Функциональные стили русского литературного языка. Научный стиль.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Для студентов заочной формы обучения

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

для направления подготовки 23.03.03

Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Общая трудоемкость дисциплины (модуля)

Виды занятий Распределение по семестрам в часах Всего часов
семестр   семестр ---- семестр
Общая трудоемкость      
Аудиторные занятия, в т.ч.:      
лекционные (ЛК)        
практические (семинарские) (ПЗ, СЗ)      
лабораторные (ЛР) -      
Самостоятельная работа студентов (СРС)        
Форма промежуточного контроля в семестре* Зачет      
контрольная работа        

Краткое содержание курса

Культура речи как наука. Предмет и задачи культуры речи. Основные качества речи. Современная литературная норма и ее кодификация. Понятие «норма литературного языка», «вариант литературной нормы». Виды языковых норм. Типы речевых ситуаций и функциональные разновидности современного русского языка. Подготовленная и спонтанная речь. Устная и письменная речь. Стилистика как наука. Функциональные стили современного русского языка. Виды стилистической окрашенности. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования различных языковых уровней в научной речи. Публицистический стиль в его устной и письменной разновидностях. Газетная заметка. Хроника. Монологические жанры публичного выступления. Ответы на вопросы аудитории. Взаимодействие научного и официально-делового стилей с публицистическим. Язык средств массовой информации. Функции СМИ. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные средства русской официально-деловой речи. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документах. Рекламные жанры: презентация, реклама. Языковые средства и специальные приемы создания рекламных жанров. Способы выражения оценки в русском языке. Разговорный стиль. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Приемы поиска материалов

Словесное оформление публичной речи.

Форма текущего контроля

Вариант контрольной работы (всего 16) выбирается по последней цифре зачетной книжки студента. Контрольная работа может быть выполнена на листе А4 или в ученической тетради.

Каждый вариант предусматривает 5 заданий.

1 задание: Теоретическое раскрытие 3-х вопросов.

2 задание. Письменное рассуждение на одну из предложенных тем.

3 задание . Выполнение практического задания по культуре речи.

4 задание. Письменное выполнение упражнения по русскому языку, в котором необходимо расставить недостающие знаки препинания и вставить пропущенные орфограммы.

5 задание. Письменное выполнение упражнения, предусматривающее правильное написание слов и их объяснение по следующей схеме.

№ п.п. Правильное написание Грамматическое правило Новые примеры на то же правило
1. Предлагать В корне ЛАГ- пишется А (перед Г ), в корне ЛОЖ - пишется О ( перед Ж ). Излагать, изложить, слагаемое, уложили, разлагающий, предположения, предполагать.
2. Нигде не был В отрицательных наречиях под ударением пишется частица НЕ -, без ударения - НИ -. Негде, никуда, некогда, ниоткуда, неоткуда, нигде.
3. Бесцеремон - ный Приставки БЕС -, ВОС-, ИС -, РАС -, ЧЕРЕС -, пишутся с буквой С перед глухими согласными. Бесконечный , бесформенных, исчерпать, расхватать, воссоздать, расшифровать.

Контрольная работа

Вариант 1. Из истории русского языка.

Задание 1.

1.Происхождение русского языка.

2.Русский национальный язык ХVIII - XIX веков.

3.Русский язык советского периода и конца ХХ века.

Вопросы для контроля:

1. Какова роль М.В. Ломоносова в истории русского языка?

2. Почему А.С. Пушкина считают создателем современного русского литера-турного языка?

3. Каковы особенности русского языка советского периода?

4. Какие явления характерны для русского языка конца ХХ века ?

Задание 2.

Написать небольшой рассказ или описать ситуацию, в которой было бы уместно применить один из оборотов.

Готов сквозь землю провалиться;

смотреть сквозь пальцы;

куры не клюют.

Задание 3.

Дать определение архаизмам и историзмам.

Объяснить устаревшие слова, подобрать к ним современные синонимы.

Бунтарь, житие, рыбарь, пиит, возмездие, ланиты, выя, отрок, длань, уста, чело.

Со словами уста, чело записать несколько фразеологических оборотов.

Задание 4.

Тема : « Тире между подлежащим и сказуемым».

Методические советы. При изучении данной темы обращайте внимание на то, какими частями речи выражены главные члены предложения.

Для справок.

При отсутствии глагола-связки между подлежащим и сказуемым ставится тире:

1) Если подлежащее и сказуемое выражены одной и той же частью речи, например:

Зависть - дурное чувство.

Известно всем, что дважды два - четыре.

Учить- ум точить.

2) Перед словами это, это есть, вот, значит, это значит, присоединяющими сказуемое к подлежащему, например:

Речь - это способ общения людей.

Точность и краткость - вот первые достоинства прозы.

Вспылить - значит окончательно расписаться в своей глупости.

Тире обычно не ставится:

1) Если сказуемое присоединяется к подлежащему сравнительными союзами словно, точно, вроде, будто, как будто и т.п., на-пример:

Ладожское озеро будто море. Электрический свет словно жидкий янтарь.

Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы как история планет.

2) Если перед сказуемым стоит отрицание не , например:

Сердце не камень. Один в поле не воин.

3) Если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, например:

Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у нее нет.

Писатели, говорят, люди бывалые, интересные и разносторонние, но шумные и насмешливые.

4) Если подлежащее выражено личным местоимением, а

сказуемое - именительным падежом существительного, например:

Я слуга царя, царя грозного. Он химик, он ботаник.

Тире допустимо в этом случае при логическом подчеркивании сказуемого или противопоставлении, например:

Я - последняя буква в алфавите.

Ты - женщина, и этим ты права.

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Каждый человек загадка. Для труса и заяц волк. Охр нять пр роду значит охр нять Родину. Возр ст самого древнего поселения обнаружен ого археологами восемь тысяч лет. Стремит ся ( в ) перед вот цель жизни. Повелевать собою величайшая власть. Богатство вода: пришла и ушла. Хорошая книга точно беседа с умным человеком. Я самый обыкновенный ( ни, не ) чем (не ) примечательный человек. Ты человек и родина должна быть дорога тебе. Зло есть грубейшая форма (не)вежества. Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его храктер пр слушат ся к тому как он говорит. Вселять в людях надежду а (не) страх вот в чем секрет античных мудрецов. Древняя русская письмен ость (не)и черпаемая кладезь русского языка. Справедливость есть воплощ нное добро. Повелевать собою величайшая власть. (Не) быть смешным это (не) только умение себя вести но и признак ума. Равнодушие это паралич души. Боец без шапки не боец. Безумство храбрых вот мудрость жизни. Расстояние (не) помеха для друзей. Каждая книга если она подл нно творческое произведение это событие в жизн народа. Бывают ситуац и в которых лож самый св той долг. Сочу ствие вызывает доверие а доверие это ключ к сердцу. Хороший характер богатство на всю жизнь.

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр.3)

К саться, пл вцы, щ голь, волч нок, раз езд, смерч , с ронизировать, пр колотить доску, шерст ной, связа ный, сначал .

Литература:

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. 2-е изд. - Ростов н/Д. 1999.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие - Ростов н/Д, 2000.

Виноградов В.В. Избранные труды. История русского литературного языка - М., 1978.

Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка ХVII-XIX вв. - М., 1982

Горбачевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее. - М., 1984.

Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку - М.: Просвещение, 2000.

Культура русской речи. Учебник для вузов / Ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев - М., 1999

Русский язык конца ХХ столетия ( 1985 - 1995 ). - М., 1996.

Вариант 2. Структурные и коммуникативные свойства языка.

Задание 1.

1. Язык - знаковая система. Единицы языка: звук, морфема (приставка, корень, суффикс, окончание); слово, фразеологическая единица; свободное словосочетание; предложение; текст.

2. Формы существования языка.

Диалекты, просторечие, жаргоны, литературный язык.

3. Условия функционирования книжной и разговорной речи, их особенности.

Письменная и устная формы книжной и разговорной речи.

Понятия и термины: коммуникация, система, знаковая система.

Вопросы для контроля:

1. В чем проявляется системность языка?

2. Какие функции выполняет язык?

3. Назовите формы существования языка.

4. В чем заключается различие между книжной и разговорной речью?

Задание 2.

Составьте рассуждение на одну из следующих тем :

«Молчание не всегда доказывает присутствие ума, но доказывает отсутствие глупости».

«Следите за своей речью, от нее зависит ваше будущее...»

«Петь хорошо вместе, а говорить порознь».

Задание 3.

Заменить следующие слова фразеологизмами.

Дремать, обидеться, поджечь, огорчиться, преувеличивать, обманывать, устыдиться, рассориться, не успеть, молчать, удивляться, спрятать, льстить, исчезнуть, перекусить.

Задание 4.

Тема: «Однородные члены предложения».

Методические советы. При изучении данной темы следите за повто-ряющимся союзом И, обращая внимание на то, что он связывает. Вспомните признаки однородности и неоднородности определений.

Для справок.

1. Запятая ставится между однородными членами предложения, не соединенными союзами, например:

Русскую прозу создали «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Пиковая дама».

2. Запятая ставится между однородными членами предложения, соединенными противительными союзами а, но, да (в значении но),

однако, зато, хотя и др., например: Свежо предание, а верится с трудом. Дома новы, а предрассудки стары. Приют наш мал, зато спокоен. Дни стояли пасмурные, однако теплые.

3. Запятая ставится между однородными членами предложения, соединенными повторяющимися союзами, например: Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь. Нет ни дров, ни лучины, а живет без кручины.

4. Запятая ставится между парами однородных членов предложе-ний,

например: Я счастлив и силен, свободен и молод.

Запятая не ставится:

1. Между однородными членами предложения, соединенными

неповторяющимися союзами и, да (в значении и), или, либо, например:

Отселе я вижу потомков рождение и первых грозных обвалов движение. Лесть да месть дружны.

2. Если союзы и, да (в значении и ), или, либо повторяются не при

однородных членах предложения, например: Поднялось солнце и залило волнами света и тепла и водную гладь, и потопленный лес.

3. В цельных выражениях, например: Ни то ни се; и смех и грех; ни свет ни заря; ни рыба ни мясо; ни жив ни мертв; и стар и млад , ни шатко ни валко, и т.д.

4. Двоеточие ставится перед однородными членами, если обобщаю-щее слово стоит впереди них, например: Душой весны природа ожила, и блещет все в торжественном покое: лазурь небес, и море голубое, и дивная гробница, и скала.

5. Тире ставится после однородных членов, если обобщающее слово стоит позади них, например: Смех, крики, ропот, слух и ржанье - все дышит буйством и войной.

6. Если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не

заканчивают собой предложения, то перед ними ставится двоеточие, а после них - тире, например: Напрасно глаз ищет нового предмета: ни столба, ни стога, ни забора - ничего не видно.

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Здесь барство дикое без чувства без закона пр своило себе насильственной лозой и труд и собствен ость и время земл дельца. Дробит ся и плещ т и брызж т волна мне в очи соленою влагой. Пр сядем десь и дождик переждем. Море вечно и (не)умолкаемо шумит и плещ т И умелый ошибает ся да скоро и правляется. (В)дали перед ним пестрели и цвели луга и нивы золотые. Ждать да догонять хуже нет. Песня тихая тягучая и заунывная похожая на плач и едва уловимая слухами слышалась то справ то слев то (с)верху то (из) (под) земли.То(ли) от радости то(ли) от (не)ожиданности лицо его запылало румянцем. Долго(ль) мне гулять по свету то в коляск то верхом то в кибитк то в карет то в телеге то пешком? Люблю веселое ис кус тво природы цветы бабочек тр пические р стения вод пады ф нтаны и бури.(Н )одного следа ни санного ни человеческого ни зверин ого (не) было видно.

Увидел он то(же) самое что видел и до (полу)дня р внину холмы небо лиловую даль. Ларра приходил в племя и пох щал скот девушек все что хотел. И эти люди и тени вокруг костра и далекая молния каждую минуту сверкавшая (в) дали все теперь предст влялось ему (не)людимым и страшным. Березка солнце и Россия живут и вечно будут жить.

Изредк показывает ся какой(нибудь) зверь собака может быть гиена или шакал смотр т с сомнением и убегает. У него (не) было ни сил ни желания сживат ся с чужой жизнью и без этого по мнению Гарта счастье было (не) мыслимо.

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр.3)

(Во) вторых, издавн , погл щать, если(бы), пр красный, боч нок, заг реть, аген ство, точно так(же), то (же) самое, пр старелый человек.

Литература:

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. 2 - е изд. - Ростов н/Д. 1999.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кошаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие - Ростов н/Д., 2000.

Гайхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов - М., 1997.

Головин Б.Н. Основы культуры речи 2 - е изд., испр. - М., 1998.

Культура русской речи. Учебник для вузов / ред. Граудина, Е.Н. Ширяев. -М., 1999

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка 5 - ое изд., испр. и доп. - М., 1997.

Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык для студентов - нефилологов. Учебное пособие - М., 1997.

Шапошников В.И. Русская речь в языковом отображении. - М., 1998.

Вариант 3. Пословицы и поговорки.

Задание 1.

1. Возникновение пословиц и поговорок.

2. Из истории слов и выражений.

3. Пословицы и поговорки, крылатые слова - неотъемлемая часть разговорной речи.

Вопросы для контроля:

1. Когда возникли пословицы и поговорки?

2. В чем разнообразие русских пословиц и поговорок? В чем отличие пословицы от поговорки?

3. Что отразилось в русских пословицах и поговорках?

4. Что понимаем под названием «крылатые слова»?

Задание 2.

Написать рассуждение на одну из тем:

«Петь хорошо вместе, а говорить порознь».

«Лучше ногою запнуться, нежели языком».

У одного мудреца спросили: «Где ты учился благовоспитанности ?» - «У неблаговоспитанных», - ответил мудрец.

Задание 3.

Вставить антонимы в пословицы:

Да здравствует ... ! Да скроется ... ! ... сторона - мать, ... сторона - мачеха, ... друг лучше ... двух, ученье - ..., неученье - ... ! ... стелет, да ... спать. Готовь ... сани, а ... телегу.

Объяснить значение крылатых выражений:

Буриданов осел; Гордиев узел; дары данайцев; Танталовы муки; ящик Пандоры; прокрустово ложе, вот тебе, бабушка, и Юрьев день; Иван не помнящий родства.

Задание 4.

Тема: «Знаки препинания при союзе И».

Методические советы. Повторяя знаки препинания при союзе И, прибегайте к синтаксическому разбору по членам предложения, чтобы опреде-лить,что связывает союз И (простые предложения, однородные члены, однородные придаточные предложения, причастные и деепричастные обороты, обращения и т. д. )

Для справок.

1. Эта тема носит обобщающий характер, поэтому в необходимых случаях обращайтесь за справками в соответствующие разделы синтаксиса, данные выше.

2. Союз И может выделяться запятыми с обеих сторон, если он со-единяет простые предложения в сложносочиненные и после союза И стоят:

а) вводные слова или вводные предложения, междометия, обращения,

например:

В первой моей молодости с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели.

б) определительные и деепричастные обороты, а также одиночные

определения, и деепричастия, и приложения, например:

Дверь залы быстро распахнулась, И, вся раскрасневшаяся, выскочила Шурочка. Вдруг лицо его изменилось, И, обернувшись к Аркадию, он как бы со смущением проговорил: «Одинцова приехала».

в) придаточные предложения или сравнительные обороты, напри-мер:

Хаджи Мурат расспросил про дорогу, и, когда Хан - Магома заверил его, что он хорошо знает дорогу и прямо приведет туда, Хаджи Мурат достал деньги и отдал обещанные три рубля. Стариками рассерьезничались дети, и, как дети, плакали се-добородые.

3. Союз И может выделяться запятыми с обеих сторон, если он стоит между определительными и деепричастными оборотами, относящимися к разным членам предложения, например: «Да, да, прощай», - проговорил Левин, задыхаясь от волнения, И, повернувшись, взял свою палку, и быстро пошел прочь к дому. Он лег в яму, вырытую ветром в сухом песке недалеко от берега, И, с головой закутавшись в чекмень, скоро заснул.

4. Запятая может отсутствовать перед союзом И, но стоять после него, если союз И связывает однородные члены предложения, однородные придаточные предложения и определительные и деепричастные обороты, а после него стоят:

а) вводные слова или вводные предложения, междометия, обращения, например: По-русски широко талантливый, европейски воспитанный, он любил щегольнуть красивым острым словцом И, кажется, именно ради острого словца жестко подчеркивал недостатки иностранных и рус-ских товарищей.

б) определительные и деепричастные обороты, а также одиночные определения и деепричастия или приложения, например: Николай Петрович быстро обернулся И, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал. Дежурный знал Нехлюдова и, как знакомому человеку, сообщил ему их важную острожную новость.

в) придаточные предложения или сравнительные обороты, напри-мер:

Но остальные гости уже собрались ехать И, как их не уговаривал Альберт, вышли в переднюю.

Упражнение.

Девочка затихла теперь и держалась руч нками за кафтан Пьера сидела на его руке и как дикий зверек оглядывалась (во)круг себя. Пьер (ни, не) чего (не) ответил и нахмур ный и сердитый каким его (не, ни) когда (не) видали вышел от Растопчина. Я увидел (не)обходимость переменить разговор который мог кончит ся для меня очень (не)выгодным образом и обр тясь к Пугачеву сказал Ах я забыл благ д рить тебя за лошадь и тулуп. Мечик (не) оглядывался и (не) слышал погони но он знал что гонятся за ним и когда один за другим прозвучали три выстрела ему пок залось что стреляют в него и он пр пустил еще быстрее. Он стал еще бледнее прежнего глаза бл стали и что всего уд вительнее тяж лая од нокая слеза к тилась по его щеке. Пришла весна и и полняя свое об щание Игнат взял сына с собой на пар ход и вот перед Фомой разв рнулась новая жизнь. Толя стоял на балкон уц пившись за жидкие железные п рила и пр щурившись смотрел (в)даль (от) куда летел к нам теплый ветер шла с мягким шумом волна и т нулись по небу как оп ренье розовых птиц обл ка. Орлов очевидно боялся что я опять заговорю о девочк и что(бы) отвлеч мое вн мание в другую сторону сказал Вы вероятно забыли про свое письмо. Но вдруг где(то) вдали возник жалобный звук и пост пенно усиливаясь и пр ближаясь зазвенел человеческим голосом и пон жаясь и зам рая промчался мимо. Старуха мать бе грамотная крестьянская вдова полная суе-верий была жива и Набатов помогал ей и когда был на свобод навещал её. Цветы опали песни спеты и собран хлеб и скошен луг. Пьер развел руками потупился и весь зеленый пр слонился к берез . Увидев Нехлюдова она разогнулась и вся красная оживл ная положила веник и обт рев руки об юбку прямо ост новилась перед ним. В эту минуту французы наступавшие на наших вдруг побежали назад и скрылись и сомкнувшись в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина которая одна в лесу удержалась в порядке и засев у леса (не)ожиданно атаковала французов. Метелица (не) спеша пр вязал лошадь потр пав её по круто изогнутой ше и хватаясь за рыхлые края сруба вз брался на угол р скуя провалит ся в темную дыру.

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме

Ум лять достоинства, к сательная, погруж ный, безмол ствовать, раз яренный, мелоч , под тожить, дремуч , (по)дружески, (не)к спеху, пр морский, ещё (бы)

Литература :

Ашукины Н. С. и М. Г. Крылатые слова. - М., 1978.

Вартаньян Э.П. Путешествие в слово. - М., 1982.

Мокиенко В.М. В глубь поговорки. - М., 1985

Пермяков Г.Л. От поговорки до сказки. - М., 1980.

Спирин А.С. Русские пословицы. - М., 1978.

Фелицина В.П., Прохоров Ю. Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения. - М., 1983.

Вариант 4.

Функциональные стили русского литературного языка. Научный стиль.

Задание1.

1. Что такое функциональные стили и чем обусловлено их наличие?

2. Научный стиль. Сфера его употребления. Отличительные черты.

3. Подберите образец текста, написанного в этом стиле. Охарактеризуйте этот текст.

Вопросы для контроля:

1. Объясните значение термина «функциональные стили».

2. На какие функциональные стили делится литературный язык?

3. С чем связано возникновение и развитие научного стиля?

4. Каковы отличительные черты этого стиля?

Задание 2.

Напишите небольшой рассказ, используя одно из фразеологических выраже-ний.

Кот наплакал, куры не клюют, не ударить лицом в грязь, делать из мухи слона.

Задание 3.

Объяснить значение следующих слов, придумав с ними предложения:

атлас - атлас, кругом - кругом, характерный - характерный, абонемент - абонент, видение - видение, адресат - адресант.

Задание 4.

Тема: «Сложносочиненное предложение».

Методические советы. При изучении сложносочиненных предложе-ний с союзами особое внимание обратите на постановку или отсутствие запятой перед союзом И.

Для лучшего усвоения правил проводите синтаксический разбор простых предложений, входящих в состав сложносочиненного предложения. Это поможет вам научиться быстро находить подлежащее и сказуемое в простых предложениях, а также определять виды простых предложений. Обратите особое внимание на то, что в состав сложносочиненного предложения могут входить не только простые личные предложения, но и безличные, неопреде-ленно-личные и назывные.

Для справок.

1. Простые предложения, входящие в состав сложносочиненных предложений с союзами, отделяются друг от друга запятой, например: Снег быстро начал таять, и везде показалась вода. Встречный ветер начал крепчать, и грести становилось труднее.

2. Запятая перед союзами и, да (в значении и), или, либо в сложносочиненном предложении не ставится, если части сложносочиненного предложения

а) имеют общий второстепенный член, например:

В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу и видны были стволы мачт. Ночью просторы черны и холмы кажутся сплошь затянутыми лесом.

б) имеют общее придаточное предложение, например:

Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату.

Когда Раскольников пришел к своему дому, виски его были смочены потом и дышал он тяжело.

в) выражены двумя назывными, двумя вопросительными или двумя восклицательными предложениями, например: Побег из плена и возвращение домой. Неужели это не сон и он снова увидит близких ему людей? Какой теплый вечер и какой чистый воздух!

3. При повторяющихся союзах и, да (в значении и), или, либо, со-единяющих назывные, вопросительные и восклицательные пред-ложения, запятая ставится перед каждым союзом (и перед первым), например: Тайга, и снега, и озерный лед, и в хмурых лесах вражье.

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Крупный дождь полился ручьями и один за другим удары грома начали (не)пр рывно р к тать в пуст ной степи. Сквозь серый камень вода с чилась и было душно в ущель темном и пахло гнилью. Все пр красное на земле от солнца и все хорошее от человека. Когда Каштанка опомнилась музыка уже (не) играла и полка (не)было. Слепой прозреет и глухой услыш т когда всей грудью музыка задыш т. Тьма на земле становит ся гуще сырее теплее и все ярче св ркают звезды в серебр ном туман . Я люблю сказки и песни и просидел я в деревн той целый день ст раясь услышать что(нибудь) (не, ни)кем (не) слыш ное.

По ночам бывали морозы и проснувшись по утру я всегда видел как все места (не) осв щ ные солнцем были покрыты бл стящ м инеем. Я очень любил наблюдать как солнышко (з, с)гоняло мороз и я радовался когда соверш но и чезла снежная бел зна. Небо покрылось тучами и стало м р сить. Когда Бобров смеялся глаза его становились нежными и веселыми и все лицо делалось пр вл кательным. Подул ветерок с заречья и сразу стало свежо. Вз шла луна и своим мягким светом оз рила лес. Уеду и снит ся мне станут в каком(то) привычном кругу далекий в лесу (полу)станок и сосны в глубоком лесу. З ря угасла потемнел воздух и ближние и дальние деревья приняли одну общую однотонную окраску. Надвинулась туча и поднимая пыль по дорог подул сильный ветер. Вдруг в воздух что (то) прорв лось и сильно рванул ветер и с шумом закрутил по степи. Море вечно и (не) ум лкаемо шумит и плещ т. Оба слишком оживл но и естеств но слушали и говорили и это(то) (не) понравилось Анне Павловне. Как (будто) кто(то) задумчиво пел и (не) было слышно голоса и только предст влялась река и костер и обрыв.

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (стр.3)

Отправит ся, луч м, подстрел ный, (не) думая, (по) трое, дли ный, крош ный мел, в аудитори , стереж м, распростр нять, ц ркуль, дилетан ский.

Литература :

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. 2-е изд. - Ростов н/Д., 1999.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие - Ростов н/Д. Изд. «Феникс», 2000.

Головин Б.Н. Основы культуры речи. 2-е изд. Испр. - М., 1988.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. 5-е изд., испр. и доп. - М., 1987.

Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. - М., 1996.

Вариант 5.

Наши рекомендации