишь в соотнесении с каким-то посредником, потому что связь знаковых систем с отражаемой ими реальностью не является непосредственной. Потребность в таком посреднике обнаруживается тогда, когда различные феномены сравниваются между собой и сводятся в единую систему. Поэтому и необходима система особых смыслоразличимых признаков - кодов культуры. Под кодомпонимается совокупность знаков, и система определенных правил, при помощи которых информация может быть представлена в виде набора этих знаков для передачи, обработки и хранения. Основной код культуры должен обладать самодостаточностью для производства, трансляции и сохранения человеческой культуры, открытостью к изменениям и универсальностью.

Тема 3 Типология культур

Разложение культуры на свойственные ей элементы и характеристики, даст возможность глубже её понять, определить роль культуры, её значение и место в историческом процессе. Культура, с неизбежностью требует систематизации, обобщения, без чего невозможно рационально осмыслить все многообразие мира культуры. Под типом культурыпонимают общность черт, характеристик, отличающую культуры от других.

3.1 Термин «типология» происходит от греческого «типос» - вид, форма и «логос» - слово. Типология культуры - это знание, понимание, описание, классификация проявлений культуры по какому-то принципу, критерию, присущему всем культурам. Типология культуры производна от понимания самого понятия «культура». Она зависит от понимания природы культурно-исторического развития и многообразия. Она возможна с учетом фактора времени (синхронная) или без учета времени (диахронная). Для создания типологии культуры необходимо ясное представление о критериях обобщения феноменов культурного многообразия.

3.2 Локальные культуры. Специфические и срединные культуры. К середине 19 века, укоренившееся в науке представление о культурной самобытности и самооценке разных народов, подкреплялось этнографическим материалом и влиянием биологии на философию и социологию. Это обусловило идею представления социального процесса по типу биологического, т.е. общество – это организм с естественными процессами рождения, развития, смерти. Т.о. в истории существуют параллельные, замкнутые культурные типы культур. Культура отличается своими особенностями, которые сохраняются и в типологически однородном обществе. Эта специфичность (локальность) означает особенность данной культуры, ее отличие от всех иных. В качестве специфической может выступать так называемая «маргинальная культура», отличная от доминирующей в обществе (срединной) культуры. Такая культура возникает, как правило, при отказе людей по каким-то причинам от традиционной (срединной) культуры, в частности, в связи с резким изменением образа, условий жизни. Люди маргинальной культуры испытывают затруднение с культурной идентификацией. Специфическая культура может выступать как субкультура - особая форма организации жизни людей (социальных групп), стремящихся обустроить внутри господствующей, срединной культуры свое собственное культурное существование. Специфическая культура выступает как контр­культура, если субкультурные ценности стремятся проникнуть в «ядро» срединной культуры, заменить ее фун­даментальные ценности своими - часто противоположными.

3.3 Этнические и национальные культуры. Очень часто отождествляют содержание понятий «этнос» и «нация».Подэтническойпонимают культуру, в основе которой лежат ценности, принадлежащие этнической группе. Самым главным признаком такой группы является чувство этнической идентичности - общей истории и культуры, отличающей «нас» от «них». Носители этнической культуры связаны единством «крови и почвы». Национальная культура характеризуется единством территории, государственностью, общностью экономической жизни, тогда как идентификационные ментальные признаки уходят на второй план. Мировая культура складывается благодаря участию культур каждого народа. Этим объясняется единство и многообразие мировой культуры. Этническая культура – наиболее древний слой национальной культуры. Черты проявляютсяв особенностях пищи, одежды, фольклоре, народных промыслах, медицине. Специфика – обусловлена природной средой. Характерные черты: консерватизм, преемственность, ориентация на сохранение корней. Национальнаякультура -не сводится к этнической культуре. Она воплощена в литературе, искусстве, письменности, науке, философии, технике и т.д. Её богатство – в письменности и образовании. Национальная культура полна движения; открыта для контактов; нивелирует различия.

Этнокультурные стереотипы– обобщенное представление о типичных чертах, характеризующих какой-либо народ: немецкая аккуратность, французская галантность, финское упрямство, грузинское гостеприимство, русская неорганизованность. Виды стереотипов: автостереотипы, отражают то, что люди думают о собственном народе; и гетеростереотипы, отражают отношение к другим народам.

3.4 Восточные и западные типы культур. Под Востоком понимают – отсталые страны, со слаборазвитой аграрно-сырьевой экономикой; с патриархальной социально-политической системой; с широко распространённой религиозностью. Под Западом – развитые постиндустриальные страны; с высокотехнологичной экономикой; с либеральной социально-политической системой. Отличительная чертамежду этими типами - однородность по содержанию. Восточная культура неоднородна в большей степени: буддийская, мусульманская, арабская; образ жизни стран Индии, Китая и т.д. Западная культура объединена одной религией – христианством, хотя и оно делится на ряд вероисповеданий.

Черты и особенности «Западной» и «Восточной» культуры:

1. Разные типы мировоззрения. Восточное - строится на самоизоляции человека от внешнего мира и уходе во внутреннюю духовную жизнь. Западное – активно воздействует на внешний мир. 2. Для западной философии на первом плане идея бытия. Для восточной – идея небытия. 3. Если культура восточная ценит глубокомысленное молчание – мудрец завоевывает признание личным примером, а не проповедью, то западная словоохотлива, мудрец должен владеть ораторским мастерством. 4. Восточная наука сильно отстаёт от западной науки. 5. Восточное искусство более возвышено, менее реалистично и утилитарно. 6. Религия Востока - Ислам, ограничивает участие женщин в публичных делах. Для культуры Востока характерна «нормативная избыточность», а Запада «нормативная недостаточность».

3.5 Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Две важнейшие тенденции характерны для современной культуры: культурная экспансия Запада - в си­туации предельного обмирщения и одновременно универсали­зации собственной культуры и, с другой стороны, борьба за культурную автономию и самобытничество в незападных ци­вилизациях перед лицом «модернизации» и «вестернизации».

3.6 Место и роль России в мировой культуре. Рассматривая вопрос о месте России во всемирной истории, очень часто обращаются к схеме Восток – Запад. Россию считают либо принадлежащей Западу или Востоку, либо имеющей собственную специфику. Западники утверждали, что Россия принадлежит европейской культурно-исторической традиции. Славянофилы рассматривали Россию как самобытное духовное образование. Для того чтобы разобраться в этой проблеме рассмотрим специфику культуры России. На особенность культуры влияют: природно-географические условия - жесткость климатических условий усложняет хозяйственную жизнь; геополитические факторы - статус цивилизации «сухопутной» ориентации; этнический фактор - российская культура формировалась на основе 3-ех этносов: славянского, тюркского и угро-финского, что рождает ситуацию культурного взаимовлияния, национальной терпимости, различной экономической ментальности. От восточных цивилизаций русскую отличает ее христианство и связь через греческую Византию с эллинской общеевропейской основой; от цивилизации западноевропейских народов - православный характер русской культуры и указанные выше моменты.

3.7 Элитарная и массовая культуры. Массовая культура – «для всех», и элитарная культура – «для избранных». Такое деление существовало всегда. До середины XIX в. духовная культура была уделом свободных и обеспеченных высших слоев общества, а народ довольствовался фольклором. С быстрым ростом «среднего класса» ситуа­ция кардинально меняется. В городах появляется люди, которые имеют свободное время и деньги для развлечения и отдыха.Спрос рождает предложение, и на смену свободному духовному творчеству приходит так называемое «духовное производство», живущее по законам рынка. Технические возможности тиражирования произведений культуры, растущий рынок сбыта этих произведений делают такое культурное производство бизнесом. Его главная цель - получение прибыли. Массовое производство – производство не художественных произведений, а «культтоваров»: в бизнесе главное не художественная ценность, а доход. Рост прибыли зависит от объема продаж. Поэтому в массовой культуре важно не удовлетворять художественные потребности, а формировать их, воспитывать, готовить потребителя. Массовость предполагает доступность, поэтому в производстве учитывают чувства, потребности, присущие по возможности максимальному числу потребителей. Массовая культура - это производство простых, общедоступных, узнаваемых, воспринимаемых без напряжения художественных образов с целью получения максимальных при­былей. В качестве реакции на резкое падение художественного уровня в продукции массовой культуры возникает стремление части художников заниматься «высоким» искусством, понятным лишь узкому кругу «избранных» и не приносящих денежных доходов. Это и есть элитарная культура рассчитанная, на «внутреннее» употребление и часто принципиально стремящаяся усложнить свой язык, сделать его недоступным для большинства людей, воспринимаемым только избранными. Такрождается художественный авангард, характерный крайним ин­дивидуализмом, смелым поиском новых форм и идей, отказом от традиций. Ее потребители либо сами творцы, либо представители политической и экономической элиты.

Тема 4 Культура и личность

4.1 Личность в культуре. Проблема личности всегда в центре исследования культуры. Человек не рождается личностью, а становится её. Личность – это индивид как социальное существо способное к самостоятельной деятельности. Личность проявляется в поступках, а они результат свободного выбора. В культуре формируется определенный тип личности. На формирование личности влияет - общее историческое прошлое, мифология, религия, географическое пространство, социальные институты, коллективные мнения, предрассудки, семейные образцы, исторические традиции, идеалы и ценности. С другой стороны, личность воссоздает, изменяет, культуру. Без личности нет культуры, она не только движущая сила, но и главная цель ее становления. Личность в культуре не просто приспосабливается к окружающей среде, но сама создает свой собственный «микромир».

4.2 Инкультурация. Это постепенное вовлечение человека в культуру, постепенная выработка навыков, манер, норм поведения, форм мышления и эмоциональной жизни, которые характерны для определенного типа культуры. Инкультурация предполагает наличие таких социально-культурных элементов, как языковая система; ценностно-смысловые ориентиры; процедуры развития творческой деятельности; совокупность накопленных достояний в культуре, традиции и формы преемственности.Первым условием инкультурации является самоутверждение человека во времени. Для этого необходимо готовить возможности для творчества и таким образом обретать определенную независимость от природных, общественных условий в постоянно меняющихся обстоятельствах. Это покорение времени человеком происходит через создание автономного культурного пространства.Следующим условием инкультурации становится присвоение различных способов овладения пространством, его «видение». Иметь возможность видеть - значит иметь возможность предсказывать.Но наиболее важным в этом процессе для человека становится овладение знанием, опытом, нормами, умениямидлятого, чтобы переводить неопределенности истории в понятные человеку время и пространство мира культуры.

4.3 Социализация. Это процесс выработки человеком социальных норм и правил общественной жизни для развития активного, полноценного члена общества, для формирования культурной личности. В процессе социализации происходит постепенное вовлечение индивида в жизнь общества, приобщение его к истории и традициям. Индивид осваивает необходимые навыки, приобретает знания, приобщается к культурным нормам и традициям. Социализация - это также идентификация индивида с «другими». Социализация дает возможность взаимодействовать друг с другом, а также способствует передаче опыта от поколения к поколению. В процессе социализации личностная и социальная сферы находятся в постоянном взаимодействии. Частная сфера выражает общественное (публичное) мнение, вступая с общественными институтами в публичные диалогические отношения.В каждом обществе и культуре постепенно формируется свой характер процесса социализации личности. Особенности типов социализации зависят от исторически-конкретной струк­туры общества и от типа культуры.

Тема 5 Культура и глобальные проблемы современности.

5.1 Культура и природа. Культура не сводится к природе, однако строится из природного материала. Поэтому они различны и едины.Культуру часто определяют как «вторую природу». Природа создала человека, а он, сотворил пространство культуры. Вторая природа - выражение, подчеркивающее неразрывную связь культурной деятельности с природой, которая в этом единстве является «первой». Во взаимодействии с миром человек использует две формы деятельности. Первая - непосредственное потребление человеком природных ресурсов. Вторая - преобразование природы, создание того, что отсутствует в ней в готовом виде, так называемых артефактов. Они призваны обеспечивать как биологические потребности, так и потребности внеприродные - социальные. Результатом этого является создание нового мира, несущего печать человеческой деятельности. В этот новый, человеческий мир - входят не только предметы и результаты труда, но и материальные основания общественных отношений, совместная деятельность по преодолению не только «первой», но и «второй» природы, а также изменения и самого человека. Прямое воздействие природных факторов может быть прослежено по разным направлениям: от орудий труда и технологий до особенностей быта и высших проявлений духовной жизни. Это позволяет утверждать, что культурное действительное есть не что иное, как природное, продолженное и преобразованное человеческой деятельностью. Вместе с тем культура есть нечто противоположное природе, существующей вечно и развивающейся без участия человеческой деятельности.

5.2 Культура и общество.Культура - способ деятельности того или иного субъекта общественной целостности. Во всех трактовках понятия «общество» есть общая идея: оно не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых они находятся друг с другом, оно есть некая целостная система, в которой они объединены совокупностью связей. Именно действие людей и образует общественную жизнь.Культура - способ деятельности людей, а общественные отношения - поле для этой деятельности. Такое понимание помогает осознать, как именно связаны общество и культура. Общественные отношения - это основания, а культура - обоснование. Общество создает поле для человеческого действия, обусловливает границы и в определенной мере задает характер и способы действий. Культура и общество не соотносятся как часть и целое, а взаимопроникают.

5.3 Глобальные проблемы современности. Глобальные проблемы (франц. global - всеобщий, от лат. globus (terrae) - земной шар) представляют собой совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации. Главная глобальная проблема в том: должен личеловек полагаться на естественный, эволюционный процессразвития культуры или ее мир находится в состоянии упадка и нуждается в целенаправленном оздоровлении. Другая проблема связана с возникновением опасных тенденций в использовании различного рода ресурсов. В ходе их бесконтрольной переработки возникает непомерная нагрузка на экологическую сферу. Чем больше перерабатывается ресурсов, тем больше опасность. Не снята ситуация неравномерного экономического роста на основе индустриализации. Проблемы голода, отставания развивающихся стран в ближайшей перспективе будут расширяться и углубляться.Многие глобальные проблемы связаны с развитием самого общества. Цена научно-технического прогресса оказывается слишком высокой. Увеличивается риск от гигантских катастроф. Проблемы внутреннего развития обусловлены и несправедливым распределением отрицательных воздействий научно-технического прогресса на различные слои населения, страны и регионы мира. Страны, обладающие богатыми энергоресурсами, создают гигантскую нагрузку на экологию. Все это ведет к дестабилизации мирового сообщества.Причины возникновения глобальных проблем: целостность современного мира, которая обеспечивается глубинными политическими и экономическими связями; возросшая экономическая мощь человека; неравномерность развития стран и культур.

В Приложении 2 приведен перечень контрольных вопросов для проверки знаний по дисциплине.

Наши рекомендации