Укажите предложение, в котором содержится фразеологизм
1) Все дни он просиживал на палубе и смотрел на берега – искал места для этюдов.
2) То подслеповатая старуха, приняв Левитана за нищего, положит ему на ящик с красками стертый пятак.
3) Тишину нарушали только колокольный звон и мычание стада, а по ночам – колотушки сторожей.
4) То дети, подталкивая друг друга в спину, попросят, чтобы их нарисовали, потом прыснут от смеха и разбегутся в мгновение ока.
Укажите предложение, в котором содержится гипербола.
1) Звонили, наверно, раз сто!
2) …все папины товарищи по институту стали, как назло, главными врачами, рофессорами или, в крайнем случае, кандидатами медицинских наук.
3) Неужели вы думаете, – сказал я маме и бабушке, – что, если бы этот ваш… кандидат наук заболел гриппом, ему бы столько звонили?
4) Больше всего мне хотелось, чтоб мама узнала, как о папе волнуются совершенно посторонние люди, ведь ни мама, ни бабушка не ожидали, что будет столько звонков!..
Укажите где средством выразительности является метафора.
1) Вода тёплая, точно подогретая.
2) Плетёные кресла удобны, в комнате тихо, уютно.
3) Особенно мне нравилось, как барон сам себя за косу из болота тащит.
4) Всё небо усеяно плевками зениток.
ЗАДАНИЕ 13
ТЕМАТИКА ПО СПЕЦИФИКАЦИИ: «СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Задание: Найдите сложное предложение указанного в формулировке типа.
Среди предложений 1–6 найдите сложноподчинённое предложение с однороднымподчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.
– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.
– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.
НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ
В сложноподчиненном предложении может быть не одно придаточное, а два, три, четыре и более. Придаточные связаны не только с главной частью предложения, но и между собой. Эта связь может быть различной по своему характеру.
Существует 3 вида подчинения придаточных предложений к главному: последовательное, параллельное, однородное.
При ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ подчинении 1-ое придаточное подчиняется главному, 2-ое придаточное 1-ому придаточному, 3-е придаточное - 2-ому и т.д.
Запомните главные признаки СПП с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ подчинением:
1. минимум предложений должно быть 3: одно главное и два придаточных;
2. 1-ое придаточное зависит от главного, от 2-ое придаточное от 1-го придаточного и т.д.;
3. придаточные предложения при последовательном подчинении чаще всего располагаются следующим образом: [ = – ], ( = – ), ( = – ).
4. но может быть и другой порядок: одно придаточное может находиться внутри другого (при стыковке двух союзов): [– = ], (что,(когда – =), – =). [Вода обрушилась так страшно], (что, (когда солдаты бежали внизу), им вдогонку уже летели бушующие потоки).
5. главное предложение может также стоять после придаточных:
(Когда – = ), (что = ), [ – = ].(Когда человек настолько уязвлён), (что не в силах проявить великодушие), [в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке].
При ОДНОРОДНОМ подчинении оба придаточных подчиняются главному и отвечают на один и тот же вопрос (относятся к одному и тому же виду) [Она знала], (что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты), (что чувствуют они себя связанно).
[ – = ], (что – = ), (что = – ). придаточные изъяснительные
Если придаточные связаны союзом И, то запятая между ними не ставится:[Она знала], (что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты) и (что чувствуют они себя связанно).[ – = ], (что – = ) и (что = – ).
Придаточные могут быть связаны сочинительными союзами А, НО, запятая при этом ставится перед сочинительным союзом, а перед подчинительным союзом или союзным словом не ставится:[А Любка обняла Улю], (с которой она подружилась с того совещания у Туркенича) , но (с которой ещё не успела поздороваться) .
[ – = ], (с которой – = ), но (с которой = – ).
Придаточные могут стоять в середине главного:
[А Любка обняла Улю, (с которой она подружилась с того совещания у Туркенича), но (с которой ещё не успела поздороваться), и поцеловала её как сестру].
[ – = , (с которой – = ), но (с которой = – ), и = ].
Внимание! Подчинительный союз (или союзное слово) во втором из однородных придаточных может отсутствовать, но его легко восстановить по первому придаточному, например: [Ему уже не было страшно], (хотя гром трещал по прежнему) и (молния полосовала все небо).[ = ], (хотя – = ) и ( – = ).
Запомните главные признаки СПП с ОДНОРОДНЫМ подчинением
1. минимум предложений должно быть 3: одно главное и два придаточных;
2. оба придаточных зависят от главного;
3. придаточные отвечают на один и тот же вопрос;
4. придаточные относятся к одному и тому же типу;
5. придаточные присоединяются к главному одинаковыми союзами или союзными словами;
6. придаточные могут быть связаны союзом И, тогда запятая между ними не ставится;
7. придаточные могут быть связаны союзами НО, А, тогда запятая ставится не перед подчинительным союзом или союзным словом, а перед союзами НО, А;