ШАРЛЬ ЛЕБРЕН //Мастера искусства об искусстве. Т.3. М., 1967.
[284]
(1619—1690)
Лебрен родился в Париже в семье художника в 1619 году. Его учителем был Симон Вуэ, глава французского барокко первой половины столетия. Однако, когда в 1640 году приехал в Париж Пуссен, Лебрен сделался одним из его наиболее горячих почитателей и последователей. В 1642 году он вместе с Пуссеном отправился в Рим, где стал изучать и копировать Рафаэля, Карраччи, Гвидо Рени. На относящихся к этому времени исторических композициях Лебрена сильно сказывается влияние итальянских академиков и Пуссена («Муций Сцевола» и «Смерть Катона» в Лувре).
В 1646 году Лебрен возвращается в Париж. Для него наступает наиболее блестящий период деятельности. В 1658 году он выполняет для Фуке росписи в замке Во ле Виконт, явившемся одним из самых замечательных памятников французского искусства XVII века. В 1660 году Лебрен пишет для короля картину «Александр в палатке Дария» (Париж, Лувр) и затем серию работ, изображающих подвиги Александра Македонского. В 1662 году он получает звание «первого живописца короля» и ставится во главе мануфактуры гобеленов. 284
На 1670-е годы падают его работы в Версальском дворце, главное место среди которых занимает плафон в Зеркальной галерее: в центре — апофеоз Людовика XIV, а по бокам — 8 медальонов с изображением истории его царствования. В 80-х годах Лебрен выполняет декоративные росписи целого ряда дворцов и замков (Марли, Со и др.). Умер Лебрен в 1690 году. В последние годы жизни, после смерти покровительствовавшего ему Кольбера, Лебрен утратил свое руководящее положение, а титул «первого живописца короля» был передан его заклятому врагу Пьеру Миньяру.
Шарль Лебрен — ведущая фигура французского искусства середины XVII века, эпохи Людовика XIV. Значение Лебрена объясняется не столько художественной одаренностью, сколько размахом организационной деятельности. Получив звание «первого живописца короля», он становится осуществителем идеи государственного протекционизма в области искусства. Лебрен — один из основателей и долгое время директор Академии живописи и скульптуры. Он и группирующиеся вокруг него мастера выполняли все декоративные работы в королевских дворцах, замках и особняках крупнейших представителей бюрократической и придворной знати. Все работы велись под его непосредственным руководством, росписи и скульптурные украшения выполнялись по его эскизам. Таким образом, Лебрен выступал главным законодателем «высокого стиля» (grand stile), который господствовал при Людовике XIV. В качестве директора королевской мануфактуры гобеленов Лебрен возглавлял также и всю художественную промышленность страны. Ковры ткались по его картинам и служили одним из средств пропаганды «grand stile» далеко да пределами Франции.
[285]
Как теоретик Лебрен выступал в качестве создателя французской академической доктрины. Теоретические труды Лебрена представляют собой доклады, читанные им на заседаниях Академии. Он ставил перед собой задачу дать своим слушателям готовую рецептуру «высокого стиля». Таким докладом, прочитанным на заседании Академии в 1667 году, был его трактат «О методе изображения страстей», опубликованный небольшой книжечкой уже после смерти художника в 1698 году (Charles Le В r u n, Methode pour apprendre a dessiner les passions proposee dans une conference sur 1'expression generale et particuliere, Amsterdam — Paris, 1698).
В первой части этой работы Лебрен излагает декартовский трактат о страстях. Во второй, которая является по существу оригинальным произведением Лебрена, он описывает изменения, вызываемые тем или иным аффектом в лице человека, и дает академические рецепты изображения этих переживаний на картине.
Перевод отрывков из трактата и речей Лебрена сделан В. К. Герц по изданиям:
Charles Le Brun, Methode pour apprendre a dessiner les passions, Amsterdam, 1713; A. F о n t a i n e, Les doctrines d'art en France de Poussin a Diderot, Paris, 1906.
О МЕТОДЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ СТРАСТЕЙ (1667)
Господа, на последнем заседании вы одобрили мое намерение побеседовать с вами о выражении (expression). Необходимо прежде всего установить, в чем оно заключается.
Выражение, по моему мнению, есть простое и естественное сходство вещей, которые изображаются. Оно необходимо и проникает во все части живописи; картина не может быть совершенной без выражения. Именно оно отмечает истинный характер каждой вещи;
[286 ]
благодаря ей мы различаем природу тел; фигуры кажутся движущимися, и все, что изображено, производит впечатление истинного. Оно присутствует в красках точно так же, как в рисунке; оно необходимо в изображении пейзажа и в группе фигур. Это то, господа, что я пытался объяснить вам в прошлых лекциях. Сегодня я попытаюсь показать вам, что выражение есть также та сторона живописи, которая отмечает движение души, то, что делает видимым и действия страсти. Так как в действительности большая часть страстей души вызывает телесные изменения, необходимо, чтобы мы знали, каковы же эти изменения, которые должны выражать страсти... Когда брови поднимаются посредине, это движение вызывает приятное переживание. Следует заметить, что когда бровь приподымается в середине, рот приподымается в углах, а при печали — в середине. Но когда бровь опускается в середине, это движение означает телесное страдание и тогда производит обратное впечатление, потому что углы рта опускаются.
В смехе все части лица следуют друг за другом, ибо брови, опускаясь к центру лба, заставляют нос, рот и глаза совершать то же движение.
При плаче движения сложны и противоречивы, потому что бровь опускается в сторону носа и глаз, а рот приподнимается в эту же сторону. Следует еще отметить, что когда сердце безжизненно, то таковы же и все черты лица. И, наоборот, когда сердце испытывает какую-либо страсть, оно разогревается и напрягается, и это движение передается всем чертам лица, в особенности рту, что доказывает, как я уже говорил, что Эта часть лица наиболее сильно отражает движение сердца. Ибо можно заметить, что когда оно ноет, рот опускается в углах, когда оно довольно, углы рта подымаются кверху, когда оно чувствует отвращение, рот выпячивается вперед и приподымается в середине.
Восхищение
Как мы уже говорили, восхищение является первой и самой умеренной из всех страстей, при которой сердце испытывает наименьшее возбуждение.
Лицо также весьма мало меняется во всех чертах, а если изменение есть, то оно проявляется лишь в поднятии бровей, но обе стороны остаются одинаковыми, глаза раскрыты несколько более обыкновенного, зрачок не движется между веками, прикованный к вызвавшему восхищение предмету. Рот слегка приоткрыт, но нисколько не искажен, так же как и все остальные черты лица. Эта страсть Шарль Лебрен
[287]
вызывает лишь замедление движения, чтобы дать душе время рассудить, что ей делать и рассмотреть со вниманием представившийся предмет. Если он редок и необыкновенен, то из первого простого движения — восхищения — рождается уважение.
Восторг
Если же восхищение направлено на что-либо, что выше понимания души, как, например, всемогущество бога и его величие, тогда движения восхищения и почтения будут отличаться от вышеописанных; ибо голова будет наклонена в сторону сердца, а брови подняты кверху так же, как и зрачок. Наклоненная таким образом голова означает преклонение души.
Поэтому же глаза и брови подняты кверху, где они как бы пытаются открыть то, что душа не может постичь. Рот приоткрыт, его углы чуть-чуть приподняты, что свидетельствует о переживаемом восторге.
Страх
Страх, когда он очень силен, выражается в том, что у пораженного им брови сильно подняты в середине, а мускулы, вызывающие их движение, резко обозначены, тесно сжаты и падают на нос, который как бы стянут в верхней части так же, как и ноздри; глаза должны казаться широко раскрытыми, верхнее веко спрятанным под бровью, белок должен быть обрамлен красным, зрачок кажется как бы блуждающим и находится скорее внизу глаза, чем наверху. Нижняя часть век должна казаться вспухшей и синеватой, мускулы носа и рук также вспухают, мускулы щек крайне жестко очерчены и принимают остроконечную форму по сторонам ноздрей. Рот будет широко открыт, и углы его резко обозначатся. Все должно быть резко обрисовано как на лбу, так и вокруг глаз. Мускулы и вены на шее сильно напряжены, волосы всклокочены, цвет лица должен быть бледный и синеватый так же, как и кончик носа, губы, уши и пространство вокруг глаз.
Если глаза при этой страсти необычайно широко раскрыты, то это потому, что душа пользуется ими, дабы распознать природу предмета, внушающего страх; брови, опущенные с одной стороны и приподнятые с другой, показывают стремление приблизиться к мозгу, чтобы защитить его от зла, которое видит душа. Часть бровей, которая опущена и кажется взбухшей, свидетельствует о том, что мозг направляет сюда множество маленьких духов для того, чтобы оградить душу от грозящего ей зла.
[288]
Широко открытый рот показывает стеснение сердца от приливающей к нему крови, что заставляет его делать усилие для дыхания, от которого рот широко раскрывается.
Простая любовь
Когда эта страсть проста, ее движения также нежны и просты, ибо лоб гладкий, брови слегка приподняты с той стороны, где находится Зрачок, голова наклонена в сторону предмета, вызывающего любовь. Глаза должны быть умеренно раскрыты, белок — яркий и блестящий, зрачок мягко повернут в ту сторону, где находится предмет любви, он слегка сверкает и приподнят. Нос не испытывает никаких изменений, так же как и все остальные черты лица, они лишь наполнены «духами», которые их оживляют и согревают и делают цвет лица более живым и румяным, особенно на щеках и губах; рот должен быть немного приоткрыт, углы немного приподняты, губы кажутся влажными; эта влажность может происходить от паров, которые поднимаются от сердца.
Отчаяние
Его можно выразить в образе человека, который скрежещет зубами, у которого на губах пена; он их кусает, лоб его испещрен морщинами, идущими сверху вниз. Брови нависли над глазами и сильно сжаты на переносице. Глаза горят и налиты кровью, блуждающий Зрачок спрятан под бровями и кажется непрерывно сверкающим. Веки вспухли и посинели, ноздри раздуты и приподняты, кончик носа опущен. Мускулы и сухожилия этой части лица сильно вспухли, так же как и все вены и нервы на лбу и висках и четырех частях лица. Верхняя часть щек будет казаться утолщенной, около челюсти они резко обозначены и вдавлены. Рот сильно оттянут назад, и раскрыт он больше в углах, нежели в середине; нижняя губа распухла, отвисла и совершенно посинела так же, как и все остальное лицо;
волосы прямые и стоят дыбом.
Надежда
Когда мы желаем какого-либо блага и представляется возможным им овладеть, то это благо возбуждает в нас надежду. Но так как движения этой страсти не столько внешние, сколько внутренние, мы скажем о ней немного и заметим только, что эта страсть держит все части тела в колебании между опасением и уверенностью. Так что если одна часть брови выражает страх, то другая выражает уверенность. Таким образом, все части тела и лица разделены и в них смешаны движения, вызываемые этими двумя чувствами...
Как мы сказали в начале нашей речи, что все другие части тела могут также служить выражению, то об этом следует сказать несколько слов. Удивление, не принося больших изменений для лица, не вызывает и волнений в других частях тела. Но при чувстве уважения фигура немного склонена, плечи слегка приподняты, руки согнуты и прижаты к телу, ладони открыты и сближаются, колени сгибаются. При восхищении или экстазе тело откинуто назад, руки воздеты с раскрытыми ладонями, все это движение обозначает порыв восторга.
ИЗ РЕЧЕЙ, ПРОИЗНЕСЕННЫХ НА ЗАСЕДАНИЯХ АКАДЕМИИ
Картина не может быть законченной во всех частях, если краска в ней не применена со знанием дела и экономно. [...]
Рисунок всегда является полюсом и компасом, который нас направляет, дабы не дать потонуть в океане краски, где многие тонут, желая найти спасение. [...]
Маляры стояли бы в одном ряду с живописцами, если бы рисунок не создавал между ними различия, ибо они тоже употребляют краски и почти так же хорошо знают, как их надо накладывать. [...]
Правила композиции не позволяют, чтобы на картине более низменные предметы заглушали более благородные или хотя бы преобладали над ними, даже если бы и те и другие были одинаково необходимы для разъяснения сюжета. [...]