Тайлор и его теория возникновения религий
Становление древних цивилизаций.
[Проблемы возникновения художественного творчества. Первобытное искусство. Преобладающие формы. Эволюция.
Анимизм
Впервые этот термин ввёл немецкий учёный Г. Э. Шталь. В сочинении «Theoria medica» (1708) он назвал анимизмом своё учение о душе как некоем безличном жизненном начале, лежащем в основе всех жизненных процессов.
Тайлор и его теория возникновения религий
Английский этнограф и культуролог Эдуард Тайлор, введший понятие анимизма в науку, понимал его и как первоначальную стадию развития религии вообще. С другой стороны, он же пытался проследить дальнейшее развитие анимистических представлений в мировоззрении высококультурных народов.
Тайлор полагал, что анимизм есть «минимум религии», то есть, по его мнению, любые религии от примитивных до самых высокоразвитых происходят от анимистических воззрений.
ПРЕАНИМИЗМ:
ПРЕАНИМИЗМ (лат. pre — пред, anima — душа) — религиоведческий термин, появившийся в начале XX в. в работах английских антропологов (Р. Маретт и др.) в полемике со сторонниками концепции, признающей анимизм первоначальной формой религии.
Преанимисты утверждали, что древнейшие верования строятся не столько на анимистических представлениях, сколько на архаическом ощущении присутствия в мире сверхъестественной силы.
ТОТЕМИЗМ (от алгонкинского «ототем» - его род) - одна из ранних форм религии первобытного общества, основывавшаяся на совокупности верований, мифов, обрядов и обычаев, связанных с верой в сверхъестественное родство людей с различными предметами, явлениями и существами (тотемами). Наиболее популярными из них являются: трактовка Т. как первоначальной формы религии (Дюркгейм и др.) и трактовка Т. как примитивной интеллектуальной классификационной системы (Леви-Строс и др.). Среди психологических концепций Т. наибольшей известностью пользуется психоаналитическая версия Фрейда, изложенная им в книге «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913). Распространяя психоаналитические идеи и конструкты (в т.ч. и «комплекс Эдипа») на сферу общечеловеческой культуры и исторически первоначальные формы религиозных верований, Фрейд предложил понимание Т. как одной из ранних форм религии первобытного общества, на основе которой были выработаны первые этические (культурные) ограничения (табу) - запрет убийства и инцеста (кровосмешения), с которых началось строительство культуры. Фрейд считал Т. предпосылкой и источником последующих религий и в первую очередь - иудаизма и христианства.
. Миф,по Фрэзеру, оказывается умственной и вербальной формой выражения магических действий. Он был убежден, что мифы и магические ритуалы имели никак не меньшее практическое, хозяйственное значение, чем все остальные действия людей первобытной культуры; напр., собирательство, охота, рыболовство, земледелие, скотоводство.
* Искусство эпохи Палеолита (40 - 10 тыс. лет до н.э.).
Самые древние скульптурные изображения - "палеотические венеры" (примитивные женские фигурки). Они очень далеки от реального сходства с человеческим телом (увеличенные бедра, живот и груди, отсутствие ступней ног). Первобытных скульптуров не интересовали даже черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщенный образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Почти вся палеотическая скульптура выполнена из камня или кости.
В истории пещерной живописи палеолита выделяют несколько периодов:
- В глубокой древности (примерно с ХХХ тысячелетия до н.э.) первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка черной или красной краской.
- Позднее (примерно с XVIII и по XV тысячелетие до н.э.) они стали больше внимания уделять деталям: косыми параллельными штрихами изображали шерсть, научились пользоваться дополнительными цветами, чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов. Линия контура также изменилась: она стала то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть, передавая таким образом объем.
- В XII тысячелетии до н.э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объем, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы огромные живописные "полотна", покрывшие своды глубоких пещер. Самые известные из них: пещера Альтамира в Испании (открыта в 1868г.) и пещера Ласко во Франции (открыта в 1940г.).
- В дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объемность; усилилась стилизация (обобщение и схематизация предметов). В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем. Палеотическая живопись как бы возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появились беспорядочные переплетеня линий, ряды точек, неясные схематические знаки.
* Искусство эпохи Мезолита (10 - 6 тыс. лет до н. э.).
В эпоху мезолита изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые орудия труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Все эти перемены оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось на искусстве. Об этом свидетельствуют, например, наскальные рисунки в прибрежных горных районах Восточной Испании, между Барселоной и Валенсией. Прежде в центре внимания художника были животные, на которых он охотился, теперь - фигуры людей, изображенные в стремительном движении. Начинают преобладать многофигурные сцены и композиции, которые воспроизводят эпизоды из жизни охотников того времени. Кроме различных оттенков красной краски применяли черную и изредка белую, а стойким связующим веществом служили яичный белок, кровь и, возможно, мед. Центральное место в наскальной живописи занимали сцены охоты, где охотники идут по следу или преследуют добычу, на бегу посылая в нее град стрел, наносят последний смертельный удар или умирают от разъяренного раненого животного. Тогда же появились изображения драматических эпизодов военных столкновений между племенами. В некоторых случаях речь идет, видимо, даже о казни: на первом плане - фигура лежащего человека, пронзенного стрелами, на втором - тесный ряд стрелков, поднявших вверх луки. Изображения женщин встречаются редко: они, как правило, статичны и безжизненны. На смену большим живописным произведениям пришли малые. Зато поражают детальность композиций и количество персонажей: иногда это сотни изображений человека и животных. Человеческие фигуры очень условны, они скорее являются символами, которые изображают массовые сцены. Первобытный художник освободил фигуры от всего, с его точки зрения второстепенного, что мешало бы передавать и воспринимать сложные позы, действие, саму суть происходящего. Человек для него - это прежде всего воплощенное движение.
* Искусство эпохи Неолита (6 - 4 тыс. лет до н.э.).
Таяние ледников привело в движение народы. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель. Наскальная живопись в эпоху неолита становится все более схематичной и условной: изображнения лишь слегка напоминают человека или животное. Это явление характерно для разных районов земного шара. Таковы, например, найденные на территории Норвегии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, достигающие 8 метров в длину. Помимо схематизма они отличаются небрежностью исполнения. Наряду со стилизованными изображениями людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры, изображения оружия и средств передвижения. Воспроизведение живой природы отходит на второй план.]
Слово « цивилизация» происходит от латинского « цивитас»- город, община. Глубинный смысл этого понятия - создание территории, которая не зависит от природы. Главные технологии: земледелие и скотоводство. Эти технологии долгое время исключали друг друга: земледелие требовало оседлости, скотоводство - кочевой жизни. Этот конфликт удалось снять, если селиться в руслах больших рек. Тогда можно получать колоссальные урожаи. Все это приводит к возникновению государства, которое возникает благодаря лишнему продукту. Государство - это возможность примириться с кочевниками( тк. Теперь им не выгодно нападать на эти территории, а выгодно с ними торговать). Возникает 4 цивилизационных центра: Египет, Месопотамия, Индия и Китай. Возникновение цивилизаций - это сужение коридора пути человека, тк достижение успеха теперь возможно только в рамках цивилизации, кочевые народы теперь зависят от цивилизационных центров
Традицио́нная культу́ра — культура традиционного общества, иногда термин используется в значении народная культура. Традиционная культура представляет собой устойчивую, нединамичную культуру, характерной особенностью которой является то, что происходящие в ней изменения идут слишком медленно и поэтому практически не фиксируются коллективным сознанием данной культуры.
Традиционная культура представлена сказками, преданиями, образами героев и другими явлениями, в которых переплетается память о значительных событиях в жизни больших групп людей (в том числе целых этносов) и вымысел. Чаще всего образцы народной культуры отражают житейскую мудрость, которая дополняется конкретно-историческими обстоятельствами, закрепляющимися и передающимися из поколения в поколение рассказами. В большинстве случаев в них отражаются не реально имевшие место в действительности события, а социальные отношения между людьми, дополненные фантазией рассказчиков, их представлениями о добре и зле, идеальном обществе.
При этом уже в эпоху средневековья появляются произведения, являющие собой отдельное явление по отношению к народной культуре, в котором важную роль играют абстрактные понятия — честь, доблесть, верность, представленные в европейской традиции рыцарскими романами — культурафеодальной элиты (например, цикл о короле Артуре).