Идеология и эстетика глянцевых журналов
Молодежные иллюстрированные журналы «Птюч», «ОМ» и др. заполняют журнальные киоски и уличные лотки, их листают и рассматривают в метро и студенческих аудиториях, они буквально бросаются а глаза. Однако критики и литературоведы, обсуждая «толстожурнальные» романы и повести, в последнее время – даже детективы и фантастику, глянцевые журналы «в упор не видят», о них не пишут. Думается, что такое отношение несправедливо.
Там возникла новая специфическая эстетика, основанная на синтезе словесного и изобразительного ряда, там почти монопольно обсуждаются важные для современного общества темы (например, наркомания, Интернет). И, наконец, там находят свое выражение популярные на Западе стили молодежной жизни и, уже, молодежной моды. <…>
На первом этапе своего существования молодежный глянцевый журнал служил транслятором широкого спектра западных, незнакомых нашей молодежной аудитории ценностей: от постиндустриальных (свобода путешествий, яркая индивидуaльность, творческая работа) до нигилистических (неприятие общества потребления, «развлекательный» образ жизни, подчеркнутая антисоциальность), отчасти – общекультурных, цивилизационных. Благодаря таким рубрикам, как «Мода», «Кино», «Музыка», читатели глянцевого журнала получали представление о происходящих в западной культурной жизни процессах (черпали информацию о стилях и жанрах массовой альтернативной культуры, молодежных течениях, узнавали подробности из жизни «идеалов» – артистов, музыкантов, художников, о связанных с ними скандалах и т.д.). При этом одни явления «втягивались» в поле журнала, а другие (например, политика, экономика и т.д.) «отсеивались».
Журнал создавал свой образ мира, который весьма далек от реального с его неопределенностью, политическими, экономическими и социальными проблемами. Это воображаемый мир «неограниченных возможностей», для реализации в котором не требуются особые усилия и много времени: гедонистический мир, где все живут «весело», развлекаются, стильно одеваются, танцуют ночи напролет и т.д.
Постепенно формировался определенный стабильный круг читателей, в той или иной степени ориентирующихся на проповедуемые именно этим изданием идеи (последователей стиля, описанного в журнале «Птюч», например, можно увидеть на фотографиях посетителей одноименного клуба, возникшего вскоре после появления журнала). Круг этот составляет, как правило, «золотая» молодежь. Это стремящиеся «модно» выглядеть дети более-менее обеспеченных родителей, у которых хватает средств на «карманные расходы»: походы в клуб, покупку глянцевых журналов и проч. Как показывают опросы, проводимые самими журналами, в этой среде престижны «творческие» и в то же время высокооплачиваемые профессии – продюсер, тележурналист, дизайнер, ди-джей, модель, музыкант, фотограф и т.д.
Предполагается, что эти профессии дают возможность, с одной стороны, творчески реализоваться, с другой – заработать достаточно денег для того, чтобы «весело и беззаботно» проводить свободное время.
Со временем влияние журнала начинает сказываться на внешнем облике (манера одеваться, прическа, у некоторых – татуировка, «пирсинг» и т.д.) и на вкусовых пристрастиях его читателей. Читатель идентифицирует себя с очерченным на страницах журнала «модным героем». Издание становится связующим звеном между приверженцами одного направления в молодежной культуре, в то же время помогая всем желающим «войти в круг»: освоить стандартный набор ценностей, атрибутику, сленг, присущие этому направлению.
Журнал «Птюч», например, изначально бывший «рупором» небольшого круга друзей, теперь служит координатором быстро развивающейся рейв-культуры (основная форма существования которой – городские танцевальные клубы), наряду с радио и другими средствами массовой коммуникации осуществляя связь между периферией и столицей.
Содержание журнала во многом определяется спецификой рейв-культуры, неразрывно связанной с «психоделической» эстетикой. (Рейв-культура основывается на танцевальной электронной музыке, многие стили которой создавались специально для усиления действия легких наркотических препаратов. Для большинства направлений этой музыки характерны необычайно быстрый ритм и форсированный звук.). Об этом можно судить по тому, какие именно литературные произведения попадают в журнал. Тут опубликованы отрывки из книги «психоделического гуру» Тимоти Лири «Flashbacks» (воспоминания о шестидесятых годах, друзьях-битниках и т. д.) и рассказ Уильяма Берроуза «Джанки Кристмас» («Рождество наркомана»: речь идет о злоключениях страдающего от ломки наркомана). Интервью с прозаиком Егором Радовым, в котором он рассказывает о психоделическом потрясении, пережитом им в Якутии, сопровождает отрывок из его романа, жанр которого можно определить как «наркофантастика».
<...> Стандартные темы для стремящейся быть «адекватной молодежной проблематике» литературы – «экстази», травести и остров Ибица. Из действующих российских писателей только троих молодежный журнал возвел в ранг «культовых» – это Пелевин, Радов и Сорокин, чьи произведения печатались в журнале.
У журнала сформировался свой легкоразличимый, имеющий характерные особенности язык: он перенасыщен сленгом, специальной наркотической и музыкальной терминологией и не совсем доступен непосвященному читателю. (Возникают и неологизмы – например, глагол «клубиться» в значении «проводить время в клубах»).
(цит. по:Идеология и эстетика «глянца» //
http://underground.kazan.ru/info/Ptuchom/index.phtml)