В поисках нового языка художники нередко обращаются к сказочным, мифологическим сюжетам

Художники формулируют новую задачу. Не обличать, а сохранять чувство прекрасного, учить красоте. Нести красоту даже в обыденный мир: в быт, в архитектуру, а предметы повседневного пользования.

Постоянны выставки, издается масса журналов, альманахов, возникают и исчезают различные художественные группировки.

Наряду со станковой живописью активно развиваются декоративно-прикладное искусство, книжная графика, театральная декорация. Появляется тип универсального художника. Он может нарисовать картину, создать декоративное панно, виньетку для книги, вылепить скульптуру, сочинить театральный костюм.

Таков М. А. Врубель, художники объединения «Мира искусств». Художники группируются в Абрамцеве вокруг С. И. Мамонтова. Там культивируется развитие театрально-декоративного и декоративно-прикладного творчества. Художников абрамцевского кружка привлекают резьба по дереву, вышивка, лубок, игрушка. Возрождаются народные промыслы.

Жанровая живопись 90-ых г.

В 90-е г. ведущие позиции утрачивает жанровая живопись. Художников привлекают уже не обобщенные, монументальные образы русского крестьянина, природы, а те изменения, которые происходят в русской жизни.

С. А. Коровин (1858 –1908)

Темы расслоения деревни, вражды кулаков и бедноты, раскол в общине.

«На миру» 1893 г ГТГ

С поразительной психологической достоверностью передана сцена спора вконец разорившегося, отчаявшегося бедняка и самодовольного кулака, знающего, что на его стороне закон и сила денег. Нет идеальной общины, которую так ценили в 60-е годы. Крестьянский мир отвергает бедняка, никто не придет ему на помощь. Автор находит новые средства для изображения. Сцена подана как бы сверху, мы вдруг оказываемся в тесном кругу людей. Крупные фигуры, их ощутимая телесность заставляют нас в упор видеть жестокую драму, разыгрывающуюся в одной из деревень

А. Е Архипов (1862 – 1930)

Этот художник привнес в жанр достижения импрессионистической живописи: случайно выхваченная из обыденности сцена, цветовые соотношения, пленэрная живопись.

«Прачки» 1901 г ГТГ

Перед нами словно эскиз мгновенно схваченной сцены. Изображаются не конкретные события, а невыносимые условия труда прачек. Работа их представлена как отупляющее и привычное дело. Мастерски передано ощущение сырого подвала, скользкого пола, груды грязного белья, горячий пар, поднимающийся из горячего чана к холодному окну. Словно скользкий мазок кисти погружает нас в застойную сырость влажного воздуха.

С. И. Иванов (1864 – 1910)

Этот художник значительно расширил темы жанра.

«В дороге. Смерть переселенца» 1889 г. ГТГ

Перед нами трагический финал кочевой жизни крестьянской семьи, отправившейся на поиски лучшей доли. Поражает точность поз и деталей. Но главное – недосказанное. Трагедия такова, что пересказать все ее последствия прямо художник не берется. Он рисует полдневное солнцестояние, оцепенение природы и людей, однообразную выжженную равнину. Поднятые вверх оглобли кибитки – символ остановившегося движения. Все создает ощущение полной безысходности тех, кто потерял надежду.

«Расстрел» 1905 г

Одно из лучших произведений о революционных событиях. Слева – облака пороховых выстрелов. Фон – темный массив солдатской шеренги. Справа – фрагмент толпы со знаменами. Пустынная площадь залита солнцем. Поражает подлинностью поза убитого и раненная, скорее всего вбок, собака, накренившаяся в беге. Тени домов – траурная кайма, освещенные участки боковых стен – светлые клинья, словно бы указывающие на притаившихся в тени убийц.

Н. А. Касаткин (1859 – 1930)

Этот художник раскрыл впервые тему труда рабочего класса, выступающего на арену истории.

«Углекопы. Смена» 1895 г ГТГ

Атмосфера мрачного помещения с уходящими вверх деревянными фермами и сгрудившейся внизу толпой шахтеров. Все внушает мрачную торжественность. Лица многих шахтеров в толпе отчужденно и враждебно смотрят на зрителя. Прямо на нас идет углекоп со зловеще поблескивающими белками глаз на прокопченном лице. Он воспринимается как исполненный ненависти парламентер от лица рабочей массы к противнику. Будничная, по сути, сцена пересменки у шахтной клетки наделена такой силой и значительностью, что передает растущий гнев в среде рабочего класса.

А. П. Рябушкин (1861 – 1904)

Соединение истории и бытового жанра приводит к рождению историко-бытовой картины в произведениях этого художника. Лучшие его картины – «Московские женщины 17 века в церкви»1899 г, «Свадебный поезд в Москве 17 века» 1901 г

Перед нами сцены повседневного быта, только в далеком прошлом. Поэтому картины лишены монументальности. История повернута не драматической стороной, как это было у Сурикова или Репина, а эстетической. Художник любуется бытом прошлого, он наслаждается колоритом московской жизни 17 века. Век выбран не случайно. Именно в 17 веке русское узорочье, полихромия достигли необыкновенной зрелищной силы. Рябушкин проникся духом пестрого русского средневековья.

Наши рекомендации