Определите способы образования жаргонной и арготической
НЕОЛОГИЗМЫ
План
I.Теоретическая часть. Вопросы для обсуждения.
II.Практическая часть. Упражнения.
I.Теоретическая часть. Вопросы для обсуждения.
1. Какие типы неологизмов выделяются в языке?
2. В чем отличие лексических неологизмов от семантических?
3.В чем специфика индивидуально-авторских неологизмов (окказионализмов) ?
4.Какова стилистическая функция окказиональной лексики в художественном тексте?
5.Что позволяет нам считать слово неологизмом? Доказать на конкретных примерах.
6.Можно ли отнести приведенные ниже тексты к примерам детских неологизмов или это иное языковое явление?
Авсень-пвусень,
Шинь, пень,
Ширварень.
Авсень-паусень
Дзин!
Эна- бене- рэс,
Квинтэр – квантэр – жэс.
Эна – бэна – раба,
Квинтэр – квантер – жаба!
7.Попробуйте сформулировать четкое определение термина «неологизм»?
8. Каковы взаимоотношения окказионализма и контекста?
9. Докажите, что в следующей строфе М.Цветаевой есть семантические окказионализмы:
Скороговоркой - ручья водой
Бьющей: - Любимый! больной! родной!
Речитативом - тоски протяжней:
Хилый-чуть-живый! сквозной! бумажный!
II.Практическая часть. Упражнения.
Найдите авторские неологизмы. Определите способ их образования.
1)Я смотрел из окошка на синий платок, кудри черные змейно трепал ветерок (Есенин).
2) Утреет. С богом! По домам! Позвякивают колокольцы (Блок).
3) На картинах Игоря деревья сладко-розовые, а закаты ядовито-зеленые, лица людей безглазые, а цветы реснично-глазастые (Тендряков).
4) Всегда против новой дороги – замшелая твердолобость...
От Родины так далеки, как пришельцы, собственные замшельцы (Евтушенко).
5)Вы бы видели, как стараются ребята, как упорно тренируются, как режимят (Из газет).
Определите внутреннюю форму индивидуально-авторских неологизмов. Укажите стилистические функции этих слов в контексте (придание речи особой образности, звуковой выразительности, иронического звучания; создание каламбура и т.д.) и определите тип неологизмов.
1) Родился ли ты так медведем, или омедведила тебя захолустная жизнь (Н.Гоголь).
2) Это время – трудновато для пера, но скажите, вы, калеки и калекши, где, когда, какой великий выбирал путь, чтобы протоптанней и легше? (В.Маяковский).
3) Многоочитые трамваи / Плывут между подводных лип, / Как электрические стаи / Светящихся ленивых рыб (В.Ходасевич)
4) Кабатчица, с двумя зелеными шерстяными футболами вместо грудей и со множеством розовых веснушек на лице, зевая, глядела туда, где лакей, полураскрытый ширмой, пожирал рыхлую гору вареного картофеля (В.Набоков).
5) – А он попросту соврал! – звучно, на весь театр сообщил клетчатый помощник и, обратясь к Бенгальскому, прибавил: - Поздравляю вас, гражданин, соврамши! (М.Булгаков)
6) Так бермудерно на сердце и бермудерно на душе (В.Высоцкий).
3. Выпишите из современных произведений литературы или СМИ 2-3 примера неологизмов. Укажите их тип: по источнику возникновения (общеязыковые и окказиональные); по языковой оформленности (лексические, семантические, словообразовательные).
4. НЕ можете подобрать емкое слово для рекламного текста? Придумайте новое! Выберите любой продукт или предмет (чипсы, шоколад, минералка, духи, пылесос и проч.) и составьте интересный слоган, который бы содержал авторские неологизмы. Укажите тип неологизма, объясните смысл и принцип его составления.
НЕКОДИФИЦИРОВАННАЯ ЛЕКСИКА
План
I.Теоретическое задание. Вопросы для обсуждения.
II.Практическое задание. Упражнения.
I. Теоретическое задание. Вопросы для обсуждения.
1. На какие группы делится лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления?
2. Какая лексика относится к словам, ограниченным в употреблении?
3. Дайте определение диалектной, жаргонной и арготической, специальной лексике.
4. Каково происхождение терминов жаргон, арго, сленг? В чём заключается различие между этими подгруппами лексики?
5. В чём особенности функционирования жаргонной лексики в наши дни? Каким образом происходит её пополнение?
6. Чем различаются профессионализмы и термины? Приведите примеры детерминологизации терминов.
7. Какую роль играют диалектные материалы в лингвистических исследованиях?
8. Какое влияние оказывают говоры на литературный язык?
II. Практическое задание. Упражнения.
Определите способы образования жаргонной и арготической
лексики: