Глава VII. Правовая культура. П. А. Сорокин построил типологию культур на основе ценностного критерия, примененного диахронно
П. А. Сорокин построил типологию культур на основе ценностного критерия, примененного диахронно. Ученый выделилидеацио-нальную, чувственную и идеалистическую культуры и соответствующие имправовые культуры. Предложенная ученым типология правовых культур позволяет выявить влияние ценностей на специфику правовой коммуникации в рамках каждой из культур и соответственно уяснить существующие между ними различия.
Идеациональная культура характеризуется следующими основными чертами: 1) реальность понимается как нематериальное, непреходящее, вечное Бытие; 2) цели и потребности общества в основном духовные; 3) степень их удовлетворения — максимальная и на высочайшем уровне; 4) способом их удовлетворения является добровольная минимизация большинства физических потребностей. Таким образом, идеациональная культура — это религиозная культура, в которой главной ценностью является Бог.
На основе вариаций четвертого пункта П. А. Сорокин выделяет два основных подвида идеациональной ментальности:аскетический идеационализм и активный идеационализм. Первый ищет удовлетворения потребностей и реализации целей путем чрезмерной минимизации плотских потребностей и даже отказа от них, что сопровождается полной отрешенностью от чувственного мира и собственного тела, рассматриваемых как нечто нереальное, как иллюзия. Второй ищет «удовлетворения потребностей и реализации целей не только путем минимизации телесных потребностей индивидов, но также и путем преобразования чувственно воспринимаемого... со-циокультурного мира в направлении духовной реальности и целей, избранных в качестве основной ценности». Носители активного идеа-ционализма не бегут от мира, как от иллюзии, по стремятся приблизить его к Богу, спасти не только свои души, но и души других людей.
Примером идеациональной культуры является культура средневековой Европы, все сферы которой были подчинены религиозным ценностям. Архитектура и скульптура средних веков были своего рода «Библией в камне». Литература также была пронизана религией и христианской верой. Живопись выражала те же библейские темы в линии и цвете. Музыка также носила религиозный характер. Философия была практически идентична религии и теологии. Наука была лишь «прислужницей» христианской религии. Господствующие
13-1351 |
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
нравы и обычаи, образ жизни, мышления подчеркивали свое единство с Богом как единственную и высшую цель, а также свое отрицательное отношение к чувственному миру, его богатству и радостям, Чувственный мир рассматривался только как временное прибежище человека, в котором христианин — всего лишь странник, стремящийся достичь вечной обители Бога.
Законодательство в идеациональной правовой культуре рассматривается какданное Абсолютом, Богом (Яхве, Буддой, Аллахом). Идеациональные законы как заповеди мудрого и справедливого Бога считаютсяабсолютными и неизменными, а потому не нуждаются в человеческом усовершенствовании и подлежат беспрекословному выполнению. Мудрость и справедливость идеациональных законов неоспоримы, хотя человек отнюдь не всегда может понять заключенную в них божественную мудрость.
Идеациональное законодательство, во-первых, не поощряет в человеке стремление к чувственному счастью, удовольствию или пользе. Напротив, оно направлено на защиту ценностей, которые не имеют утилитарного выражения и с ними не связано удовольствие. Во-вторых, идеациональные законы запрещают многие удовольствия, считая их греховными, и устанавливают правовую ответственность за деяния, направленные на получение такого удовольствия.
Соответственно в идеациональной правовой культуре преступление рассматривается прежде всего как грех — преступление против божественной заповеди. Идеациональный свод уголовных законов всегда содержит среди преступлений деяния, которые нарушают правила отношений человека к Богу и сверхчувственным ценностям. Примерами таких уголовно наказуемых деяний в идеациональной правовой культуре являются ересь, богохульство, святотатство, нарушение воскресного дня, празднование которого как дня Воскресения Иисуса Христа считается религиозной обязанностью христианина, и др.
Система наказаний в идеациональной правовой культуре включает в себя не только физические наказания, но и сверхчувственные. Уголовное наказание со стороны государства всегда сопровождается определенной дисциплиной покаяния, искуплением греха или совершением жертвоприношения. В качестве таких наказаний могут выступать отлучение от церкви, отлучение от таинства причастия,