Третий курс (после второго)
СД.Ф.01. Рисунок
Семестр
Курс)
070601 «Дизайн»
ОПД.Ф.03. Рисунок
Семестр
Курс
Вопросы на остаточные знания (рисунок)
Второй курс (после первого)
· Какие основные виды изобразительного искусства вы знаете, и какова в ней роль рисунка?
Ответ: основных видов изобразительного искусства три, это - живопись, графика и скульптура. Рисунок является основой всех этих видов пластических искусств.
· Что такое форма предмета (предметов)?
Ответ:форма (лат. forma — форма, внешний вид) - взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек линии. Форма предмета, наряду с цветом, размерами, освещённостью и другими факторами влияет на внешний вид предмета.
· Что такое натюрморт?
Ответ: жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, организованные в единую группу, размещенные в реальной бытовой среде или в учебных целях на специальном столе (подставке) (фр. nature morte - мертвая натура; англ. still life, нем. Stilleben - тихая жизнь).
· Из каких основных компонентов обычно состоит учебный натюрморт (перечислить 3-4 параметра)?
Ответ: из предметной поверхности (плоскости натюрмортного стола), драпировок, геометрических фигур, бытовых и декоративных предметов, гипсовых рельефов, слепков, фоновой (вертикальной) поверхности.
· Какие основные геометрические фигуры используются в учебных постановках?
Ответ: куб, параллелепипед, цилиндр, конус, пирамида, шар, многогранники.
· Каковы основные параметры трехмерной формы,изображаемые при её воспроизведении на плоскости листа?
Ответ: высота, ширина, глубина.
· С помощью каких приемов и приспособлений учащийся определяет правильность стояния модели и соотношение её пропорций?
Ответ: определение пропорций производится с помощью метода визирования(способ определения пропорциональных соотношений размеров натуры и ее частей при помощи карандаша, который рисующий держит в вытянутой руке между глазом и измеряемой натурой (нем. Visieren)).
· Каковы основные средства передачи объема предметов и пространства в рисунке?
Ответ: перспективные построения и светотень.
· Что такое светотень при изображении предметов, и каковы её основные составляющие?
Ответ: градации светлого и темного, распределение различных по яркости тональных оттенков, позволяющее воспринимать объем фигуры или предмета и окружающую их световоздушную среду; в понятии светотень, как правило, различают такие элементы как: света, блик, полутень, собственная (корпусная) тень предмета, рефлекс, падающая тень.
· Каковы свойства блика на гладкой и матовой поверхности, что такое блик?
Ответ: отблеск света (нем. Blick). В рисунке блик - самое яркое световое пятно, лежащее на блестящих, выпуклых и выступающих поверхностях предмета; оно соответствует потоку прямых лучей, льющихся со стороны источника света. Характер Б. находится в прямой зависимости от силы света, а также от формы и фактуры предмета, поскольку разные материалы способны по-разному отражать или поглощать световые лучи и, т. о., менять ощущение силы света и расстояния от источника света.
· Что такое полутень в рисунке?
Ответ: один из основных элементов светотени, светотеневые градации средней силы, соответствующие переходу от освещенных частей предмета к теневым. При моделировке объемной формы диапазон П. между светом и тенью может быть очень обширным и меняться в зависимости от интенсивности освещения и глубины тени.
· Что такое тень?
Ответ: укрытые от источника света, наименее освещенные части, предмета, фигуры, сооружения, художественного произведения, изображенных в нем фигур, предметов, пространства по отношению к свету и полутени.
· Каковы особенности изображения собственной (корпусной тени) на предмете и тени падающейпри естественном и искусственном освещении?
Ответ: собственная (корпусная) тень предмета (если у него нет резких граней) обычно имеет более размытые границы, мягкий переход от полутени к глубокой тени, в которой на границе с фоном присутствует светлый рефлекс; падающая тень при одном источнике света, как правило, имеет более четкие границы, а небольшой рефлекс может быть в её середине.
· Что такое рефлекс в рисунке?
Ответ: рефлекс - это отсвет, отраженный свет на какой-либо поверхности в тени. Рефлекс возникает при падении на предмет отсвета от соседних предметов или от фона, что вызывает изменение (высветление) тона в тени (лат. reflexus — обращенный назад, отраженный).
· Что светлее, полутень или рефлекс в рисунке при изображении предметов с равномерно окрашенной матовой поверхностью?
Ответ: полутень обычно светлее рефлекса.
· Что такое тон?
Ответ: исходный, простейший элемент светотени как в натуре, так и в художественном произведении: степень светлоты, светонасыщенность отдельного видимого участка - элемента формы, теневой или освещенной части предмета и т. д. (фр. ton, от греч. tonos — ударение, напряжение);
общий светотеневой строй художественного произведения или мотива, определяемый регистром светотени, т. е. шкалой светотеневых градаций между самым светлым и самым темным участками.
· Что мы называем полутоном?
Ответ: светотеневой или цветовой тон, имеющий значение промежуточного, переходного между двумя близко расположенными соседствующими тонами. Абсолютная светосила полутона может быть весьма разнообразной и зависит от светосилы взаимосвязанных тонов.
· Что такое оттенок?
Ответ: нюанс - небольшое, часто едва заметное различие, градация одного и того же светотеневого тона.
· Что такое светосилав рисунке.
Ответ: качество светотеневого тона, позволяющее передать нужную силу света. Светосила выражается степенью светлоты данного светотеневого тона, соответствующего какому-либо участку изображения. Поскольку абсолютная светосила тона в художественном произведении ниже соответствующей силы света в натуре, передача нужного светового эффекта требует искусно выверенного соотношения тона с другими (преимущественно соседними) тонами.
· Что такое объем в рисунке и с помощью чего он изображается?
Ответ: объем - это трехмерная величина, ограниченная в пространстве различными по форме поверхностями. В рисунке происходит иллюзорное наделение видимых предметов и фигур трехмерным объемом, т. е. качествами физического тела, находящегося в пространственной среде, посредством моделировки, светотени, линии, пластической проработки форм, перспективы.
· Что такое фон?
Ответ: глубинные менее значимые части композиции, перед которыми выступают основные, первоплановые мотивы (фр. fond, букв. - дно, глубинная часть). Ф. могут служить изображения дальнего плана. Неизобразительный Ф. (обычно в портрете) называется нейтральным. В учебном натюрморте (рисунке) фоном служит задняя вертикальная плоскость натюрмортного стола (или стена) с драпировками.
· Что является рисующим (пишущим) элементом простого (графитного) карандаша и каковы его основные разновидности и особенности?
Ответ: простой карандаш (графитный) - карандаш серого тона с некоторым отблеском - основной материал и инструмент в рисовании (от тюрк. кара - черный и таш, даш - камень). Рисующей его частью является графитный стержень (часто называемый грифель), помещенный между двух тонких дощечек. Стержень формируется из измельченного графитного порошка с добавлением тонкодисперсной глины, чем достигается необходимая твердость или мягкость карандаша (чем больше присутствие глины, тем тверже карандаш). Карандаши различаются по твёрдости грифеля, которая как правило указана на карандаше и обозначается буквами М (или B - от англ. blackness) - мягкий и Т (или H - от англ. hardness) - твёрдый. Стандартный (твёрдо-мягкий) карандаш помимо сочетаний ТМ и HB обозначается буквой F (от англ. fine point).
Графитный карандаш хорошо стирается резинкой, не требует фиксации, не крошится, поэтому удобен и доступен не только опытным художникам, но и начинающим. Для быстрых набросков предпочтителен очень мягкий Г. к., а для детальной проработки рисунка - твердый грифель. Новый одноразовый карандаш с деревянной оправой грифеля перед первым применением необходимо заточить (очинить).
Помимо одноразовых карандашей существуют многоразовые механические карандаши со сменными грифелями в постоянной оправе.
· Что такое линия в рисунке и каковы её основные свойства?
Ответ: линия – это след движущейся точки (кончика карандаша, пера, мелка, кисти и т.п.), черта на плоскости (листе бумаги, картона, холста). Линия может быть прямой, криволинейной (изогнутой), прерывистой, пунктирной, тонкой, толстой (широкой), жёсткой (четкой), мягкой (размытой) и т.д.
· Как можно определить, что такое пятно в рисунке?
Ответ: пятно – это некое ограниченное пространство на плоскости (листе, холсте и т.п.), имеющее относительно равномерный тон.
· Что такое контури какова его роль в рисунке?
Ответ: очертание, линия, очерчивающая общую форму предмета или его детали (фр. contour, от ит. contorno). Контур служит границей между формами и фоном. Контур должен возникать в учебном рисунке в результате построения форм предметов, а не рисоваться отдельно. Следует избегать жесткого «проволочного» контура.
· Что такое штрих, штриховка?
Ответ: черта, линия, выполняемая одним движением руки, элемент линейно-изобразительной системы (нем. Strich). Штрих - основной, простейший элемент техники рисования. Различиями в направлении, толщине, очертаниях и характере Ш. передаются объемно-пластические и пространственные свойства объектов, достигаются моделировка формы, характеристика среды и т. д. Отдельный штрих может восприниматься глазом как линия или же сливаться с соседними штрихами в сплошное тоновое пятно. Значение штриха особенно заметно в рисунке пером, карандашом и в офорте, литографии.
Штриховка – это технический прием - обработка изображаемых форм и поверхностей штрихами. Отличается от тушевки.
· Что такое драпировкав учебной постановке?
Ответ: кусок ткани (чаще равномерно окрашенной), помещенный (подвешенный, положенный) в составе учебной постановки и обычно собранный эффектными складками(от фр. draper — драпировать, укладывать складки одежды) - ткань, свободно падающая или собранная в красивые складки.
Третий курс (после второго)
· Какую роль играет в решении учебных задач композиция, что это такое?
Ответ: композиция - система правил и приемов взаиморасположения частей в единое гармоническое целое (лат. compositio — составление, связывание). В учебном рисунке применение знания основ композиции имеет первоочередное значение при размещении в пространстве листа изображаемых объектов.
· Что такое компоновка?
Ответ: практическая часть работы над композицией: смысловое, пространственное и декоративное размещение фигур и предметов, пейзажных или неизобразительных мотивов, знаков и т. д. (нем. Komponieren - составление, сочинение). Как правило, компоновка связана с работой над композиционным эскизом.
· Каковы основные последовательные этапы работы над учебной постановкой?
Ответ: разработка предварительного эскиза постановки (крока), размещение элементов постановки в формате листа (компоновка), предварительный легкий набросок предметов с определением их пропорций, детализация предметов с помощью приемов построения перспективы (определение линии горизонта, осевых линий, использование линий построения) и легких теней, детализация предметов с помощью светотени, обобщение форм для создания целостного вида работы.
· Что такое крок и какова его роль в подготовке к работе над постановкой?
Ответ: (фр. croquis — легкий, суммарный набросок) — быстрая зарисовка, чаще всего с натуры, фиксация композиционного замысла средствами рисунка кроки используются в процессе творчества живописцами, графиками, скульпторами. Кроки иногда бывают подготовкой эскиза или играют роль эскиза. Аналогом кроков является прием «раскадровки» при разработке видеоряда фильма.
· Что такое абрис?
Ответ: В широком значении то же, что контур (от. нем. Abriβ - очерк, чертеж) :
1) линейное очертание предмета
2) контурный рисунок, который наносится тушью на кальку,или прозрачную бумагу для точного переноса изображения на другой носитель (холст, литографский камень, гравировальные доски.
· Что такое капитель?
Ответ: (лат. capitellum — головка, англ. capital, фр. chapiteau, нем. Kapitell) верхняя, завершающая часть античной колонны, имеющая различную форму в зависимости от ордера (основные ордеры: дорический, ионический, коринфский, композитный). Капители разных ордеров используется в учебном рисунке для развития способности к пространственному построению сложных геометрических форм.
· Где встречается акант в учебных постановках и что это такое?
Ответ: акант – часть декора коринфской капители. Акант (или аканф) - широко распространенный пластический орнамент античного происхождения; назван по своему прообразу - растению с нежными и гибкими листьями, распространенному в Средиземноморье - Acanthus spinosus.
· Какие основные графические материалы используются в рисунке?
Ответ: графитный (простой) карандаш, уголь, сангина, сепия, бистр, соус, тушь, чернила, черная акварель.
· Что такое рисовальный уголь и каковы художественные его свойства?
Ответ: материал для рисования: обожженные (без доступа кислорода) веточки или обструганные палочки липы, ивы и других деревьев или же стержни, сформованные из специальной угольной массы. Прессованный уголь изготовляется из угольного порошка, скрепленного растительным клеем. Рисунки углем обладают бархатистым тоном, лишенным интенсивной черноты, и требуют обязательного закрепления. Тон прессованного угля более глубокий.
· Какие «мягкие» рисовальные материалы вам известны? Перечислите некоторые из них. Их основные характеристики и способы употребления.
Ответ: уголь, сангина, бистр, сепия, соус, мел.
Уголь– это либо обожженные веточки некоторых пород деревьев, либо стержни, сформованные из специальной угольной массы.
Сангина(сангин) – мелки или стержни разных оттенков красного цвета, изготовленные из минерального вещества (фр. sanguine, от лат. sanguis — кровь).
Углем и сангиной рисуют непосредственно, как карандашом, с применением растушевки. Рисунок требует закрепления.
Сепия и бистр – это натуральные краски разных оттенков коричневого цвета. Ими рисуют с помощью кисти. Существуют также рисовальные стержни с аналогичным наименованием, обозначающим их цвет. Стержнями можно рисовать непосредственно и с применением «отмывки».
Соус - материал для рисования, который приготовляется в виде палочек в обертке. Соус состоит из очень мелкого и мягкого черного порошка сажи с примесью клея (черный соус). Сегодня существуют также коричневый соус, серые соусы различных оттенков и белый соус. Всеми видами соуса можно рисовать непосредственно (сухой соус), а черным и коричневым также с применением воды (мокрый соус). «Сухой» соус желательно закреплять, а «мокрый» не требует последующего закрепления.
· Чем отличается набросок от зарисовки, каковы их назначения в учебном процессе?
Ответ: и набросок, и зарисовка – это рисунки с натуры, обычно краткие.
Набросок – рисунок небольших размеров, быстро и бегло исполненный художником как в мастерской, так и вне её. Главное назначение наброска - краткая фиксация отдельных наблюдений, характерных поз людей и животных, или возникших в ходе текущей работы замыслов художника.
Зарисовка - рисунок с натуры, выполненный преимущественно вне мастерской с целью собирания материала для более значительной работы, ради упражнения или со специальной целью. В отличие от близкого по техническим средствам наброска в зарисовке могут быть тщательно разработаны нужные художнику детали (например, портретные зарисовки).
· Какие основные виды перспективы используются в реалистическом изобразительном искусстве для передачи трехмерного пространства?
Ответ: линейная (прямая, научная) перспектива, воздушная перспектива.
· Что такое линейная перспектива?
Ответ: линейная, (прямая, научная) перспектива - изображение трехмерного предмета на плоскости с помощью геометрического метода построения центральной проекции:
из выбранной точки пространства (центра перспективы) мысленно проводятся лучи ко всем точкам предмета, на пути лучей ставят условную плоскость, на которой надо получить плоское изображение, его получают, фиксируя пересечение проведенных лучей с плоскостью (осознаваемой как картинная плоскость).
Л. п. не являлась ни абсолютным правилом для художников, ни самым совершенным методом изображения пространственных объектов на картинной плоскости. Л. п. представляет собой математическую модель, ориентированную на монокулярное (одним глазом) зрение. Поэтому художники находили возможность нарушить математическую строгость Л. п., корректировать ее с учетом бинокулярности зрения и особенностей психологии зрительного восприятия. Отступления от законов Л. п. заключаются в основном в плавном искривлении прямых и в применении нескольких точек схода параллельных линий, что позволяет увеличивать проекционные размеры предметов, расположенных на дальних пространственных планах.
· Что такое точка зрения и какова её практическая роль при работе над постановкой?
Ответ: в теории перспективы место, где находится глаз наблюдателя по отношению к видимым и изображаемым предметам (над, под ними или на них). Расположение точки зрения в искусстве играет важную роль: предмет может быть увиден на очень большом расстоянии и вблизи, «в упор»; в живописи и графике часто применяется высокая точка зрения, «с птичьего полета», чему в произведении соответствуют высокая линия горизонта и широкое «панорамное» изображение земной поверхности. Низкой точке зрения. отвечают, наоборот, низкий горизонт и высокое небо; очень низкую точку зрения.
При работе над постановкой должна быть строго выбрана одна точка зрения, поскольку от неё зависит правильность взаиморасположения предметов и их частей в учебном рисунке. Изменение точки зрения влечет изменение ракурса, видимой картины изображаемого.
· Как передать глубину пространства при изображении равновеликих предметов при использовании законов линейной перспективы?
Ответ: ближние предметы изображаются больше и рельефнее, чем предметы, расположенные дальше от наблюдателя. По мере удаления предметы изображаются меньше и менее объемно.
· Что такое линия горизонта?
Ответ: в природе это граница видимой поверхности земли и неба. При рисовании – это условная линия, находящаяся на уровне глаз смотрящего.
· Для каких учебных целей служит рисование «обрубовочной» головы или «обрубовочного» черепа?
Ответ: данные гипсовые слепки дают обобщенные формы головы и черепа, позволяющие лучше понять общие закономерности их конструкции и научиться передавать их объем. Этот прием служит начальной стадией для выполнения всякого рисунка модели.
· Что представляет собой учебное пособие «экорше»?
Ответ:анатомический рисунок или скульптура, изображающий человека или животное, показывающий мускулы без кожи (фр. écorché - «освежёванный», без кожи).
Обычно в качестве экорше используется скульптура (или её фрагменты), выполненная Ж.-А. Гудоном в 1767 году, и изображающая человека с обнаженными мускулами, ставшая общепринятым пособием для обучения анатомии в художественных школах.
· Что такое маскарон?
Ответ: декоративный рельеф в виде маски, изображающей (часто в гротескном или фантастическом облике) человеческое лицо или голову животного. Помещается на замках арок, над оконными и дверными проемами, служит водометом (с отверстием для выпуска воды на месте рта), украшением мебели и сосудов.
· Фрагменты лица какой известной скульптуры использованы для учебных слепков частейчеловеческого лица?
Ответ: статуя Давида работы Микельанджело.
· Каковы основные виды скульптуры, используемой в учебных постановках?
Ответ: круглая скульптура, рельеф.
· Какие основные виды рельефа вам известны, и каковы их основные характеристики?
Ответ: плоский (низкий) рельеф (незначительная выпуклость форм над гладкой поверхностью), барельеф (выступание формы над поверхностью до половины своего объема), горельеф (почти круглая скульптура одной поверхностью примыкающая к плоскости), контррельеф (моделировка форм с помощью углубления, обратный рельеф).
Реже встречается такая форма рельефа как койланаглиф – или рельеф анкрё (фр. en creux - полый), в котором контуры фигур углублены, а рельеф достигает самыми выпуклыми точками верхней плоскости, общей с плоскостью стены или предмета(пример - древнеегипетские рельефы).
· Какие слепки используются в процессе обучению рисунку и что такое слепок?
Ответ: слепок, используемый в рисунке – это, как правило, точная копия скульптурного оригинала, выполненная механическим способом (фр. Moulage – муляж). В учебном рисунке чаще всего используются слепки с античных статуй и классических скульптур известных европейских мастеров и их фрагментов.