Культура и цивилизация Китая на ранних этапах его развития
В сказке Андерсена “Соловей” говорится: “В Китае, как ты знаешь, и сам император, и все его подданные — китайцы”. Может быть, в том, что Китай представляет собой единый этнос, и состоит особенность его жизненного уклада и культуры.
Название “Китай” пришло в Россию через тюркские языки по созвучию с названием одного из племен — кидань. Сами китайцы называли свою страну иначе: Тянься (Поднебесная), Чжэнь-дань (Восточная заря), Чжун-хуа (Срединный цветок), Чжунго (Срединное государство). Все, кто жил за пределами Срединного государства, считались варварами, и их различали только по сторонам света: восточные, западные, южные и северные. Все они считались вассалами Китая и обязаны были платить дань императору — Сыну неба.
Отношение к “варварам” — чужеземцам — у китайцев было поистине варварским. Вплоть до конца XIX века они подвергались унижениям, даже послы великих держав должны были стоять перед императором на коленях. Только в 1873 году после того, как посол Англии возмутился этим ритуалом, унижавшим не только его, но и его страну, этот обычай был отменен.
Считается, что на земле Китая возникла одна из первичных культур. Уже в VI—V тысячелетиях до н. э. в долинах рек были поселения, обнесенные рвами, существовали и некоторые ремесла. В IV—III тысячелетиях до н. э. в районе среднего течения Хуанхэ возникает культура Яншао (по названию местности, где были сделаны находки). Некоторые из найденных керамических изделий, вылепленных на гончарном круге или вручную, по своей форме похожи на амфоры, но в отличие от них имеют разноцветный орнамент, выполненный фиолетовыми, красными, желтыми и белыми красками; узоры геометрического характера с повторяющимися окружностями, завитками, ромбами, треугольниками, заключенными в окружности. И узоры, и форма сосудов гармонично соответствовали друг другу и были очень изящны. Именно изящество и утонченность будут потом всегда отличать китайское искусство. Исследователи китайской культуры полагают, что орнаменты на керамических изделиях основаны на древнейших верованиях Китая, магических действиях, представлениях о силах природы. Некоторые сосуды сохранили свою ритуальную роль на многие века.
В III—II тысячелетии до н. э. складывается Луншаньская культура, также связанная с изготовлением керамических изделий. Это черные, блестящие, без всякой росписи, очень тонкие сосуды, изящные и разнообразные по форме бокалы, кубки, кружки и пр. Удивительно то, что вся керамика этого периода подвергалась обжигу в специальных печах с температурой свыше 1000 градусов. Таким образом, уже культура неолита в Китае обладает высоким уровнем достижений. В это время возделывались и злаковые растения (например, чумиза), имелись и одомашненные животные (например, свинья).
Во II тысячелетии до н. э. образуется Иньская культура — по названию Иньского (или Шаньского) племенного союза. Об этом периоде китайской культуры уже много известно в связи с тем, что “умелые и старательные грамотеи-летописцы фиксировали на гадательных костях и панцирях черепах... все, что они видели и слышали, что происходило вокруг них и заслуживало упоминания” [52, т. 1, с. 177]. В этот период возникают первые государства, изготовляются бронзовые орудия и военная техника (колесницы, арбалеты, мечи), строятся пышные дворцы и гробницы, создается утварь с удивительно сложной отделкой, выполняется резьба по камню, складываются все основные религиозно-философские представления о мире и формы управления обществом. Тогда же появляется иероглифическая письменность. В результате закрепления за знатью земельной собственности в составе Иньского царства возникают различные княжества.
Китайские историки связывают переход от общинного строя к государственности с династией Ся, основанной в XXI веке до н. э. правителем Юй [123, с. 8, 9]. Китайские легенды говорят о том, что история Китая началась с последовательного правления пяти мудрейших и справедливейших правителей, один из которых — Юй — считается основателем всех последующих династий, и золотой век мудрости держался до тех пор, пока к власти не пришел недобродетельный монарх Цзе, который “лишился морального права управлять Поднебесной, — тогда он был побежден добродетельным иньским Чэн Таном, основавшим новую династию” [52, т. 1, с. 180]. Эти легенды обнаруживают важное качество китайской культуры: ее связь с цивилизацией, взаимодействие с властью, которая должна обладать и авторитетом, и моральным правом руководить страной. Соблюдалось такое право или нет — это вопрос истории, но вся последующая культура в различных формах его утверждала и обосновывала.
Иньское государство в XVI—XII веках до н. э. носило название, образованное от составивших его этнических групп. Первые письменные памятники — надписи, вырезанные на костях животных, панцирях черепах и бамбуковых планках, дают многообразный материал об образе жизни и даже менталитете людей того времени. Несмотря на то, что эти сведения разрознены, многое, что составляло основу первых государств, сохранилось в изначальном виде, меняясь более по форме, чем по существу. Мы получаем представление о городе-государстве, правителе, в чьих руках были сосредоточены гражданская и военная власть, а также верховная власть жреца. Единоличное правление монарха иногда ограничивалось советом знати или общим собранием. Правитель назывался “ван”, и в более поздних государствах этот титул передавался по наследству, пока в III веке до н. э. не возникла империя, возглавлявшаяся императором. В обществе уже тогда существовало разделение по имущественному признаку, и управляли людьми чиновники: они должны были заботиться об урожае, мелиоративных и других работах, следить за наличием инструментов, организовывать труд ремесленников, а также решать вопросы военного характера. В Китае существовала крестьянская община, обрабатывавшая и свои поля, и общественную землю, урожай с которой шел в казну и предназначался для содержания административного аппарата. Таким образом, уже тогда закладывались основы того типа чиновничье-бюрократического устройства китайского общества, которое сохранилось практически до нашего времени.
В XI веке до н.э. пришедшее с запада племя чжоу завоевывает государство Инь. При Чжоу общественный строй Китая имеет некоторое сходство с ранним европейским феодализмом, но еще несет в себе общинно-родовые отношения. К VII веку до н. э. Чжоусское государство раздробилось на ряд самостоятельных государств (Цинь, Ци и другие), борьба между ними привела к победе Циньской династии и объединению Китая в централизованную империю. Это была империя Цинь, от наименования которой и сложились все западноевропейские названия Китая: латинское — Sinae, английское — China, а также аналогичные названия в немецком и французском языках.
Еще одно обстоятельство этой эпохи лежит в основании многих будущих феноменов китайской культуры — это культ предков. На ранних этапах развития общества он был связан с обрядами жертвоприношений, даже с человеческими жертвами. Раскопаны огромные по размерам (около 340 кв. м) гробницы с подземными камерами, украшенными росписями, наполненными различными вещами, которые созданы специально для гробницы. В них найдены останки множества принесенных в жертву рабов, преимущественно военнопленных. Одна из надписей на кости гласит: “Принести в жертву предку Дину 300 цян” (Цян — одно из соседних племен, подвергавшихся нападениям со стороны иньцев). В одном из стихотворений отражен обычай хоронить и сподвижников правителя [248, с. 271]:
Желтым пташкам порхать хорошо.
Зеленые ветви — отрадный кров.
Кто с государем в последний путь?
Чжун-хан, богатырь, Чжун-хан, исполин.
Он стоил сотни в битве один.
В сраженье враг от него бежал,
А перед могилой он сам задрожал.
Синее небо! Закон твой суров.
Неумолима твоя высота.
Могила все еще не сыта.
Живыми закапываем смельчаков.
Каждый из них нам дороже ста.
(Пер. В. Микушевича)
Возле входа в гробницу обычно зарывали убитых лошадей и собак, считая, что собаки будут охранять гробницу, а лошади — везти колесницу в загробном мире. Характерной особенностью древнекитайских захоронений было то, что на поверхности гробницы не было никакой постройки.
Древние китайцы верили в зависимость жизни живых от покровительства умерших предков [59]. У каждого рода было свое тотемное животное, поэтому гробницы украшались причудливыми изображениями животных, которые фантазия художника переплетала с другими символическими мотивами и магическими знаками. В погребениях оставляли не только культовые предметы, но и утварь, и оружие. Все они тщательно отделаны, независимо от их назначения, украшены нефритом или выполнены из него. Там находились бронзовые сосуды различных размеров: от огромных, весом свыше 600 кг, до самых маленьких, высотой в несколько сантиметров. Росписи насыщены сплетениями орнамента с символическими стилизованными изображениями людей и животных, иногда — полулюдей-полуживотных, воплощающих силы стихий. Чаще всего это птица и дракон как символы урожая или бык и баран, сулящие благополучие. Самыми важными покровителями людей в Китае считались дракон, тигр и баран, поэтому они не только изображены на ритуальных предметах, но и сами предметы — сосуды, шкатулки и прочие изделия начинают принимать их форму.
Мир для древнего иньца был населен огромным количеством не только добрых духов, но и злых, от нежелательных действий которых должна была охранять — и живых, и мертвых — вся утварь. “Каждый из ритуальных сосудов... повествуя о силах природы, не только составлял часть ритуального комплекса, но сам являлся комплексом, олицетворяя своеобразную модель мира” [59, с. 19]. Любое явление в мировосприятии китайцев полно глубокого смысла, связано со всей природой, с основой мира.
Качественно новый уровень развития китайской культуры опирался на открытие способов выплавления и обработки железа. Железные орудия труда, появившиеся в Китае в первой половине I тысячелетия до н. э., привели к усовершенствованию земледелия: расширилась обрабатываемая территория, появились более совершенные гидротехнические сооружения, давшие возможность ввести поливное земледелие, которое становится главным фактором развития китайского общества. С появлением железа начинается чеканка монет, усиливаются города с торгово-ремесленным населением, составлявшим до полумиллиона жителей. Это было время бурных событий и перемен, но в этот период вырабатываются общая письменность, общий язык, обычаи, верования, религиозно-философские системы, возникает представление о превосходстве людей данного этноса над другими, “варварами” севера, юга, востока и запада. Картина мира этого времени еще несла на себе отпечаток мифологии, но уже в VII веке до н. э. был создан лунно-солнечный календарь, а в IV веке до н. э.— звездный каталог.
В это время в культуре Китая окончательно складывается культ обожествленного правителя, входящий в систему общих представлений о мире. Согласно им, весь мир являл собой первоначально хаос, состоящий из мельчайших частиц, которые в конце концов разделились на легкие и светлые — ян, олицетворявшие мужское начало (они поднялись вверх), и тяжелые, темные — инь, связанные с женским началом (они опустились вниз). Частицы ян образовали небо, частицы инь — землю. Небо для китайцев было и оставалось верховным божеством, правитель — ван — считался сыном Неба, ему оно вручило разрешение на царство, нечто вроде небесной грамоты, Повеления, которое называлось Тянь-мин и давалось только по-настоящему добродетельному человеку. Падение царства Инь китайские представления связывали с тем, что последний иньский правитель утратил право на власть из-за своей недобропорядочности. Это была первая социально-политическая теория, согласно которой не сила завоевателей, а именно моральные качества становились основанием для получения власти, поэтому власть становится неоспоримой: она дана Небом за мудрость и доброту [52, т. 1, с. 187].
Так в политическую систему организации китайского общества с ранних пор его существования привносится моральное начало, которое декларируется и сохраняется во все последующие времена, во всех последующих философских теориях, даже если они не только не совпадают во взглядах на мир, но и прямо противоречат друг другу.