Тема 1. Понятие культуры. Дисциплинарный статус культурологии
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ЭСТЕТИКА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
Минск
Изд-во МИУ
УДК 008
ББК 71
Г 55
Р е ц е н з е н т ы:
Рекомендован к изданию кафедрой гуманитарных дисциплин МИУ
Г 55 | Глушакова, Т.И. Культурология: Учеб.-метод. комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения / Таресса Ивановна Глушакова, Елена Ивановна Красковская, Алексей Александрович Потоцкий, Яна Владимировна Шешко; Минский ин-т управления. – Мн.: Изд-во МИУ, 2007. |
ISBN 985-6746-21-3
Цель учебно-методического комплекса – оказание помощи при освоении знаний по теории и истории культуры. Методическая часть комплекса включает тесты для самопроверки, задания к семинарским занятиям, хрестоматию, рекомендации по выполнению контролируемой самостоятельной работы и варианты контрольных работ.
УДК 008
ББК 71
ISBN 985-6746-21-3 | © Коллектив авторов, 2007 |
© МИУ, 2007 |
Содержание
I. Цели и задачи дисциплины.. 4
II. Содержание курса. 6
Тема 1. Понятие культуры. Дисциплинарный статус культурологии. 6
Тема 2. Становление культурологического знания
в истории европейской философии. 12
Тема 3. Осмысление проблем культуры в постклассической философии XIX – начала ХХ века 17
Тема 4. Основные стратегии современной культурологической мысли. 22
Тема 5. Русская культурологическая мысль. 31
Тема 6. Культура и цивилизация. 400
Тема 7. Функции, динамика и типология культуры.. 477
Тема 8. Культура древних цивилизаций. 533
Тема 9. Культуры Востока. 633
Тема 10. Античная культура: Древняя Греция и Древний Рим.. 6969
Тема 11. Культура европейского Средневековья. 733
Тема 12. Культура Европы эпохи Возрождения и Нового времени. 800
Тема 13. Культура XX века. 8888
Тема 14. Русская культура. 9696
Тэма 15. Беларуская культура: своеасаблiвасць культурнага тыпу. 109
Тема 16. Эстетика как философская наука. 9617
Тема 17. Этапы становления и развития эстетического знания. 9629
Тема 18. Феномен искусства. 9640
III. Терминологический словарь. 11748
IV. Тесты для самопроверки. 163
V. Задания к семинарским занятиям.. 179
Хрестоматия для подготовки к семинарским занятиям.. 190
VI. Методические рекомендации по выполнению контролируемой самостоятельной работы для студентов дневной формы обучения. 217
VII. Вопросы к зачету. 252
I. Цели и задачи дисциплины
Курс состоит из трёх разделов: становления и развития культурологического знания; исторической культурологии и эстетики.
Цель преподавания дисциплины
Цель преподавания курса – формирование представления о культуре как о наивысшей человеческой ценности и содействие развитию потребностей в самостоятельном усвоении культурных ценностей. Цель теоретического раздела курса – в соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения познакомить студентов с историей культурологической мысли, категориальным аппаратом данной области знания, раскрыть суть основных проблем современной культурологии. Цель исторического раздела – дать представление о специфике и закономерностях развития мировых культур. Цель раздела «Эстетика» – помочь в осмыслении специфики эстетического отношения человека к миру и особенностей искусства.
Задачи дисциплины
Проследить становление и развитие понятия «культура» и «искусство», рассмотреть взгляды о месте культуры в социуме, представления о типологии и классификации культур, ознакомить студентов с основными направлениями методологии культурологического анализа, рассмотреть историко-культурный материал исходя из принципов цивилизационного подхода, выделить доминирующие в той или иной культуре ценности, составляющие ее культурное своеобразие.
В результате изучения курса студенты должны
знать:
o основные понятия дисциплины;
o историко-философские традиции формирования культурологии и эстетики;
o методы исследования в культурологии, возможности и границы использования в культурологическом знании методов различных наук;
o персоналии ведущих мыслителей;
o как использовать полученное культурологическое образование в своей профессиональной деятельности;
o ключевые концептуальные модели, представленные в истории эстетической мысли;
уметь характеризовать:
o культуры прошлого и современности с позиций многомерности;
o культурные процессы в их конкретно-историческом своеобразии;
o культуру личности и межличностных отношений в условиях многообразия интересов и культурного плюрализма;
o конкретные художественные направления и стили;
уметь анализировать:
o роль культуры и искусства в жизни человека;
o основные культурные эпохи, стили и образцы;
o национальное и общечеловеческое в культуре, проблемы межкультурной коммуникации;
o особенности современных культурных изменений в Беларуси и за рубежом.
II. Содержание курса
Тема 1. Понятие культуры. Дисциплинарный статус культурологии
1. Понятие культуры. Многообразие подходов к определению культуры.
2. Культурология как наука.
3. Структура, предмет и объект культурологии.
Основные понятия:культура, аксиологическая концепция культуры, семиотическая концепция культуры, информационная концепция культуры, технологическая концепция культуры, герменевтическая концепция культуры, психологическая концепция культуры, дидактическая концепция культуры, культурология, структура культурологии, философия культуры, история культуры, объект культурологии, предмет культурологии, задачи культурологии.
I.В современной мировой гуманитарной науке понятие культуры является одним из фундаментальных. Оно по праву считается столь же важным для анализа человеческой жизни, как понятие «гравитация» для физики или понятие «эволюция» для биологии.
В глубокой древности понятие «культура» являлось многозначным:
к первоначальному смыслу культура как «возделывание, обработка» добавились такие смыслы, как «почитание, поклонение» и «воспитание».
В настоящее время предложено огромное число определений культуры. Еще в 1952 году американские антропологи Л. Кребер и К. Клакхон привели 164 варианта дефиниции, а к концу ХХ века таковых насчитывалось уже около 1000.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II. Культурология как наука о культуре имеет свою историю. Схема 1.2. указывает на факторы, определившие возникновение культурологии.
|
|
|
|