ГЛАВА 2. Культура: понятие, структура и функции
Культура как предмет культурологии | Понятие «культура» относится к числу наиболее фундаментальных и богатых по содержанию, его не возможно исчерпать кратким определением. Каждая область знаний, изучающих культуру, подходит к нему по- |
своему. Кроме того, оно связано с научной школой, на позициях которой стоит данный исследователь, и его индивидуальным мнением. Поэтому существует множество определений культуры.
Установление содержания любого понятия – не формальный акт. За ним следует его «развертывание», «структурирование» в соответствии с авторской позицией. Предмет культурологии определился еще не до конца; по этому вопросу ведутся активные дискуссии, существуют и сталкиваются различные точки зрения, в результате чего, собственно, и происходит развитие любой науки. Все это, однако, не ставит под сомнение сам факт реального существования культуры – так же, как и необходимость ее освоения и изучения, в том числе с помощью научных данных, каждым человеком.
Автор, разрабатывая предлагаемый курс, исходил из собственных представлений о культуре и культурологии. Представленный здесь подход можно определить как социально-культурологический. В значительной степени он опирается на культурологическую концепцию современного российского исследователя Бориса Сергеевича Ерасова (1932 – 2001), рассматривавшего культуру на стыке собственно культурологии, теории цивилизаций, социологии и успешно применившего свою методологию в изучении Востока.
Понятие «культура» относится к числу наиболее сложных, многозначных и многоаспектных. Из множества определений культуры ни одно не «покрывает» всего объема этого явления, лишь частично «касаясь» его сути.
Бесспорно то, что культура во многом противостоит природе, связана с человеческой деятельностью, является качественной характеристикой человека и общества. В разных науках и различными авторами культура рассматривается: как срез общественной жизни, социальный институт, показатель уровня развития личности, система общественных норм, механизм трансляции опыта и др. В соответствии с философским – наиболее широким представлением о культуре, она представляет собой всю внеприродную реальность.
Под культурой понимается и процесс создания ценностей, и продукты этого процесса, т.е. научные теории, произведения искусства, идеи, вещи и т.д. Продукты культуры обычно обозначаются понятием артефакт, под которым в широком смысле можно понимать любое выражение культуры, любой искусственный объект или явление.
Разнообразные подходы к культуре обычно не противоречат друг другу и могут рассматриваться как взаимодополнительные. В любом случае, представляется целесообразным изложение вопроса о сущности культуры по следующей схеме: человек – потребность – деятельность – результат деятельности. Последний, в конечном счете, направлен на человека, т.е. круг замыкается.
Б. Малиновский подчеркивал, что теория культуры должна начинаться с рассмотрения потребностей человека, прежде всего органических. «Ни одна ключевая система видов деятельности, – писал он, – не может продолжать существование, если она прямо или косвенно не связана с потребностями человека и их удовлетворением. Понимание любого элемента культуры должно предполагать, среди прочего, установление его связи, инструментально опосредованной или прямой, с удовлетворением основных потребностей, будь то базовые, то есть биологические, или производные, то есть культурные, потребности».[11] Именно потребности человека, как материальные, так и духовные, лежат в основе культуры, служат источником ее возникновения, функционирования и развития.
В соответствии с существующим в науке деятельностным подходом культуру определяют как способ и результат человеческой деятельности, обеспечивающий существование и развитие общества и человека (А.А. Веремьев).
Культура часто рассматривается в ценностном (аксиологическом) аспекте. Ценность – субъективно-оценочное отношение индивида, социальных общностей и человечества в целом к миру и его проявлениям, выражающее смысл и значимость последних для человека. В качестве ценности может фигурировать все, чему человек дает определение и к чему выражает свое отношение в соответствии со значением данного предмета для индивида, группы и общества. Ценность – все то, к чему человек неравнодушен, испытывает интерес, в чем имеет потребность. Человек создает новые ценности для удовлетворения своих потребностей, для своего благосостояния, поэтому культура связана с таким понятием, как благо. Конечная и «высокая» ее цель – счастье человека.[12]
В настоящее время широко распространены семиотические концепции культуры – представление о ней как совокупности артефактов, смыслов, знаков, как информационном процессе. Согласно одному из таких определений, «культура – это социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью созданных людьми знаковых средств»[13].
Потребности являются главным стимулом человеческой активности. Они как факторы, источники деятельности, неисчерпаемы, отсюда безостановочность в целом и бесконечность (в принципе) культурного прогресса. Культуропорождающей деятельностью выступает творчество, т.е. создание нового в науке, технике, искусстве и других сферах. Творчество не только стимулируется потребностями, но и само превращается в одну из них, становится важным мотивом деятельности многих людей. Таким образом, именно творческая деятельность с ее результатами выступает важнейшим моментом (стороной) культуры.
Культура неразрывна с человеком, поскольку они немыслимы друг без друга. Культура есть способ социального существования, самосохранения и самоутверждения человека; последний выступает не только ее создателем, но и носителем. Набор и характеристика достижений в различных сферах также составляет культуру общества, понимаемую как уровень его развития. Наконец, культура предстает как духовный компонент совокупного производства и, в конечном счете, общественных отношений в целом.[14]
Наиболее близким автору представляется подход к определению понятия «культура», обоснованный Б.С. Ерасовым, который связан с представлением о культуре как духовном производстве. В соответствии с этим подходом, определение рассматриваемого понятия можно представить в следующем виде.
Культура – это процесс и продукт духовного производства как системы по созданию, хранению, распространению и потреблению культурных ценностей.
Культура имеет определенную структуру, включающую взаимосвязанные и взаимодействующие её проявления, элементы, стороны, которые занимают определенное место в системе и развиваются вместе с ней. Существует множество критериев для выделения подобных элементов, о чем речь пойдет в дальнейшем.
Одним из наиболее распространенных принципов структурирования культуры является ее деление на материальную и духовную. Думается, что его можно провести в зависимости от того, какие потребности человека непосредственно удовлетворяются – материальные или духовные – и в соответствии с этим включать в культуру два названных компонента, находящихся между собой в неразрывном единстве.
Духовная культура – служит непосредственному удовлетворению духовных потребностей и является для человека способом освоения и постижения окружающего мира, средством самопознания. Ее элементами выступают философия, наука, искусство, мифология, религия, общественно-политическая мысль, социальные нормы, мораль, обычаи и обряды и др. Духовная культура передается от человека к человеку и от поколения к поколению через семью, систему образования, печать, другие средства массовой коммуникации, посредством межличностных контактов.
Особое место в культуре занимает наука. Выступая одним из духовных ее элементов, наука, как известно, удовлетворяет различные потребности человека и общества. В наше время она является необходимым участником процесса создания новой техники, средств жизнеобеспечения, а также их серийного производства. Таким образом, познавательная активность человека связана и с его материальными потребностями.
Что касается материальной культуры, то ей в настоящем пособии посвящена отдельная глава. В дальнейшем основное внимание будет уделяться духовной культуре, поскольку объем книги ограничен.
Функции культуры | Среди функций культуры можно выделить общие и специфические. К первой группе относятся: |
- функция адаптации (приспособления) людей к природным и соци- ально-историческим условиям их существования;
- функция обеспечения социальной интеграции людей;
- функция социализации и инкультурации личности;
- познавательная функция.
Культура выступает главным средством, с помощью которого человек адаптируется к природным и социальным условиям, в которых протекает его жизнедеятельность. В этой ситуации культура в различных её проявлениях служит ответом на вызовы и проблемные ситуации, постоянно возникающие на историческом пути. Так, глобальное похолодание, начавшееся более 500 тыс. лет назад, привело к появлению одежды, которая, наряду с огнём и жилищем, стала эффективным средством защиты человеческого тела и выживания в экстремальных условиях. В дальнейшем человечество придумало много различных средств решения этой и других проблем.
Пребывание человека в сообществе себе подобных породило особую сферу социальных отношений, норм и принципов жизни. И если нравственных и правовых регуляторов оказывалось недостаточно, то человек прибегал к насилию для того, чтобы обезвредить соперника внутри своего коллектива или враждебно настроенного чужака. Используя для этого уже известные орудия охоты, человек превратил их в боевое оружие – средства убийства себе подобных.
Функция обеспечения социальной интеграции людейотносится к числу тех, которые носят философско-социальный и общесоциологический характер и поэтому специально изучаются соответствующими областями знаний. Она выступает основой сплочения членов общества, разрешения конфликтных ситуаций, установления и поддержания базисных ценностей и норм, образцов и правил поведения и отношений. Этому служат специальные системы символов и знаков, например, язык, которые обеспечивают взаимопонимание и взаимодействие членов сообщества. Появляется представление «мы – они», «свои – чужие»; и именно культура обеспечивает знаки принадлежности данного индивида к «своим».
Функция социализации и инкультурации личности тесно связана с предыдущими и вытекает из них. Она включает в себя две стороны. Первая предполагает усвоение личностью языка, норм, ценностей и других элементов своей и иных общностей. Личность не только усваивает культуру, но и «пребывает» в ней в течение всей жизни, определяет свои цели, исходя из неё, ощущает себя её частью. Вторая сторона связана с самоидентификацией общества и его структурных элементов. Культура превращает массу людей в общность с определенными качественными и количественными характеристиками, отличающих её от других общностей.
Культура выступает также фактором социальной дифференциации. Каждый социальный слой приобретает определённые культурные качества и знаки своего статуса. Это может быть, например, право на ношение оружия, одежды определённого покроя и цвета и т. п. В каждом обществе существуют предметы социально дифференцирующего потребления, владение которыми является знаком высокого общественного или имущественного положения.
Качество овладения культурой, уровень образования являются важными социальными параметрами, факторами социальной мобильности. В средневековом Китае, чтобы получить государственную должность и стать чиновником, нужно было сдавать сложные экзамены. В XV – XVI вв. в Западной Европе начинает формироваться аристократия, сыгравшая в последующие три столетия крупную социокультурную роль. Её атрибутами была не только наследственная знатность, но и максимальный для того времени уровень образования, склонность к интеллектуальным занятиям, воспитанность, поведенческая культура и другие социально приобретаемые качества. Во всём подражая аристократии, представители буржуазии учились сами и посылали своих сыновей в университеты, видя в этом не только путь к коммерческому успеху, богатству, но и способ социального утверждения, завоевания места в «высшем обществе».
Познавательная функция связана с известной истиной, которая состоит в том, что человек – существо, наделенное способностью мыслить, чувствовать, накапливать знания; и в этом состоит главная предпосылка появления и развития культуры. Человек всю свою индивидуальную и родовую историю познаёт окружающий мир и самого себя сначала только на обыденном уровне, а позже используя специализированные методы и формы познания, прежде всего научную.
Из изложенного в данной книге понимания культуры как предмета культурологии вытекают следующие специфические функции, выполняемые ею: инновационная, функция сохранения духовных ценностей, трансляционно-коммуникативная и компенсаторно-игровая.
Инновационная функция, являющаяся главной среди них, «отвечает» за создание новых ценностей, которые выступают продуктами творческой деятельности людей. Результат духовного производства – знания, идеи, проекты, предметы, наделенные определенным смыслом, значением, информационной, эстетической и иной ценностью. Они используются социальной практикой, в т.ч. в сфере материального производства, которое реализует их в виде типовых, повторяющихся, изготовляемых в большом количестве предметов (идея, проект автомобиля – опытный образец – типовой автомобиль определенной марки).
Функция сохранения духовных ценностей для их последующего использования и распространения. Средствами реализации этой функции выступают индивидуальная и коллективная память, культурные коды, знаки, символы, модели, которые выступают носителями определенных смыслов. С появлением письменности человечество приобрело важнейшее средство фиксации и хранения культуры – текст. Большой информационной ценностью обладают различные изображения, предметы материальной культуры, сооружения, произведения искусства и т.д. В XIX–XX вв. появились технические средства фиксации культуры: фото- и киносъемка, звукозапись, компьютер и др., которые многократно увеличили объемы накапливаемой культурной информации.
Трансляционно-коммуникативная функция посредством механизма преемственности и традиции обеспечивает пространственно-временнýю передачу культурных ценностей от общества к обществу, от поколения к поколению и от человека к человеку. Она служит условием и самого духовного производства – в целом коллективного по своему характеру, и потребления его продуктов. Она включает также общение индивидов посредством различных символов, обмен информацией между ними, без чего невозможна передача социального опыта и само существование общества.
Компенсаторно-игровая функция культуры связана с охраной здоровья и личной гигиеной, отдыхом, развлечениями, праздниками, любительскими занятиями – всем, что так или иначе компенсирует (возмещает, восстанавливает) физические и духовные силы человека. К этой сфере относятся также физическая культура и спорт, которые обычно выделяются в особую культурную область. Для многих людей сегодня едва ли не вся культура ассоциируется именно с перечисленным.
Игровая деятельность часто рассматривается в качестве самостоятельной функции культуры и представляет собой особый вид непродуктивной активности человека, мотивация которой порождается не её результатом, а самим процессом. Особенно большое значение для человека игра имеет в период детства, когда происходит первичная социализация и инкультурация личности. По мнению сторонников игровой теории, например, известного голландского культуролога Й. Хёйзинги (1872 – 1945), культура в целом «…возникает и развивается в игре, как игра».[15]
Представленный здесь перечень функций культуры не может считаться единственно возможным, да и сами функции в реальных процессах не прослеживаются в чистом виде, переплетаются друг с другом, проявляя себя в тех или иных динамических процессах.
Социальный механизм духовного производства | Функционирование и развитие культуры связано с особым социальным механизмом, включающим (1) заказчика, (2) создателя, (3) хранителя и распространителя, а также (4) потребителя и носителя |
культуры. Характер их взаимодействия во многом определяет уровень развития и облик данной конкретной культуры.
Под механизмом обычно понимают внутреннее устройство, определяющее порядок деятельности какой-либо системы, в которой работа одного элемента приводит в действие другие, т. е. система, производящая действие.
Социальный механизм духовного производства в своем развернутом состоянии появляется не сразу, а формируется постепенно, в процессе развития общества. Сначала, в первобытном социуме эти элементы выступают в нерасчлененном виде. Позднее, в ходе социальной дифференциации и разделения труда на физический и умственный формируется качественно определенные, относительно самостоятельные элементы культуры и «части» механизма ее развития, включающие особые социальные институты: образование, искусство, науку, религию и др. (подробно о них см. ниже).
Заказчик культуры – это те социальные институты, элементы социальной системы, общественные группы и индивиды, которые, имея в своем распоряжении материальные средства, обладая властью и общественным весом, оплачивают и организуют труд создателей духовных ценностей. В развитом виде заказчик культуры мог сложиться только с возникновением имущественного и социального неравенства и появлением богатых и знатных людей. Важную роль в качестве заказчика культуры, особенно в наше время, играет государство.
В этих условиях люди со склонностью и способностью к интеллектуальной деятельности в той или иной области получили возможность освободиться от физического труда и профессионально заняться трудом умственным, в т.ч. творческим: проектированием архитектурных сооружений, сочинением и исполнением стихов, созданием философских систем и т.д.
С проблемой заказчика культуры связано такое явление, как меценатство. Оно имеет длительную историю. Богатые покровители культуры появились задолго до человека, имя которого стало в этом смысле нарицательным.[16] Огромные средства на строительство культовых сооружений и гробниц тратили фараоны и другие представители социальной верхушки Древнего Египта. Часть этих средств шла на оплату труда архитекторов, скульпторов, художников, хотя, конечно же, египетскую знать беспокоила не судьба деятелей культуры, а ее собственный престиж и статус в земной и загробной жизни.
Традиция поощрения искусств и наук была характерна для целой династии эллинских царей государства Пергам – Атталидов. Среди них особенно прославился Аттал I, правивший в 241–197 гг. до н.э. Он был не только меценатом, но и собирателем предметов искусства – первым коллекционером. Он собирал записи литературных произведений, статуи, картины.
Значительный подъем меценатства наблюдался в Западной Европе в эпоху Возрождения. Многочисленные правители того времени – короли, герцоги, князья, папы соревновались друг с другом в пышности своих дворов, в количестве знаменитых писателей, архитекторов, художников, работавших при них. Аналогичная ситуация была характерна и для XVII–XVIII веков. Постепенно, однако, произошел переход от аристократического к буржуазному меценатству.
В новое и новейшее время повышается и становится ведущей роль государства как заказчика культуры. Оно финансирует и управляет, формирует законодательную базу и вырабатывает идеологические принципы; в конечном счете направляет развитие культуры в соответствии с определенной программой.
Одним из наиболее сложных вопросов теории культуры является проблема создателя духовных ценностей. В этом плане следует отметить ложность дилеммы «народ – личность», их нельзя противопоставлять друг другу. Действительно, общий «запас» творчества в каждый данный момент распространяется на все общество, но неравномерно. Его большие «объемы» достаются лишь немногим индивидам, наделенным творческими способностями в большей степени, чем основная масса людей, и сумевшими их реализовать.
В культуре, как уже отмечалось, определяющую роль играет инновационная деятельность, создание принципиально нового. Любая культурная инновация подготавливается многими, но создается единицами. Идеи лука или лодки не могли прийти в голову одновременно всем охотникам и рыболовам; у них были конкретные «авторы», имена которых мы, конечно, никогда не узнаем. То же относится и к проявлениям духовной культуры. У фольклора много «соавторов»: исполнителей, интерпретаторов, и все же его создание – дело рук и ума не «всего народа», а отдельных, наиболее творчески одаренных его представителей. Между первым и последним, безусловно, нет непреодолимой стены, они соотносятся как целое и часть.
Появление культурных инноваций невозможно без стереотипного, «нетворческого» труда миллионов людей. Прошли тысячелетия после изобретения лодки, в течение которых она многократно повторялась в практически неизменном виде. Когда же созрели необходимые предпосылки, были изобретены мачта и парус, увеличились размеры и изменилась конструкция плавающих средств, родилась культурная инновация – корабль.
Культура, чтобы развиваться дальше, должна функционировать в обществе, поддерживаться, сохраняться и передаваться от поколения к поколению; и здесь, конечно, главная роль принадлежит не единицам, а самым широким массам. Каждая культурная инновация – результат тысячелетнего опыта, деятельности (творческой и стереотипной, умственной и физической) многих миллионов людей. Таким образом, между утверждениями: «культуру создает народ» и «культуру создают немногие творчески одаренные личности» нет противоречия.
Главную роль в создании, хранении и распространении профессиональной культуры сегодня играет интеллигенция. История ее формирования весьма длительна и уходит своими корнями в первобытную древность, когда появились шаманы, которые не только руководили религиозными обрядами, но и пытались лечить больных, разрешать споры и т.д. Умеющие рисовать или лепить из глины именно этому делу посвящали часть своего времени. А умудренные жизнью, знающие предания своего рода и племени обучали молодежь. Однако эти люди еще не были интеллигентами в собственном смысле этого слова, их можно назвать протоинтеллигенцией.
В последующие тысячелетия от появления первых социально-дифференцированных обществ и до XIX в. существовала формирующаяся интеллигенция, которая не отличалась многочисленностью, но была представлена великими художниками и поэтами, учеными и философами, идеи и произведения которых «работают» до сих пор.
И только в XIX в., да и то применительно лишь к развитым буржуазным странам, можно было говорить о сформировавшейся бессословной интеллигенции, представляющей особый социальный слой людей, занимающихся высококвалифицированным умственным трудом, требующим специальной подготовки, как правило, в учебном заведении. Система среднего специального и высшего образования, через которую проходит новое пополнение интеллигенции, в достаточно развитом виде также сложилась только в эпоху капитализма.
Для представителей этого слоя профессиональный умственный труд становится главным, а часто и единственным источником существования. В развитии культуры особую роль играет творческая интеллигенция: изобретатели, ученые, писатели, артисты, художники – все те, кто создает культурные инновации. В своем определении интеллигенции русский ученый Р.В. Иванов-Разумник подчеркивал, что она представляет собой внеклассовую, внесословную группу, которая творит новые формы и идеалы и активно проводит их в жизнь «в направлении к физическому и умственному, общественному и индивидуальному освобождению личности».[17]
В процессе усложнения общества и накопления культурных ценностей возникает необходимость в специальных организациях, занимающихся хранением и распространением духовного достояния человечества. Это архивы, библиотеки, музеи, учебные заведения, печать, другие средства массовой информации. Их квалифицированные работники также относятся к интеллигенции и выполняют важные функции, без которых невозможен культурный процесс. Они доводят научные, художественные и иные ценности до широких масс потребителей и носителей культуры, которые выступают последним элементом рассматриваемой социокультурной системы.
Ранее потребителями профессиональной культуры были лишь представители социальной верхушки, сегодня она доступна практически всему обществу. Как уже отмечалось, народ выступает одновременно носителем и потребителем, а также создателем культуры. В своем первом качестве он оказывает существенное влияние на остальные элементы системы, воздействуя определенным образом на создателя духовных ценностей. Это может осуществляться, в частности, через предпочтительный выбор художественных произведений: книг, фильмов, телепередач, концертов, отдельных авторов и исполнителей. Конечно, массовый читатель, зритель, слушатель может ошибаться в оценках. Поэтому необходима целенаправленная политика государства и других заказчиков культуры, которые должны поддерживать не только ее массовые, но и иные проявления.
Из сказанного следует, что содержанием культурного процесса служит функционирование и развитие каждого из рассмотренных элементов и их взаимодействие в рамках целостности. Видимо, причины взлетов культуры (например, в Древней Греции V–IV вв. до н.э., Италии XIV–XVI вв.) надо искать в том числе и в оптимальном сочетании этих элементов, когда культура имеет заинтересованных и богатых заказчиков, гениальных творцов, достаточно демократичный механизм распространения ее ценностей и высокую степень востребованности последних со стороны общества.
Изложенное здесь представление о культуре как предмете культурологии в следующих главах будет конкретизировано в процессе более детального рассмотрения морфологической и динамической структуры, вопросов взаимодействия культуры и личности и др.