Типология: западная и восточная культуры
«Запад есть запад, восток есть восток»- писал в свое время знаменитый английский писатель Киплинг, значительную часть своей жизни проживший в Индии. «Восток- дело тонкое» - говорил товарищ Сухов, вымышленный персонаж любимого фильма Ю. А. Гагарина «Белое солнце пустыни». Мы можем принимать эти высказывания на веру, или не принимать, однако, не случайно и то и другое в наши дни стали крылатыми фразами. Эти цитаты указывают на некое противоречие, на особые пути развития, которыми шли западная и восточная цивилизации. С востоком неразрывно связаны наши представления о деспотиях, великих империях существовавших в прошлом. С западом - мысли о демократии, ведущей роли научно-технического прогресса, которому противостоит восточное представление о скрытых возможностях человеческого мозга, самопознания человеческого существа без помощи какой-либо техники, путь ухода в себя, в неизведанные тайны своего существования. Если западный человек рисует картину, то не последнее место в его творчестве занимает утилитарный вопрос - сколько ему заплатят. Если на Западе пишется книга или стихотворение, то автора очень занимает коммерческий успех предприятия. На Востоке автора более интересует то удовольствие, которое он получает от рисования или написания изящного четверостишья, чем конечный результат. Западный человек более утилитарен, чем восточный.
В древности восточные цивилизации оказывали на запад примерно такое же влияние как сегодня запад на восток. Достаточно вспомнить поход Александра Македонского, в ходе которого Александр попал под влияние обычаев восточных тираний. Ветераны грустно шутили, что Македония больше потеряла в результате своих завоеваний, чем приобрела. Восточная пышность и восточное преклонение перед властью имущими достигли даже скромной Македонии. А ведь Александр был учеником Аристотеля и с античной культурой был знаком не понаслышке.
Согласно легендам Пифагор ездил и в Египет, и к арабам, и к халдеям, узнал многое об их богах и вывез от этих народов главную свою мудрость- умение определять по лицу сущность человека. Он говорил, что душа бессмертна, что она переселяется в животных и, наконец, что все рожденное вновь рождается через определенные промежутки времени, что все живое должно считаться родственным друг другу. Многим, кто приходил к нему он напоминал о прошлой жизни, которую вела их душа, прежде чем облечься в это тело. Рассказывают о том, что он безошибочно предсказывал землетрясения, останавливал повальные болезни, укрощал реки и морские волны. О себе он говорил, что живет уже не в первый раз. Интересно то, что погиб он во время мятежа. Сочинений не осталось. Рассказывают, что однажды, когда он разделся, у него увидели золотое бедро. Истории с Александром и Пифагором показывают, какое влияние оказывала восточная цивилизация на современников. Вероятно, смерть Александра и трагическая гибель Пифагора была вызвана в какой-то степени столкновением двух отличных друг от друга типов культур: западной и восточной. В первом случае - в политической сфере, во втором - в области идеологии. В жизни Пифагора присутствует какой-то элемент «чертовщины» - его память о прежних жизнях, разговор с рекой, способность с помощью стрелы Аполлона выступать одновременно в двух отдаленных друг от друга городах. Возможно, на современников неизгладимое впечатление производила восточная «мистика» долгих лет странствий человека в совершенстве постигшего знание не только языка, но и письменности Египта.
Лопсанг Рампа в книге «Третий глаз» писал: «В Тибете мы часто путешествуем - я имею в виду астральные полеты. Этой техникой у нас владеют в совершенстве. Душа боится покинуть свое тело, все время оставаясь связанной с ним серебряной нитью».(с. 107)
В 1487 г. в Германии была опубликована книга «Молот ведьм». Книга открывалась полемикой с теми, кто отрицал реальность ведовства. Инквизиторы утверждали, что в решениях соборов говорилось только о полетах являвшихся игрой воображения, а не о реальных полетах ведьм. «Скакать верхом с Дианой… означает нечто иное, чем скакать вместе с дьяволом, который принял иной облик». Авторы «Молота ведьм» заключали: нельзя распространять вышеупомянутые решения соборов на «поступки ведьм вообще, так как существуют различные способы чародейства». (Е.Б. Черняк «Судебная петля» М., 1991. с. 238) Интересно все вышеупомянутое с той точки зрения, что возможно уничтожение европейских ведьм в XV-XVI вв. было связано с уничтожением людей обладающих определенными способностями - той самой пифагоровской «чертовщиной», которая на востоке не вызывает такого сильного неприятия как на западе. В это же время, наряду с развитием десмологии происходит возрождение в Европе. Европейская цивилизация начинает навязывать миру свой путь развития. Этот путь предполагал не познание мира связанное с совершенствованием внутреннего мира человека, а исследование пространства через разум с помощью приборов и технологий созданных им.
Лопсанг Рампа писал, что направленная мысль превращается в инструмент телепатии, посредством ее на расстоянии человека можно заставить совершать определенные действия. Достигнув определенного уровня тренированности человек сможет руководить посадкой самолета без использования сложных приборов, которые к тому же могут выйти из строя. (с. 87) С точки зрения демонологов XVI в. способность управлять поведением других людей являлась подтверждением их связи с сатаной. Возможно, и в той Европе и Пифагор был признан Князем Ада. Интересно, что и в Греции он погиб благодаря одному из проявлений своих экстрасенсорных способностей - умению определять друзей и врагов с первого взгляда.
На поведение людей большой отпечаток наложила государственная власть. Демократическое устройство общества вызвало к жизни более свободное поведение. Человек не был скован страхом наказания за свои поступки, не противоречащие государственным законам. Яркий пример- жизнь Диогена. Сын менялы в молодости обратился в знаменитый храм Дельфы за советом, и в храме ему посоветовали сделать переоценку ценностей. Чем он и занялся, обрезая монеты. В результате этой коммерческой операции он был вынужден бежать из города. В Афинах он устроил себе жилье не в бочке, как утверждают, а в Пифосе, гигантском глиняном сосуде, служащим для хранения вина. Поскольку у нас для тех же целей служили бочки, то и считалось, что он жил в бочке. Это он ходил днем по Афинским улицам с зажженным фонарем. Когда его спросили, что он делает, он ответил: «Ищу человека». Однажды он выступал с речью. Никто не слушал его. Тогда он стал подражать крику разных животных. Собралась большая толпа. Диоген заметил, что умные и справедливые речи слушать никто не желает, в то время как для всякой глупости люди собираются. Афиняне его любили. Когда мальчишка разбил его бочку, ему сделали новую, а мальчишку высекли. Один торговец спросил его, верит ли он в богов? Как же не верить, если тебя я не могу назвать иначе, как богом обиженным. В битве при Херонее он попал в плен. Его привели к Филиппу, и на вопрос чем он занимается, Диоген ответил: «Слежу за твоей ненасытностью». Он приучал себя к отказам тем, что просил милостыню у статуй. Когда его попрекали тем, что в молодости он портил монету, он отвечал: «Когда-то и я в постель мочился, а сейчас не мочусь». Увидев сына гетеры, швырявшего камни в толпу, он сказал: «Берегись попасть в отца». На вопрос, откуда он, Диоген отвечал: «Я - гражданин мира». Увидев неумелого стрелка из лука, он уселся под мишенью, заявив толпе, что это самое безопасное место.
Когда он плыл на корабле, его захватили пираты и продали на Крит в рабство. На вопрос глашатая, что он умеет делать, он ответил: «Властвовать людьми, и добавил, продай меня этому человеку, я вижу ему нужен хозяин». Ученики хотели выкупить Диогена, но он обозвал их дураками, ибо не львам бывать рабами тех, кто их кормит, но тем, кто кормит - рабами львов. Когда Александр Македонский спросил, желай чего хочешь, Диоген ответил: «Не заслоняй солнце». Воистину, если бы я не был Александром, я был бы Диогеном – ответил Македонский. Александр в Вавилоне и Диоген в Коринфе скончались в один день.
Во всей этой истории нас интересует одно обстоятельство: свобода воли. Та самая свобода, которой были сильны все демократии периода рассвета. Когда в России сменилось три непоротых поколения дворян, родились декабристы. Свобода, она и есть свобода. Она порождает сильных духом людей.
Другое дело – деспотия. Каждое слово против государственной власти расценивается как преступление и жестоко карается. В этих условиях люди типа Диогена либо уничтожаются, либо ведут себя несколько по-другому. Они не хуже, они не менее талантливы, просто они другие. Лейтмотив поведения Диогена – оптимизм. На востоке дело обстояло иначе.
За два века до появления на свет Диогена с Александром, из бока матери появился на свет сын князя. Ему было предсказано большое будущее. Незаметно Гаутама вырос, затем женился и у него родился сын. Ничто не омрачало его счастья. Но как-то раз, выехав за пределы дворца, молодой принц увидел старого, убогого старика, изможденного и покрытого язвами больного, похоронную процессию, погруженного в долгие раздумья аскета. Эти четыре встречи изменили его жизнь. Он узнал, что в мире существуют несчастья, болезнь и смерть. Что миром правит страдание. Обрив голову, облачившись в грубые одежды, он начал странствовать, предавая себя самобичеванию, стараясь искупить прежнюю роскошь своей жизни. Прошло семь лет. Как-то сидя под деревом познания, Гаутама вдруг прозрел. Страдания правят миром, причиной их является сама жизнь со своими страстями и желаниями. Уйти от страданий, можно только погрузившись в нирвану.
В чем отличие Будды от Диогена? В том, что один пытается преобразовать мир под себя, поставить свое на первое место, а второй - убежать от окружающего мира в себя. Оба они отрицают существующий жестокий мир, но по-разному - Диоген пытается бороться с помощью своего я, а Будда укрыться от своего я и обрести покой.
Злой дух Мара принялся искушать Будду, уговаривая его сразу же погрузиться в нирвану. Но Будда выдержал все искушения. Придя к людям, он собрал вокруг себя пятерых аскетов и прочел им свою первую проповедь. В отличие от богов и пророков всех времен, Будда не считал себя богом. Он считал себя человеком, указывающим путь.