Антропогенез – процесс порождения человека
Известно, что ближайшими биологическими предшественниками человека были животные, и, в частности, человекообразные обезьяны, приматы. И действительно, у человека и животных очень много общего – тело, конечности, органы чувств (зрения, слуха, вкуса) и т.д. В то же время, человек разительным образом отличается от животных: конечности его тела – это не лапы, а ноги и руки; его органы чувств – глаза, уши – подобны, но более развиты, чем у его ближайших предшественников. Например, орёл видит дальше, чем человек, он различает мельчайшие детали, но человек различает большее количество цветов, чем «царь птиц».
Когда и откуда появились эти различия? Что представляют эти различия?
Долгие века во взгляде на проблему происхождения человека господствовала теологическая, богословская точка зрения, берущая своё начало в Библии, согласно которой человека создал бог. В 1654 году архиепископ Джеймс Ушер Ирландский (1581–1656) подсчитал, что бог сотворил человека из глины точно в 9 часов утра 23 октября 4004 года до рождества Христова и, таким образом, к 1999 году человек насчитывал 6003 года своего существования. Правда, русское православие считает, что архиепископ Ушер ошибся, и точкой отчёта надо считать 5508 г. до рождества Христова, а человеку в настоящее время исполнилось 7507 лет. С той поры, когда были проделаны эти расчёты, прошло не так уж много исторического времени. Но взгляды на время появления человека разительным образом изменились.
Расчёты, сделанные генетиками по ДНК, показали, что наши животные предки отделились совместно с шимпанзе от линии развития горилл примерно 7,7–11 млн. лет назад. От линии шимпанзе отделение произошло около 5,5–7,7 млн. лет назад, и где-то около 3–2,6 млн. лет назад начинается процесс становления человека как существа, отличного от его животных предков.
Примерно такую же цифру дают и данные археологии. (Архэ – от древнегреческого слова, означающего первоначало, первооснову). Открывателем первобытной культуры считается Жак Буше де Перт – французский археолог-любитель. С 1825 г. осуществлял ряд раскопок в устье реки Соммы в Абвиле (Прованс). О найденных им каменных орудиях первобытного человека он рассказал в 1846 г. в книге, где отстаивал правомерность новой области истории – археологии первобытного общества. С той поры прошло несколько десятков лет, и другой историк-археолог – Луис Сеймур Базетт Лики (род. в 1903 г.) открывает в Африке места древних стоянок, в окрестностях ущелья Олдувай. Сам Лики родился в Южной Африке. Это был первый белый новорождённый в окрестностях Найроби, которого видели члены местного племени Кикуйо. Это их так поразило, что на него сходились посмотреть все местные вожди. При этом выражая своё почтение, они плевали на младенца, таким образом, передавали ему «жизнь» и удачу. Наверное, плевки сделали своё дело, и в 1972 г. Л. Лики удаётся открыть в Африке самые древние орудия из камня, созданные трудом человека. Они насчитывали 2,0–2,5 млн. лет. Потом его последователи делают находки, возраст которых определяется в 2,8–3 млн. лет, что близко к данным генетики.
Если говорить о месте человека в живой природе, то он относится к млекопитающим, к отряду приматов (от латинского слова первый). К этому отряду относят полуобезьян, обезьян и человека. В этом отряде приматов выделяется семейство гоминид (от лат. homo – человек) – «человечьих». Это семейство (или, по другим классификациям, надсемейство) объединяет современного человека с его ближайшими предками. В составе этого семейства выделяется род собственно человека, род Homo. Сюда относят все ископаемые формы и современного человека. Но есть исследователи, которые выделяют в роде Homo два вида: человека современного вида – человека разумного, Homo sapiens – и объединяемые в один вид ископаемые находки ископаемого, или примитивного, человека – Homo primigenius, или Homo erectus (человек прямоходящий).
Антропологи выдвинули гипотезу о двух скачках в процессе антропогенеза.
Первый произошёл при формировании семейства гоминид, он характеризуется появлением мышления и языка и подводит к образованию самого человека.
Второй скачок связан с появлением самого человека, он характеризует процесс образования «готовых» людей из людей формирующихся, что сопровождается изменениями в морфологии (строении) человека и его культуре.
Таким образом, современный человек образует собой вид sapiens рода Homo, относящегося к семейству гоминид отряда приматов. Все существующие расовые отличия могут быть отнесены к одному виду.
К образованию человека подвели процессы, в которых мы можем выделить два этапа:
1. Эволюция животных предков человека – гоминид, обезьян, протоантропов. Это животная стадия, предшествующая человеческой. Здесь ещё нет человека, общества, культуры. Здесь действуют законы природы, биологической жизни, определяющей поведение отдельной особи и стада. Здесь возможны сложная рассудочная деятельность и разум, развившиеся на базе ориентировочно-исследовательского поведения и практического мышления обезьян [5.1.]. В процессе «мышления в действии» обезьяны постигают механические связи между деталями предмета, обстановки, те связи, которые можно потрогать руками и непосредственно обозреть. Их деятельность, подчас с манипулированием предметами, предметная: не является «трудом». «Труд начинается с изготовления орудий» [5.2.].
2. Второй этап связан с появлением антропов, людей. Отсюда и берёт своё начало процесс антропогенеза. В нём мы выделяем три этапа.
Первый этап. На этом этапе появляются архантропы, древнейшие люди. К ним относят питекантропов и синантропов. Спорным считается вопрос об отнесении к архантропам homo habilis’ов, создателей олдувайских галек. Время существования архантропов исчисляется в пределах 1500–100 тысяч лет назад. Они создают уже более современные, чем олдувайские гальки хабилисов, орудия труда – рубла, получившие в археологии название шельской и сешельской культур.
Второй этап. За архантропами следуют палеоантропы – «древние люди» или «первобытные люди», ещё их называют неандертальцами. Если у архантропов объём мозга в среднем определяется в 950 куб. см, то у неандертальцев он достигает 1350 куб. см. Их телесная организация приблизилась к морфологии современного человека. Палеоантропы жили в период, отстоящий от нас на 250–40 тысяч лет.
Третий этап. Появляются неоантропы – современный человек, или его ещё называют Homo sapiens sapiens – «человек, разумеющий разум». К ним относятся кроманьонцы, которые жили 80-10 тысяч лет назад. Объём мозга у них достигал 1500 куб. см. У них оформляется членораздельная речь (примерно 50–40 тысяч лет назад). Но живут они ещё в рамках культуры камня, занимаясь присваивающим хозяйством.
Если мы посмотрим на этот длительный процесс, охватывающий почти 3 млн. лет, то обнаружим в начале его – животного, в конце – человека, нашего современника. Какие же изменения претерпевает человек, что отличает его от его животных предшественников?
1. Прямохождение. Известно, что животные предки человека передвигались на всех четырёх лапах. Лишь изредка у них освобождались передние конечности. У человека это естественный способ передвижения. Освобождение передних конечностей освободило их для предметной деятельности, привело к специализации конечностей.
2. Появление ног и рук вместо лап, передних и задних конечностей.
3. Изменения в кистях рук, появление ладони с противопоставленным большим пальцем.
4. Высокоразвитый мозг (цефализация). Примерно 2–3 млн. лет назад у первых человекообразных происходят резкие изменения в развитии мозга. Причём эти изменения происходят быстрее, чем этого требовало изменение среды, т.е. происходит опережающее развитие мозга.
Более того, это избыточное развитие, связанное с тем, что потенциальные возможности нашего мозга значительно превышают физиологические (природные) потребности человека. Таким образом, в этот период происходит как бы «резервирование» нашего интеллекта. Ни один из отрядов животных ни в один из периодов своего существования не испытывал такой быстрой эволюции, как гоминиды в этот период. За короткий промежуток времени мозг гоминид увеличился в 3 раза! Около 100 тысяч лет назад стремительный рост мозга прекратился, а 15 тысяч лет назад мозг даже несколько уменьшился.
Как наука пытается объяснить факторы «опережения» и «избыточности» нашего мозга?Конрад Фиолковский, польский кибернетик, считает, что обезьянолюди занимались охотой, были подвижны и, чтобы предотвратить «перегрев» мозга, природа и заложила в него избыточность [5.3.]. Но почему тогда «запаса прочности» не наблюдается у быстробегающих животных саванны, хищников и их жертв? По всей вероятности, радикальное влияние на развитие процесса цефализации оказал совершенно новый фактор – появление новой реальности – общественной, социальной жизни, которую требовалось «отразить» в сознательной деятельности. В дальнейшем фактор социальности становится постоянным фоном и перестаёт играть свою революционизирующую роль.
5. Постоянное использование орудий труда.
6. «Открытие» огня, что произошло примерно 700 тысяч лет назад [5.4.], и использование варёной пищи. Сперва люди пользовались «диким» природным огнем – были найдены следы кострищ многометровой глубины, абсолютный их возраст насчитывает примерно 400 тысяч лет [5.5], а позднее научились добывать его искусственно – «приручили» огонь, окультурили его. Применение варёной пищи, предварительно обработанной на огне, позволило человеку получать многообразные вещества, легко усваиваемые, что привело к изменениям в пищеварительной системе и телесной организации человека.
Мы можем отметить множество признаков, процессов, которые образуют антропогенез, но важнейшими среди них являются социальные факторы: причины, обусловленные жизнью в обществе. Именно появление новой, социальной, реальности вызвало разительные изменения в биологической, животной жизни человека:
– обуздало его «зоологические» инстинкты;
– привело к необходимости речевого, вербального общения между собой;
– изменило телесную организацию человека, приспособив её для жизни в обществе и др.;
– создало ряд новых, социальных, норм:
– совместное потребление пищи,
– сохранение жизни престарелым членам общества, забота о больных и увечных,
– уравнительное, равнодостаточное распределение,
– обряды инициаций, захоронений,
институты гостеприимства, избеганий, табу и проч.