Противоречия культуры современной цивилизации
Новая научно-техническая революция, охватившая западную цивилизацию в 60-е гг. ХХ века, привела к ряду подвижек:
1. Грамотность, образованность стали всеобщим достоянием, производственной необходимостью. Умение читать и писать стало повседневностью, необходимым условием, предпосылкой, а не действующим фактором. Поэтому грамотность стала малозначительным фактором, она потеряла свою ценность так же, как умение водить машину.
2. Большинство грамотных людей не получили свободного времени и материальных ресурсов для освоения всего богатства духовной культуры. Утратив интерес к народной культуре (деревенской, аграрной), они не освоили полностью и городскую культуру.
Именно для удовлетворения культурных запросов «маргиналов» – вчерашних фермеров, но сегодняшних горожан – и предназначалась эрзац-культура, дешёвая подделка под «высокую культуру» – китч.
Таким образом, китч создаётся сознательно, специально для тех, кто жаждет освоить высокую культуру наиболее лёгким и простым способом в форме подделок, дешёвых имитаций, например, гипсовой маски, раскрашенной под дерево – имитации африканской маски. Китч паразитирует на высокой культуре, разлагает её, дробит на части и ставит их на поток.
Следовательно, для китча характерно:
– индустриальное, массовое производство;
– использование высокой культуры;
– фрагментарность, частичность такого использования;
– коммерческий успех, как мерило «культуры»;
– усреднённость культуры, рассчитанная на обывателя.
Социолог А. Моль выделяет несколько типов отношения к вещному миру, характерных для человека современной цивилизации:
– аскетизм: вещи – это опасные, чуждые предметы. Человек должен их избегать, игнорировать, пренебрегать ими; быть аскетом, отшельником, монахом, кочевником, хиппи.
–гедонизм: вещи созданы для наслаждения человека. Человек должен испытывать наслаждение от обладания вещью, поглаживания её, любования вещью. Любовь к предмету способна заменить человеку любовь к миру. Здесь создаётся культ чувственного наслаждения вещью – вещизм.
–агрессивность: вещи – враги, которые угрожают нам, и единственный выход – это уничтожить вещи. Стать, например, «разрушителем машин», «луддитом».
–собственничество: вещи достойны прямо противоположного отношения – сохранения, приумножения, производства, накопления ради них самих. Это амплуа скряги, Скупого Рыцаря, Плюшкина.
–сюрреализм: вещи ценны не из стремления к капиталовложениям, а в силу своей необычности: например, зонт или швейная машина на столе хирурга. Это особое, эстетическое, отношение.
–функционализм: (кибернетическое) отношение, которое стремится к рациональному утверждению сущности вещей. В рамках этого типа человек приобретает вещи ради их употребления.
Для китча как особого типа отношения характерно соединение, синтез всех отмеченных выше шести отношений. Это комбинация всех этих функций, перенесённая на вещь и на наше впечатление от вещи. Следовательно, китч – отчуждённая культура, поскольку в центр она ставит вещь, а не человека.
Китч – в каждом из нас, в каждой культуре всех времён и народов. Поэтому Моль считает, что китч – это культура умения жить в этом мире. Признав фактом существование китч-культуры, социолог тем самым признал действительность всех тех противоречий, которые разрывают её, делают несовместимыми противоположности, сосуществующие в рамках внешне, иллюзорно, единой культуры. Как можно примирить аскетизм и гедонизм? Лишь на время, частично. В дальнейшем та или иная сторона будет сломана, взорвана, смята. Китч-культура – компромисс, неустойчивый и преходящий, консенсус, чреватый будущими разногласиями.
Литература по теме 8
1. Теория современного цивилизационного процесса. СПб. 1997.
2. Художественная культура в капиталистическом обществе. Л. 1984.
3. Вебер М. Протестантская этика.
4. Фёдорова В. Г. Модернизация «другой» Европы. М. 1997.
Модуль 3.