Культура первобытного общества.
Художественная культура представляет вид деятельности, в котором реализуется эстетическое отношение к деятельности. Художественное творчество находит своё воплощение в искусстве, которое обладает уникальной формой выражения – образным языком знаковых систем, функционирующих во все времена, во всех культурах, осуществляя своеобразный диалог между поколениями, религиозными взглядами, культурными стереотипами.
Д.С. Лихачев утверждал: «Культура обладает свойством продлевать время, соединять прошлое. Настоящее и будущее. Одна из важнейших основ, на которых зиждется искусство, – память. В создании культуры участвуют многие поколения людей»[236].
Именно Лихачев явился автором концепции «экологии культуры», которая утверждает, что мир создан как одно целое, в стабильности которого незаменима роль культуры.
Бессмертно культурное наследие, дошедшее до нас в шедеврах искусства различных времён и народов, краткому анализу которых посвящена вторая часть книги
Истоки художественной культуры уходят в глубокую древность. Многие произведения изобразительного искусства – наскальные росписи, статуэтки из камня и кости, орнаментальные узоры на оленьих рогах и каменных плитах – появились намного раньше сознательного представления о художественном творчестве.
Первые шаги художественного развития человечества совершались в эпоху первобытнообщинного строя, когда закладывались основы материальной и духовной жизни общества. Первые памятники искусства относятся к верхнему палеолиту, отстоящему от нас на 40-50 тысячелетий. Это была эпоха сравнительной зрелости первобытнообщинного строя, зарождения матриархата. Все, что производил человек (орудия труда, оружие для охоты), имело функциональный характер, играло какую-то роль в сложной, полной опасностей жизни, подчиненной борьбе за существование.
Как же и почему возникло искусство? Что заставило человека расписывать стены пещер, украшать оружие, создавать идолов-протоскульптуры, театрализовать охоту, петь и танцевать? Существует несколько теорий возникновения искусства. Среди них – религиозная теория, рассматривающая искусство как божественный дар, а красоту как одно из имен Бога; теория проявления, по которой, согласно учению Гегеля, искусство возникло в ходе развития, самопознания абсолютной идеи и представляет собой ее проявление; теория игры, в которой искусство рассматривается как разновидность игры, где человек проявляет свою сущность, обретая необходимые ему наслаждение и ощущение свободы; теория художественного инстинкта и близкая к ней эротическая теория, выводящие искусство из биологических инстинктов; теория подражания и другие.
Необходимо выяснить реальные, конкретные условия, вызвавшие к жизни художественное творчество, важнейшие особенности первобытного искусства и его общественные функции.
Изобразительное искусство ведет начало с знаково-символических изображений, которые были не столько средством познания и отражения мира, сколько средством магического изменения действительности. Древнейшие изображения представляли собой инобытие реальности, магические реалии.
То же самое можно сказать и о словесном искусстве. Заговоры, заклинания, проклятия, любовные "присушки", поминания, военные песни и т. п. – все это целенаправленная ритуально-магическая деятельность, исходящая из уверенности в ее практическом воздействии. Это словесная магия, неразрывно связанная с музыкальной и танцевальной обрядовой деятельностью.
Такая изначальная слитность различных видов культурного творчества получила название синкретизма (от греч. – соединение)[237]. Особая роль в этом процессе принадлежала народным обрядам. Постепенно роль словесного текста в ритуальном синкретизме повышалась, что привело к рождению поэзии (литературы).
На основе магических реалий, возникших в процессе труда, сформировалась знаковая система, способствовавшая затем возникновению художественно-образного мышления и отражения мира.
В процессе жизни, труда, охоты первобытного коллектива формируется представление о тотеме как о его родоначальнике и покровителе. Исходным моментом тотемизма явилось отождествление человека со зверем. Тотемическим зверем обычно представлялся мужчина, с которым вступала в брак женщина, что и привело к возникновению родовой группы.
Экстраполяция (перенесение) черт зверя на человека и человека на зверя привела к появлению антропоморфизма и зооморфизма.
В первобытном обществе складывается мифологическое мировоззрение, что объясняется всеобщностью общинно-родовых связей и отношений, перенесенных и на весь мир, который воспринимается как универсальная родовая община. Миф (греч. mythos – сказание, предание) – звено между магическими реалиями и искусством, лаборатория поэтической фантазии, выработка приемов, образной и метафорической системы литературы. В мифе в синкретическом единстве содержатся зародыши искусства, религии, донаучных представлений о природе и обществе.
Первобытная мифология прошла несколько этапов развития. Сначала общинно-родовая значимость не отделялась от физических тел. Этот период получил название фетишизма (фр. fetiche – идол, талисман). Постепенно внутреннее значение физического тела приобретает более или менее самостоятельный статус, наступает эпоха анимизма (лат. animus – дух).
По мере развития анимизм приобретал все более самостоятельные формы. В мифологии возникают демоны и боги. Поздний анимизм породил образы героев, вступающих в бой с различными чудовищами, олицетворявшими непознанные силы природы. (Подробнее о мифологии – в следующих разделах).
Таким образом, в этих ранних проявлениях духовной жизни первобытного человека уже было заложено все необходимое для будущего художественного восприятия, для художественного творчества. Из этих элементов и родилось искусство.
Этапы развития первобытной художественной культуры соответствовали этапам развития цивилизации:
- палеолит (ок. 35–10 тыс. до н.э.),
- мезолит (10–6 тыс. до н.э.),
- неолит (6–2 тыс. до н.э.),
- эпоха бронзы (ок. 2 тыс. до н.э.)
ПАЛЕОЛИТ (ок. 35–10 тыс. до н.э.)
Эпоха палеолита (древнекаменного века) – период формирования основных видов изобразительного искусства. В Европе, Южной Азии, Северной Африке найдено во время археологических раскопок большое количество памятников скульптуры, живописи, прикладного искусства. Обнаружены росписи на стенах и потолках пещер, в глубинах подземных галерей и гротов.
Ранние рисунки примитивны: это контурные изображения звериных голов на известняковых плитах (пещера Ла-Ферраси во Франции), оттиски человеческой руки, беспорядочные волнистые линии, проделанные в глине пальцами руки (так называемые "макароны"). Позже появляется весь мир животных того времени: олени, табуны диких коней, лани, зубры, медведи, бизоны, мамонты и др. Контуры монументальных фигур животных наносились кремневым резцом по камню или краской (органической) по слою сырой глины на стенах пещер.
Высший расцвет искусства эпохи палеолита-мадленский период (ок. 20 – 10 тыс. до н.э.), животные стали изображаться в движении, совершился переход к цветной росписи, к моделировке объемных форм: пещера Фон де Гом (Франция) и Альтамирская пещера (Сев. Испания). Появляются более сложные композиции, объединяющие фигуры действием; изображение человека.
Примеры классических пещерных росписей эпохи верхнего палеолита – в пещере Ляско (Франция, 18 тыс. до н.э.), так называемой доисторической "Сикстинской капелле". Попытки дать обобщенный образ стада – на костяных пластинках из мэрии г. Тейжа (Франция), из грота Лортэ (Франция).
Появляется круглая пластика. Это статуэтки тучных обнаженных женщин -"прародительниц", "владычиц стихии" (период матриархата), воплощающие представления о единстве родового коллектива.
В своей основе искусство палеолита наивно реалистично.
МЕЗОЛИТ (10 - 6 тыс. до н.э.)
Это среднекаменный век, в который происходит подъем производительных сил. Образуются стоянки первобытных людей, группирующихся в небольшие коллективы, которые занимаются охотой, рыболовством, собирательством. Начинается приручение животных. Расширяется кругозор человека, меняются его представления о мире.
Изменяется и характер художественных образов. Появляются элементы схематизма, из живописи исчезает многокрасочность. Наскальные росписи выполняются силуэтно, черной или красной краской.
Центральная тема – охота, но впервые появляется изображение деятельности человека, многофигурные композиции на плоскости (прибрежные горные районы Восточной Испании и Северной Африки). Наскальная роспись на мысе Доброй Надежды изображает танец, переданы легкие, изящные движения каждой женщины, стремительный ритм, объединяющий фигуры.
НЕОЛИТ (6–2 тыс. до н.э.)
Этот период характеризуется переходом человечества от пассивного присвоения продуктов природы к производственной хозяйственнойдеятельности. Появляется скотоводство и земледелие, совершенствуется техника обработки каменных орудий, развивается гончарное производство, строительное дело, ткачество, обработка кожи.
Совершается переход от матриархата к патриархату, усложняются отношения между людьми. Исчезает наивное реалистическое восприятие природы, усиливается роль магии, развивается мифология, возникают более сложные формы осмысления жизни.
В искусстве неолита появляются региональные, локальные особенности. Примеры наскальной живописи: "Лыжкник" (провинция Редей, Норвегия), "Медведь" (Финихаг – Норвегия). Петроглифы – каменные рельефы (в районах Белого моря. Онежского озера, в Крыму, на Кавказе, Урале, Сибири, в Средней Азии и на Дальнем Востоке). Выдающейся художественной ценностью являются петроглифы Каменных островов на Ангаре.
Появляется антропоморфная скульптура (Южная Европа, Средиземноморье), например, так называемые "каменные бабы" Северного Причерноморья, гигантообразные Кикладские идолы и др. Распространяется мелкая пластика, художественные ремесла. Примером орнаментально-керамических изделий могут служить трипольские сосуды (4 – 3 тыс. до н.э.);
мотивы орнамента – параллельные полосы, двойные спирали, концентрические круги, нанесенные белой, черной или красной краской. Это была основа для формирования искусства эпохи бронзы.
ЭПОХА БРОНЗЫ (ок. 2 тыс. до н.э.)
Совершенствуется способ производства, возникают новые орудия труда из меди и бронзы. Происходит первое крупное общественное разделение труда, усиливается имущественное неравенство. Затем ремесло отделяется от земледелия, происходит второе крупное разделение труда. Все это сыграло важнейшую роль в развитии цивилизации. В долине Нила, в Двуречье и Китае устанавливается рабовладельческий строй, первые классовые государства. Все это обусловило развитие различных сфер духовной деятельности человека.
Преобладающее значение приобрела монументальная архитектура, связанная с развитием религиозных представлений, культом предков и природы. Это были мегалитические сооружения (греч. мега – большой, литос – камень):
– менгиры – одинокие сигаровидные каменные столбы высотой до 20 м (Бретань, Франция); иногда они тянулись параллельными рядами на несколько километров (Закавказье, Армения "Каменное войско"; аллелея менгиров в Бретани);
– дольмены – погребальные сооружения из двух или четырех отвесно поставленных обтесанных камней, покрытых горизонтальной каменной плитой (Западная Европа, Северная Африка). Мегалитические сооружения находят в Крыму и на Кавказе (5 – 2 тыс. до н.э.);
– кромлехи – более сложные мегалитические сооружения: в плане – круглая площадка диаметром в тридцать метров, замкнутая четырьмя кольцами вертикально поставленных камней. Кольцо внешнего круга – из тридцати каменных столбов, соединенных лежащими на них балками, – образует подобие гигантского хоровода. Внутреннее кольцо составлено из невысоких менгиров, в центре – каменная плита, возможно, алтарь. Второе кольцо – из симметричных блоков, попарно составленных и перекрытых плитами (Стоухендж, Южная Англия, 2 тыс. до н.э.)
В эпоху железа появляются крепости, оборонительные сооружения, сложенные из огромных каменных глыб (территория Франции, Балканского полуострова); богатые погребальные сооружения.
Так искусство первобытного общества в поздний период своего развития подошло к разработке композиции, к созданию монументальной архитектуры и скульптуры.
С возникновением классового общества углублялось содержание искусства, расширялись его познавательные и эстетические возможности, складывались и развивались различные его виды, появлялись художники-профессионалы. Этот процесс сопровождался утратой наивной непосредственности, характерной для искусства первобытного общества.