Порталы трансепта собора в Руане
Около 1300 г., в первое десятилетие 14 в., были возведены порталы на обоих фасадах трансепта собора Нотр-Дам в Руане.
Портал южного фасада, выходящий на Пляс де ля Календ, считается более поздней работой; как минимум с 15 в. он носит имя этой площади. На всех трех регистрах тимпана изображены сцены “Страстей Христовых”. На центральной колонне портала помещено изваяние Христа, на откосах – статуи апостолов; все эти фигуры стоят на высоких пьедесталах.
Установленные между тонкими полуколоннами и обрамленные вертикальными полосами орнамента из квадрифолиев, эти пьедесталы украшены барельефами с циклами на темы ветхозаветных преданий: на центральной колонне портала представлена история Иова, на правом откосе – цикл, посвященный Иосифу, на левом – цекл, связанный с Иаковым.
Эти барельефы читаются, как книга в картинках, и излагают соответствующие легенды чрезвычайно подробно, однако с художественной точки зрения выполнены довольно примитивно. Иконографически и типологических они связаны со сценами “Страстей Христовых” на тимпане, но отличаются от них присутствием новаторского элемента – повествовательности.
Портал де Либрер – “Портал Книготорговцев” на северном фасаде – обязан своим названием тому, что начиная с 15 в. во дворе перед ним торговали книгами. От его тимпана, посвященного теме Страшного Суда сохранились только 2 нижних регистра.
На нижнем, композиция которого производит исключительное впечатление, изображено “Воскресение мертвых”, на верхнем – “Отделение праведников от грешников”. Несмотря на то что жесты и позы фигур заимствованы из стандартного репертуара форм, при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что сцена на нижнем регистре совершенно необычна: люди, встающие из могил, расположены в два ряда, которые вопреки традиции не распределены на 2 регистра, а совмещены внутри одной горизонтальной секции. Это создает впечатление сумятицы и беспорядка, разительно контрастирующих с исключительной четкостью структуры, свойственной тимпанам других французских соборов.
На верхнем рельефе ряды фигур размещены “внахлест”, что также создает ощущение пространственной глубины, более типичной для рельефов, например, итальянского Никколо Пизано, чем для французской пластики. И все же, несмотря на появление новых стилистических элементов, которым в дальнейшем предстояло развиваться и совершенствоваться, большинство скульптурных форм на обоих рассмотренных порталах собора принадлежат к традициям предыдущего века.
Нотр-Дам-де-Пари. “Адам”.
Статуя обнаженного Адама, ныне выставленная в музее де Клюни, некогда соседствовала с фигурой Евы и украшала южный фасад трансепта собора Нотр-Дам-де-Пари. Адам и Ева стояли у ног Спасителя, рядом с которым ангелы держали орудия Страстей и дули в трубы. Одна рука Адама, а также кисти рук и ступни реставрированы, но это ничуть не умаляет выдающихся достоинств скульптуры.
Детали этого изящного, немного удлиненного по сравнению с нормальными пропорциями тела проработаны с чрезвычайной тонкостью и сдержанностью. Отсутствие одежды позволяет без труда оценить изящную контрапостную позу: слегка отставленное правое бедро Адама продолжает линию правой ноги, на которую приходится вес тела. Левое плечо развернуто вперед, уравновешивая левую ногу, которая немного длиннее правой. Голова слегка повернута направо.
В этой единственной из дошедших до нас от 13 в. французских обнаженных статуй в натуральную величину наглядно передано физическое движение, подобное тому, что мы уже встречали в фигуре “Золотой Мадонны” из Амьена, - но там оно было замаскировано складками одежды. Статуя Адама свидетельствует о значительном прогрессе в восприятии человеческого тела и его двигательных возможностей. Можно предположить, что прежде это изваяние стояло в нише, а следовательно, на него можно было смотреть лишь спереди. Очистка статуи показала также, что первоначально тело Адама было окрашено в бледно-розовый цвет.
Это произведение тесно связано с другой группой фигур работы того же скульптора – “Сошествием Христа в ад”, которая в прошлом украшала алтарную преграду, а ныне хранится в Лувре. В статуе Христа движения переданы еще смелее, чем в изваяниях Адама с южного фасада. И Адам, и скульптурная группа из Лувра датируются периодом вскоре после 1260 г.