ГЛАВА 3. Материальная культура как предмет культурологического анализа
Материальная культура источником своего зарождения и развития имеет материальные потребности человека и общества. Поскольку они весьма разнообразны, материальная культура сама по себе также имеет сложную структуру. Она охватывает сферы производства (орудия труда, машины, производственные здания и сооружения, пути сообщения, средства транспорта и связи), жизнеобеспечения (жилище, одежда, предметы домашнего обихода, пища), военного дела (оружие и военная техника, фортификационные сооружения).
Развитие и функционирование рассматриваемой области культуры составляет часть культурно-исторического процесса, его материально-предметную сторону. Материальные инновации, так же, как и духовные, являются результатом творческой деятельности людей, необходимым условием развития материального производства и самого существования общества.
Содержание материальной культуры не исчерпывается тем, что она удовлетворяет соответствующие потребности человека; оно гораздо многообразнее и многозначнее. Материальная культура выступает средством передачи социального опыта, она несет на себе печать регионального и национального своеобразия, по которой можно установить место происхождения и бытования ее артефактов. Они специфичны для каждой эпохи, страны, этноса, социальной группы и даже индивидуума. «Сменяя друг друга во вкусах поколений, они отражали эволюцию ценностных ориентаций, идеологических позиций, общественного самоощущения, т.е. повседневно переживаемую историю».[18]
Источниками изучения материальной культуры являются:
1) реальные предметы и их фрагменты;
2) изображения предметов;
3) макеты и модели, современные оригиналам;
4) письменные источники.
Первая группа включает: археологические и этнографические памятники; сохранившиеся постройки; всю функционирующую материальную культуру, включая современную. Вторую группу составляют произведения изобразительного искусства, а также чертежи и иные графические и схематические изображения, фото- и кинодокументы.
Макеты и модели, составляющие третью группу источников, известны с древности. Это могут быть уменьшенные копии реальных предметов, положенные в могилы, детские игрушки, макеты и модели сооружаемых архитектурных и технических объектов. Наконец, последняя группа – письменные источники, которые содержат ценную информацию о предметах материальной культуры, истории их создания, технологии производства, использования и т.д. Анализ всех названных источников позволяет проследить развитие этой предметной сферы во времени и пространстве в целом и по отдельным группам, ее составляющим (история техники, жилища, одежды, мебели и т.д.).
То, чем мы пользуемся, существовало не всегда и не всегда было таким, как сегодня. Например, современный автомобиль имеет длинный ряд «предков», в начале которого находится первобытная повозка. Конкретные модели автомобилей могут служить значимыми социальными и историческими символами.
Так, грузовики ГАЗ-ММ и ЗИЛ-5В, наряду с танком Т-34, и «катюшей» (реактивный миномет БМ-13), штурмовиком ИЛ-2, символизируют для нескольких поколений людей нашей страны Великую Отечественную войну. Их сохранившиеся реальные образцы сегодня служат памятниками.
Такими же значимыми символами эпохи можно назвать корабли; например, парусник XVIII в. – символ петровского времени. «Более того, – подчеркивает Е.В. Анисимов, – корабль – это модель идеального общества, лучшая из организаций, придуманных человеком в извечной борьбе со слепой стихией. За этим символом целый пласт культуры XVI–XVII вв.»[19] Отдельные типы судов и конкретные корабли сыграли выдающуюся роль в истории. К их числу относится, конечно, каравелла. Преодолевая океанские просторы на кораблях такого типа, Христофор Колумб и другие мореплаватели открывали и осваивали Америку, что послужило началом эпохи Великих географических открытий. Крейсер «Аврора» при любом отношении к Октябрьской революции останется символом того сложного и драматического времени и, конечно, памятником истории военного кораблестроения начала ХХ века. Важной частью материальной культуры служат постройки – жилые, производственные, бытовые, фортификационные и др.; самой ранней среди них было жилище человека. Костер как первый «культурный» источник тепла и света стал центром объединения древнейших людей и образования человеческого коллектива. Так, еще до появления построек, возникла идея дома, что явилось важной вехой в развитии общества. Люди привыкали жить длительное время на одном месте – в базовом лагере – на открытом пространстве или в пещере, что обеспечило возможность культурного развития.[20] Позже люди научились строить примитивные шалаши, следы которых найдены в Терра-Амата, на юге Франции. Они были сделаны из ветвей и камней, с очагом внутри и имели довольно большие размеры (до 6 х 14,7 м). Возраст этих сооружений – 400 тыс. лет.
Жилище – это искусственное, реже естественное сооружение, которое не только укрывает его обитателей от неблагоприятных воздействий внешней среды, сохраняет тепло, выработанное искусственным отоплением, но и создает социальное пространство, в котором может осуществляться производственная, бытовая, творческая и иная деятельность людей. Кроме того, жилище – защита от посягательства на жизнь и имущество тех, кто в нем живет. Известно, что в разные эпохи и во многих странах строились дома-крепости, способные выдержать даже длительную осаду. Таким образом, жилище органически связано с человеком, обществом, культурой. Это обстоятельство подчеркивал О. Шпенглер в своей книге «Закат Европы». Форма, величина и внутреннее устройство дома определяются общественными отношениями, обычаями, религией, формами брака и семьи, психологией и индивидуальными особенностями людей. И, конечно же, они зависят от природно-климатических условий, местных строительных материалов и уровня развития как строительных технологий, так и общества в целом.
С прогрессом общества и его культуры жилище приобрело новые функции. Имущественное и социальное неравенство семей привело к тому, что их дома стали отличаться друг от друга размерами и числом комнат, качеством строительных материалов, уровнем комфортности и отделкой. Появились жилые постройки особого социального назначения – дом вождя, затем дворец правителя. Последний, кроме утилитарной роли, стал играть еще и репрезентативно-престижную, став произведением особого вида искусства – архитектуры. На заре цивилизации появились также постройки неутилитарного характера, прежде всего культовые (святилища, храмы).
В течение своей истории человеческое жилье разительно менялось. Дома, рассчитанные на одну семью, вытеснялись многоэтажными и многоквартирными постройками. Однако сегодня респектабельный европеец и американец предпочитает жить в собственном особняке вне города, в пригородной зоне. Как известно, именно такой дом со всеми мыслимыми удобствами и гаражом на два автомобиля является существенной частью «американской мечты».
Таким же разнообразием функций и социального содержания отличается одежда. Конечно, ее главное неизменное назначение – защита тела от отрицательных воздействий внешней среды; однако она же служит социальным, социально-демографическим и национально-религиозным знаком отличия. В прошлом по одежде можно было безошибочно определить общественный статус ее обладателя. Костюм дворянина резко отличался от одежды купца, последний одевался иначе, чем крестьянин и т.д. Специфичными были облачения духовенства и военная форма; таковыми, кстати, они остаются и сегодня.
Большое социальное значение имели отдельные элементы одежды, например, пояс и головной убор. Очень высокие «горлатные» шапки издавна на Руси были привилегией князей и бояр. «Высокие шапки означали знатность породы и сана. Как бы великолепно ни оделся посадский, он не смел надевать высокие шапки, и даже в самих колпаках – обыкновенной народной шапке – вышина соизмерялась с знатностью носившего шапку»[21], – писал русский историк XIX в. Н.И. Костомаров.
С глубокой древности одежда была знаком племенной или национальной принадлежности. В наше время, когда большинство народов мира перешло на т.н. «европейское» платье, некоторые люди сохраняют в своей одежде какой-либо национальный элемент (папаху, тюбетейку, вышитую рубаху и т.п.)
Важная функция одежды – украшать человеческое тело. На это представителями обоего пола было потрачено много времени, сил и фантазии, порой вопреки удобству и здравому смыслу, и с одной целью – привлечь внимание, проявить и утвердить свою индивидуальность, получить моральное удовлетворение. Одежда, по мнению большинства, должна быть не только красивой, но и модной. С появлением в XIV веке феномена моды начинается периодическое – чем ближе к нашему времени, тем более частое, – изменение в характере и способах ношения одежды.
В двадцатом веке выявились существенные особенности в одежде различных возрастных групп, прежде всего детей и молодежи. Ранее их представители одевались в ту же национальную и сословную одежду, что и взрослые. Сегодня и в молодежной моде существуют градации, а сама она вышла за пределы своей среды и стала повседневной для многих людей среднего и даже пожилого возраста. Так они декларируют свою принадлежность к активному, физически здоровому и материально благополучному кругу лиц с очень широкими возрастными границами. Что касается детской одежды, то здесь сегодня наблюдается обратный процесс: многие формы «взрослой» одежды снова шьются специально для детей.
В истории костюма прослеживаются две тенденции: к усложнению и разнообразию и к унификации. Последнюю хорошо иллюстрирует очень популярная сегодня одежда из джинсовой ткани, ее носят люди обоего пола и всех возрастов, всех национальностей и социальных статусов, на всех континентах, в любое время года и во всех случаях жизни. Подобного универсализма история одежды до сих пор не знала.
Частью материальной культуры является боевое оружие. Оно связано с вооруженным насилием в обществе, является его средством и обладает особым социальным значением. Первоначально в качестве боевого использовалось охотничье оружие. С возникновением производящего хозяйства и появлением запасов зерна, стад скота, которые можно было присвоить в результате успешного набега, военные столкновения стали регулярными. Яркое и наиболее раннее свидетельство этого – остатки крепостных сооружений, батальные сцены в произведениях искусства, а также оружие в мужских погребениях, дошедшие до нас от эпохи неолита.
С появлением военного дела как особой области человеческой деятельности происходит дифференциация оружия. Появляются специфические формы боевых средств: мечи, щиты, доспехи. Некоторые из них, например, боевые топоры, вилы, представляли измененные орудия труда. Лук со стрелами, копье долгое время сохраняли универсализм: использовались как в бою, так и на охоте.
В истории известны племена и целые народы, для которых война была основным занятием, способом жизнеобеспечения. Для древних германцев, римлян республиканской эпохи, скандинавов VIII–XI вв. и других оружие было своего рода «средством производства», приносившим подчас больший доход, чем плуг. Похожую картину в некоторых «горячих» точках мира можно наблюдать и сегодня.
Производство вооружения всегда находилось на острие технического и научного прогресса, использовало их наивысшие достижения. Следует отметить, что и развитие военной техники немало способствовало техническому прогрессу вообще. Так, появление и совершенствование фрезерного станка связано с массовым производством ружей в начале XIX века, первый реактивный самолет, появившийся в середине ХХ века, – истребитель. Перечень подобных примеров можно было бы продолжить.
История в значительной степени творилась с помощью оружия. Так было в глубокой древности, так, к сожалению, происходит и сегодня. Его социальная роль стала неоднозначно оцениваться с появлением ракетно-ядерных средств, разрушительные возможности которых несоизмеримы с тем, что было раньше. Они рассматриваются то как угроза миру и самому существованию человечества, то как сдерживающий фактор, условие мировой стабильности – в зависимости от того, в чьих руках оно находится и кто оценивает ситуацию.
Боевое оружие во все эпохи его существования является условием и атрибутом политической власти. Не случайно фараоны Древнего Египта часто изображались с оружием в руках, поражающими врагов. Некоторые его виды, например, меч (на ранних стадиях цивилизации бывший привилегией высших слоев общества), стали символами власти и государственности. В Древнем Китае умение управлять боевой колесницей и стрелять из лука считалось признаком «благородного мужа».
В эпоху средневековья право на ношение оружия регулировалось специальными юридическими нормами, и безусловно им обладали лишь дворяне. Оружие определяло социальный статус человека. По словам одного французского полководца XV в., «те, кто не благородны по происхождению, становятся таковыми благодаря оружию и военной службе, которая благородна сама по себе. И скажу, что доспех настолько благороден, что как только человек наденет шлем на голову, он становится достаточно благородным, чтобы сразиться даже с королем».[22] В новое время сословным оружием дворянства становится шпага: боевая, дуэльная, парадная. Последняя, по существу, уже не боевое средство, а произведение декоративно-прикладного искусства, составлявшее часть сословного костюма.
Материальная культура очень тесно связана с культурой духовной, они – две стороны одного феномена, обе являются результатом сознательной деятельности человека и «замкнуты» на его потребностях. «Всякая культура (даже материальная культура), – писал Н.А. Бердяев, – есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу – она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями».[23]
В предметах материальной культуры реализуется человеческая духовность, научные знания, эстетический вкус. Они имеют социальное, идеологическое, историческое и чисто человеческое измерение. Например, легковой автомобиль, особенно иностранного производства, у нас удовлетворяет не только материальную потребность в передвижении, но и выступает знаком высокого имущественного и социального положения его владельца, свидетельством определенного жизненного успеха. И чем дороже и престижнее автомобиль, тем выше статус того, кто им обладает и пользуется. Для человека небезразличны не только чисто технические характеристики автомобиля, его экономичность и надежность, но и дизайн, цвет и даже бытующая в данный момент мода на те или иные марки.
Есть области, в которых материальная культура сливается с духовной. Это архитектура и декоративно-прикладное искусство. Эстетические и иные функции старинного особняка, королевского дворца не отменяют их материального характера не только в том смысле, что они вещественны (статуя тоже вещественна), но и в том, что они удовлетворяют вполне конкретные материальные потребности людей. Дворец, например, служит жильем для семьи монарха и его приближенных. Это же касается и культовых сооружений. Христианский храм в средние века, как известно, был местом не только проведения религиозных обрядов, но и отдыха, собраний и общения людей, хранилищем ценностей, в т.ч. книг, помещением для заседаний городских властей, учебной аудиторией. Глиняный горшок, украшенный орнаментом, оставался посудой и не переставал выполнять свою утилитарную функцию. Однако серебряная тарелка могла ставиться на стол только в особо торжественных случаях, а старинный сервиз, стоивший порой целое состояние, становится исключительно предметом гордости и любования его владельца.
Развитие техники, особенно начиная с позднего средневековья, оказывало большое влияние на духовную культуру, и не только на ее функционирование и распространение, но и на рождение новых культурных форм. Изобретение печатного станка и разборных литер в середине XV в. знаменовало начало «эры Гутенберга», привело к появлению печатных книг, украшавшихся теперь не рукописными миниатюрами, а тиражными гравюрами. Сами книги становились более доступными. Родилось печатное слово, которое на протяжении последующих веков, вплоть до наших дней, несмотря на бурное развитие «экранной» культуры (кино, телевидение, компьютеры), остается главным способом фиксирования духовных ценностей.
С эпохи промышленного переворота (XVIII–XIX вв.) техника как часть материальной культуры начинает играть определяющую роль в развитии производства, транспорта, связи, она активно вторгается в другие социально значимые сферы (см. главу 13). В ХХ в. рассматриваемая область культуры начинает базироваться на массовом поточном производстве, создающем огромное количество стандартизованных изделий. В то же время их номенклатура, технические и потребительские характеристики регулярно и очень быстро обновляются. Постоянная модернизация становится одним из главных условий и целей развития. Возникают объекты и целые предметные области, не имеющие аналогов в прошлом: автоматические производственные линии, авианосцы, телевизоры, компьютеры, бытовая техника и т.д.
Каталог «Квелле» предлагает 50 тыс. видов товаров. Отсюда борьба за покупателя, конкуренция и бурное развитие рекламы. Замена старого (задолго до его физического износа) на новое, особенно в сфере потребления, в развитых странах превращается в навязчивую идею, в самоцель. Большое значение приобретает дизайн предметов, соответствие требованиям моды, престижность обладания ими. Человек и вещь вступают в новые отношения.