Пейзаж в русском искусстве
Пейзажная живопись: исторические особенности развития жанра, выдающиеся зарубежные и отечественные мастера.
Анализ и интерпретация произведений искусства
Преподаватель: Яковлева Нина Сергеевна
Выполнила: Самойлова Людмила, 4курс, 5 группа
ПЕЙЗА́Ж (франц. paysage, от pays — "местность, страна"; лат. pagus — "село, деревня") — жанр или отдельное произведение изобразительного искусства, основным предметом которого, является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа.
Пейзажная живопись – это не просто изображение, но всегда художественный образ природной или городской среды, ее определенная интерпретация, что находит свое выражение в исторически сменяющихся стилях пейзажного искусства. Для каждого стиля – будь то пейзаж классицистический, барокко, романтический, реалистический, модернистский – характерна своя философия, эстетика и поэтика пейзажного образа. В центре философии пейзажа стоит вопрос об отношении человека к окружающей среде – природе и городу, и об отношении среды к человеку.
Типы пейзажа.
В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить типы пейзажа или «поджанры». Поджанры:сельский, городской, архитектурный, городской архитектурный — ведута, индустриальный, руинный пейзаж, к особой разновидности пейзажа относятся изображения водной стихии - морской(марина) и речной пейзажи.
Классификация разновидностей пейзажа:
1. по соотнесенности с видом искусства: живописный, пластический, графический, фотографический,
2. по принадлежности к стилю, направлению и течению: барочный, классицистический, сентименталистский, романтический, реалистический, символистский, импрессионистский, экспрессионистский, авангардистский, кубический, футуристический, сюрреалистический и т.д.;
3. по жанровой форме: миниатюра, станковое или монументальное произведение и т.д.;
4. по соотнесенности с аспектами мировоззрения: философский, социальный, метафизический, поэтический;
5. по композиционной схеме: динамичный, статичный;
6. по характеру: эпический, лирический, героический, объективный, субъективный, экспрессивный, нейтральный, иносказательно-философский, обобщенно-символический и др.;
7. из меры соотношения с реальностью: идиллический, реальный, документальный, условный, фантастический, конкретный, обобщенный, библейский, мифологический;
8. по основной функции: декоративный, психологический, живописный, графический, символический;
9. по отражению научных сведений: естественно-научный, флористический, фаунистический;
10. по передаваемому пространству и времени: природная панорама, планетарный, «движущийся пейзаж», локальный, утренний, дневной, вечерний;
11. по сезону и ландшафту, изображенному в пейзаже: зимний, весенний, морской, горный, равнинный;
12. по эмоциональному тону: унылый, печальный, величественный, радостный, веселый;
13. по отражению в нем светил: солнечный, лунный;
14. по мере света: светлый, темный, «облачный»;
15. по географической принадлежности: северный, южный, итальянский, русский, японский и т.д.
16. по тому, выполнен на пленере, или в студии, по степени завершенности.
Таблица. История пейзажного жанра
Европейская пейзажная живопись XV-XVIII веков
Историческое время, центры пейзажного жанра | Художники, школы | Картины | Исторические особенности развития жанра |
Раннее Возрождение, Италия, XII-XV | Джотто и А. Лоренцетти | В западноевропейском искусстве XII-XV вв. тенденция к чувственно убедительной трактовке мира приводит к тому, что пейзажный фон начинает осмысляться как принципиально важная часть произведения изобразительного искусства. Условные (золотые или орнаментальные) фоны сменяются пейзажными, нередко превращающимися в широкую панораму мира | |
Паоло Уччелло( ок.1397/1400-1475), флорентийская школа | "Битва св. Георгия с драконом", «Битва при Сан-Романо». | В начале XIV в. заметны попытки развития пространства пейзажа в глубину с помощью кулис в виде расположенных уступами скал. Появление научной теории перспективы. | |
Северное Возрождение XV-XVI | Братья Лимбурги,Поль, Эрман и Жеаннекен (предположительно между 1385 и 1416), голландская школа | «Великолепный часослов герцога Беррийского» иллюстрированный | В XV веке миниатюра достигла высокой степени совершенства. Любовная, прилежная, поэтическая пристальность взгляда на мир. |
Альбрехт Альтдорфер (1480-1538), дунайская школа живописи | Формирование жанра пейзажа. Тематические, предметные возможности пейзажного жанра становятся все более разнообразными по мере технического прогресса. | ||
Нидерландское Возрождение. Середина XVI века | Херри мет де Блес (1500/1510) Нидерланды | «Пейзаж со встречей в Эммаусе», Музей валлонского искусства, Льеж | Впервые в европейской живописи появляются чисто пейзажные композиции. Изобретение и распространение техники масляной живописи(Ян ван Эйк) |
Иоахим Патинир (1475/1480-1524), Фламандская школа | «Переправа в Преисподнюю». 1515—1524. Музей Прадо. Мадрид, Скалистый пейзаж со св. Иеронимом. Ок. 1520. Королевский музей изящных искусств. Антверпен | Природа становится главным компонентом изображения в композициях на религиозные сюжеты. Иоахим Патинир, следуя традиции братьев Ван Эйк, Герарда Давида и Босха, создавал величественное панорамное пространство. Переход от темперы к масляной живописи позволял художником более рельефно и разносторонне передавать многообразие, глубину и блеск предметного мира. | |
Питер Брейгель Старший (мужицкий) (1525/1530–1569), нидерландская школа | “Сумрачный день”, “Жатва”, Питер Брейгель-младший (1564-1638), Нидерландская школа. "Ярмарка". 1580-е гг. Копия с утраченного оригинала Питера Брейгеля Старшего. Эрмитаж | В исполненных с натуры работах (1552—1553),— грандиозных панорамах Тироля, Альп, родины (рисунки, акварель) — Брейгель проявил себя как новатор пейзажа, обнаружил целостное, органическое чувство жизни природы в единстве и бесконечном разнообразии ее проявлений. Запечатлевая с высокой точки зрения цепи скал, долины, морские просторы, горные потоки, он достиг впечатления грандиозности, показывая огромную протяженность пространства. | |
Голландия | Ян ван Гойен (1596–1656) | «Пейзаж с дубом». 1634, «Вид на реку». 1655. Маурицхёйс. Гаага | Тональный пейзаж, монохромная палитра, просвечивающий грунт придают им невероятную глубину и неповторимое очарование. Голландские мастера создали многообразные типы пейзажа (в том числе марину и городской пейзаж). |
Якоб ван Рейсдал (1628/1629–1682) | «Болото», “Домик в роще”, 1646, Эрмитаж | Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». | |
Высокое Возрождение, конец XV — первые 20 лет XVI века, Италия | Леонардо да Винчи (1452—1519), Рафаэль (1483—1520), Тинторетто, | (воздушная перспектива Леонардо да Винчи, колористические открытия Тициана) | |
Тициан (1477—1576), венецианская школа | «Бахус и Ариадна» | Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит | |
Джорджоне (1476/1477—1510), Венецианская школа | «Гроза». Ок. 1508. Галерея Академии. Венеция | Первый из всех итальянских живописцев стал отводить в религиозных, мифологических и исторических картинах важное место поэтически-придуманному, красивому, не чуждому натуральности пейзажу. | |
Классицизм. Барокко. XVII—XVIII Франция | Никола Пуссен (1594 — 1665) Французская школа | Пейзаж с Полифемом. 1649, Эрмитаж | К началу XVII в. оформляются принципы "идеального" пейзажа, подчинённого идее разумного закона, скрытого под внешним многообразием различных аспектов природы. В искусстве классицизма окончательно закрепляется система условной, кулисной трехплановой композиции. Пейзажи Пуссена проникнуты серьёзным, меланхолическим настроением. В изображении фигур он держался антиков, через что определил дальнейший путь, по какому пошла после него французская школа живописи. |
Клод Лоррен (настоящее имя Клод Желле) (1600–1682) 2 варианта "идеального" пейзажа - героический и идиллический. Французская школа | «Утро»; «Полдень», «Вечер» и «Ночь», 1650 — начало 1670-х гг. Эрмитаж | В иерархии академической живописи пейзаж до XVII в. относится к Petit genre (scènes de genre, Низкий жанр): сцены из повседневной жизни.К Grand genre (Высокий жанр)относится так называемая «Историческая живопись». Клод Лоррен практиковался в жанре, называемом «Идеальный пейзаж», где полотно в основном наполнял пейзаж, который дополнялся не очень заметными мифическими или библейскими фигурами. Он был так искусен в сочетании пейзажа и исторической живописи, что тем самым его «легализировал». Появился «Исторический пейзаж», который получил официальное признание во Французской Академии, когда в 1817 году за этот жанр был учрежден Prix de Rome. | |
Барокко, XVII—XVIII Италия | Антонио Каналетто (1697–1768), венецианская школа ведутистов Бернардо Беллотто (1720–1780) | «Приём французского посла в Венеции», 1724 г., Эрмитаж, «Праздник обручения венецианского дожа с Адриатическим морем», около 1763-64, ГМИИ, Москва. Серия "Ведуты", 1740-44 | Излюбленные в Венеции виды пейзажа – ведута (документально-точный городской пейзаж) и “каприччо” (архитектурный пейзаж-фантазия). Ведута. Документальная точность рисунка и совершенство перспективного построения сочетаются в пейзажах с нарядностью и свежестью цветовой гаммы, световоздушными эффектами, нарядной зрелищностью композиционного решения. В отличие от большинства художников того времени Каналетто на раннем этапе своего творчества писал свои виды (ведуты) сразу с натуры, не делая предварительных набросков и эскизов. Впоследствии стал писать в студии, пользуясь камерой обскурой. |
Франческо Гварди (1712–1793), венецианская школа ведутистов | “Венецианский дворик”, ГМИИ, Москва. | Отказываясь от традиционных “кулисных” форм организации пейзажной композиции, находя вдохновение в простых, обыденных мотивах, он раскрывает тонкую поэзию повседневной жизни Венеции, ее залитых светом двориков, каналов и лагун. | |
Рококо. Переход к романтическому и реалистическому пейзажу, Англия | Томас Гейнсборо (1727–1788) Английская школа | «Корнардский лес», 1748, «Супруги Эндрюс». 1748—1749, «Водопой» 1775–1777. Национальная галерея, Лондон | В ландшафтах Гейнсборо отчетливо ощущаются свободные и естественные ритмы жизни природы, которым подчинены земля и небо, фигуры людей и животных. Художника волнуют эффекты освещения, способные подчеркнуть изменчивость природы в зависимости от времени дня и погоды. В своих пейзажах он стремится передать световоздушную среду. В поздних пейзажах, как и в портретах, манера мастера становится более свободной, порой почти эскизной. Образы природы приобретают внутреннюю взволнованность, которая достигает апогея в серии картин на стекле, предназначавшихся для просмотра через волшебный фонарь. |
Томас Гертин (1775–1802) | «Двадцать видов Парижа и его окрестностей» | Один из основоположников национальной школы акварели | |
Рококо, Франция | Антуан Ватто (1684-1721), французская школа (Франсуа Буше, Жан Оноре Фрагонар) | «Праздник любви» (1717), «Паломничество на остров Киферу» (1717),Лувр, «Общество в парке», около 1720, Дрезден, «Капризница», Эрмитаж | Ватто создал своеобразный жанр, традиционно называемый «галантные празднества». Картина «Общество в парке» - ярчайший образец этого жанра стиля рококо. |
Неоклассицизм второй половины XVIII столетия, Франция | Юбер Робер (1733–1808) | «Терраса в Марли», "Античный Храм" «Архитектурный пейзаж», 1783, Эрмитаж | Каприччо. Робер писал преимущественно античные руины, виды парков, в которых трактованный в духе эстетики классицизма идеал природы органично сочетается с руссоистскими идеями "естественного человека". О живописном мире художника снят документальный фильм Александра Сокурова «Робер. Счастливая жизнь» (1996). |
Неоклассицизм, Италия | Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778) | «Виды Рима» (Vedute di Roma), «Фантастические изображения тюрем» | Городской пейзаж. Оказал сильное влияние на последующие поколения художников романтического стиля и — позже — на сюрреалистов. |
В конце XVIII - первой половине XIX в. Романтизм. Великобритания | Дж. Кром, Дж. С. Котмен, Дж. Р. Козенс, Дж. М. | Изображение сильных страстей, одухотворение природы. Стремление к синтетическим формам искусства сочетаются с мотивами мировой скорби, тягой к исследованию и воссозданию "теневой", "ночной" стороны человеческой души, со знаменитой "романтической иронией", позволявшей романтикам смело сопоставлять и уравнивать высокое и низменное, трагическое и комическое, реальное и фантастическое. | |
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер ( 1775–1851) | "Дождь, пар и скорость" , «Последний рейс корабля "Смелый". 1839. "Въезд в Венецию с моря" (1843) | Страсть к эффектности освещения и к силе красок растет; он смотрит на природу только как на предлог для разыгрывания колоритных симфоний, создает изображения необычайные, фантастические, в которых формы предметов едва обозначаются пределами блестящих, то сильных, то деликатных красочных нюансов, приведенных в чарующую гармонию. Живопись Тернера становится крайне смелою и пастозною, иногда чересчур эскизною и небрежною. | |
Романтизм. Германия | Каспар Давид Фридрих (1774–1840), немецкая школа | «Закат солнца», «Утро в горах», «Руины монастыря Ойбин»,Эрмитаж | Романтики сближали жизнь человеческой души с жизнью природы, видя в возврате к естественной природной среде средство для исправления моральных и социальных несовершенств человека. Они проявляли особую чуткость к индивидуальной неповторимости отдельных состояний природы и своеобразию национальных ландшафтов. |
Реализм. Франция | Жан Батист Камиль Коро (1796–1875) Барбизонская школа | «Пейзаж с озером»,Эрмитаж, «Орфей, ведущий Эвредику через подземный мир». 1861, Музей изящных искусств, Хьюстон, Техас | Творчество Коро явилось необходимым этапом развития французской живописи на пути от барбизонцев к импрессионистам. Пейзажисты этого периода добивались естественности и простоты композиции (в частности, отказываясь в большинстве случаев от панорамных видов), детально разрабатывали светотеневые и валёрные отношения, позволяющие передать материальную ощутимость природной среды. |
Гюстав Курбе (1819–1877) представитель и теоретик реализма | «Пейзаж с мертвой лошадью», вторая половина 1850-х. Эрмитаж, «Встреча, или Здравствуйте, господин Курбе»,1854 Музей Fabre, Монпелье | Курбе неоднократно на протяжении всей жизни отзывался о себе как о реалисте: «Живопись заключается в представлении вещей, которые художник может увидеть и коснуться… Я твёрдо придерживаюсь взглядов, что живопись — предельно конкретное искусство и может заключаться лишь в изображении реальных, данных нам вещей… Это совершенно физический язык» | |
Жан Франсуа Милле (1814–1875) один из основателей барбизонской школы. | «Анжелюс» Жан Милле. (1857-59). 55х66 см. Музей Д,орсе, «Сборщицы колосьев» | Алекс Тарн в рассказе "Анжелюс" показывает, как одна картина может изменить мир человека, его отношение к себе, к жизни, к другим людям. "И весь мир освещается этим светом, и все вокруг вдруг обретает какой-то пронзительный смысл, дальний, как этот колокольный звон, очень важный, но невыразимый словами. И они видят, что жизнь – это не только нескончаемое картофельное поле, не только осенняя грязь на деревянных башмаках, не только мозоли на руках и на сердце… это еще и свет, и чудная свежесть вечера, и смысл, и радость, и любовь, и счастье…" | |
Импрессионизм. Франция | Клод Моне (1840–1926) | «Впечатление» (Восход солнца),1872, Музей 'Marmottan', Париж, «Завтрак на траве»,1866, ГМИИ, | Один из родоначальников импрессионизма. «Цвет, — говорил Мане, — это дело вкуса и ощущения, но надо иметь за душой ещё кое-что, то, что вы хотите выразить, — без этого всё теряет смысл!» Из воспоминаний Жаннио (перевод с французского Т. М. Пахомовой). |
Камиль Жакоб Писсарро (1830–1903) Парижская школа | «Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно», 1897, Эрмитаж. «Море-сюр-Луэн».1881. | Особое внимание уделял изображению освещенных предметов в воздушной среде. Серия видов Парижа, наполненна великолепными художественными эмоциями. Эта серия стала одним из высших достижений импрессионизма в передаче света и атмосферных эффектов. | |
Альфред Сислей (1839–1899) | «Городок Вильнев-ла-Гаренн», 1872, Эрмитаж, | ||
Франция | Жорж Сёра (1859–1891), пуантилизм | «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», 1884 | |
Постимпрессионизм, Франция | Поль Сезанн (1839–1906) | «Гора св. Виктории». Ок. 1900, «Большая сосна близ Экса». 1890-е, Эрмитаж | Отдельные перспективы в пейзажах Сезанна словно наплывают друг на друга. Сезанн стал в итоге родоначальником живописи форм в европейском искусстве, одним из направлений которой вскоре после Сезанна был кубизм. |
Винсент Ван Гог (1853–1890) «японизм» | «Дорога в Овере после дождя», 1890 ГМИИ им.Пушкина, Москва, "Куст" (1890), "Хижины", Эрмитаж. | Динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле» (1888), но и неодушевлённые предметы. | |
Англия Братство прерафаэлитов | Уи́льям Хо́лман Хант (1827 —1910) | «Козел отпущения», 1859. «Наши английские берега» (1852). | Эстетическое восприятие природной среды. После 1870 года становится популярной живопись на пленэре, появляются портативный мольберт, готовые краски в тюбиках. |
Неореализм, США | Рокуэлл Кент (1882–1971) | «Огненная Земля» 1822-1925, «Гора, отражающаяся в воде. Южная Гренландия», 1929. Эрмитаж | Пейзаж реалистического и национально-романтического характера, в котором образы первозданно прекрасной природы часто превращаются в прямую антитезу капиталистической цивилизации. |
Кубизм | Пабло Пикассо, Жорж Брак, Робер Делоне | :) выполняли свои пейзажи с помощью расчлененных геометрических форм | |
Абстракционизм | Василий Кандинский, Хелен Франкенталер | «Импровизация № 7» 1910 г., «Смутное» 1917 г. | Декоративные композиции, в которых главное — впечатление непосредственной импровизации в передаче образов природы. |
Пейзаж в русском искусстве
Историческое время | Художники | Исторические особенности развития жанра |
XV-XVII | Впервые пейзажные мотивы, переданные схематично, появились в древнерусской иконописи. | |
XVIII век. Эпоха реформ Петра I. Искусство второй половины XVIII в. (1760 - 1790-е гг.) - эпохи Екатерины II и Павла I | Первые пейзажи, появившиеся в России в XVIII веке, являли собой топографические виды великолепных дворцов и парков. Во времена Елизаветы Петровны был издан атлас гравюр с видами Петербурга и его окрестностей, выполненный по рисункам М. И. Махаева | |
1760 - первая половина 1780-х - ранний классицизм. Вторая половина 178О-х - до 18ОО г. - зрелый или строгий классицизм. Сентиментализм. Предромантизм. Классицизм XVIII- XIX | Семен Федорович Щедрин (1745–1804) | Во второй половине ХVIII века в русском искусстве формируется стиль классицизм |
Федор Михайлович Матвеев (1758–1826) | Позднее появление пейзажной живописи. Роль Академии художеств в становлении пейзажа как жанра. Основные направления: городской пейзаж, виды парков, батальные сцены. | |
Федор Яковлевич Алексеев (1753/1755–1824) | Для русского изобразительного искусства того времени в целом были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. | |
Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791–1830) | Все его пейзажи точно передают характер природы. | |
К середине XIX века | Михаил Иванович Лебедев (1811–1837) | В русской пейзажной живописи сформировались определенные принципы эстетического восприятия природы и приемы ее отображения. |
Романтизм | Алексей Петрович Боголюбов (1824-1896), Лев Феликсович Лагорио (1826 – 1905) Иван Константинович Айвазовский (1835 – 1899) «Девятый вал» (1850 г.) | Морские пейзажи - марины . Картина Айвазовского «Девятый вал» включена в книгу «100 великих картин» |
Реализм, импрессионизм. Во второй половине XIX века Передвижники (Товарищество передвижных художественных выставок) | Алексей Кондратьевич Саврасов (1830–1897) «Грачи прилетели» 1871 г. | Основоположник национального лирического пейзажа |
Иван Иванович Шишкин (1832–1898) «Сосновый бор» 1873 г., «Рожь» 1878 г Федор Александрович Васильев (1850–1873) Архип Иванович Куинджи (1841–1910) «Березовая роща» 1879 г., «Лунная ночь на Днепре» 1880 г. Иван Николаевич Крамской (1837–1887) Исаак Ильич Левитан (1860–1900) «Вечерний звон» 1892 г., «Весна. Большая вода» 1897 г. Валентин Серов, (1865 - 1911) Илья Семенович Остроухов (1858–1929) Николай Никанорович Дубовской (1859–1918) Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927) «Московский дворик» 1878 г. Илья Ефимович Репин (1844–1930) «Бурлаки на Волге» (1873 г.) Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856–1933) Константин Алексеевич Коровин (1861–1939) «Зимой» 1894 г. «Париж. Бульвар капуцинок» 1906 г. | Небывалого расцвета достиг пейзаж. Пейзажная живопись превратилась в одну из передовых областей развития художественного творчества, жанр был поднят на новую высоту. Совершенствовались выразительные средства, развивалась техника. Пейзаж II половины XIX – начала ХХ вв. – это уже не просто изображение «видов ландшафтов», а живопись, через образы природы передающая тончайшие движения человеческой души. Для картин передвижников были характерны обострённый психологизм, социальная и классовая направленность, высокое мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом, трагический в целом взгляд на действительность. Ведущими стилями в искусстве передвижников были импрессионизм и реализм. "Передвижники" совершили подлинные открытия в пейзажной живописи. | |
Символизм. Национально-романтические тенденции. «Мир искусства» | Александр Бенуа «Прогулка короля» 1906 г. , К. А. Сомов «Прогулка маркизы» 1909 г., «Зима. Каток» 1915 г., А. П. Рябушкин «Московская улица XVII века в праздничный день» 1895 г., «Свадебный проезд в Москве. XVII столетие» 1901 г., М.В. Добужинский , Е. Е. Лансере, Б. М. Кустодиев, А. П. Остроумова-Лебедева, И.Я.Билибин, М.В.Якунчикова и другие. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870–1905) | Эстетика большинства представителей «Мира искусства» являет собой русский вариант модерна. Мирискуссники отстаивали свободу индивидуального творчества. Главным источником вдохновения признавалась красота. Современный мир по их мнению лишен красоты и поэтому недостоин внимания. В поисках прекрасного художники «Мира искусства» в своих работах часто обращаются к памятникам прошлого. Для художников начала ХХ века социальные проблемы в истории теряют первостепенное значение, ведущее место в их творчестве занимает изображение красоты старинного быта, реконструкция исторических пейзажей, создание поэтизированного романтического образа «ушедших веков». Национально-романтические тенденции. Другим важным полюсом движения был программный «европеизм». Разделение касалось и обострившегося интереса к национальному наследию: приверженцев «русского стиля» влекла допетровская Русь, «западников» – 18 столетие, рокайльно-классицистический «век Просвещения». Объединяющим началом служил пассеизм, романтический культ прошлого, которое противопоставлялось «вульгарной» современности в форме красочной стилизации или пародийного гротеска. |
XX век | Аркадий Александрович Рылов (1870–1939) Петр Саввич Уткин (1877–1934) Константин Федорович Богаевский (1872–1943) Николай Константинович Рерих (1874–1947) Игорь Эммануилович Грабарь (1871–1960) Константин Фёдорович Юон (1875-1958) Николай Петрович Крымов (1884–1958) Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878–1968) Мартирос Сергеевич Сарьян (1880–1972) | Импрессионизм Символизм. Стремиление к уподоблению живописной структуры музыкальному образу, погружение в фантазию, миф. Отвлечение от будничности с помощью одухотворения действительности. Символика живописи — это символика намеков, которые порождают лирические настроения; символика поэзии, которая утонченно разрабатывает движения человеческой души, которая стремится к гармоничным художественным образам . |
Импрессионизм Символизм. | ||
В 1910-е гг. зарождается русский авангард. | В. Малевич, В. Кандинский, М. Ларионов, М. Матюшин, П. Кузнецов, Г. Якулов, А. Экстер, Б. Эндер, Н.Альтман, и другие. | «Голубая роза», «Бубновый валет», «Союз молодежи». Начало ХХ в. – время развития и становления русского модернизма, представленного огромным количеством самых разнообразных течений и направлений: фовизм, футуризм, кубизм, супрематизм и т. п. |
С конца 20-х годов в России утверждается принцип социалистического реализма. | С.В.Герасимов, А.А. Пластов, А.Н. Остроумова-Лебедева, И. Глазунов, К. Васильев, А. Шилов, А. Исачев |