Б) различие от современности (рабство, политеизм, отсутствие человека как лица)
Говоря об особенностях древних цивилизаций, необходимо подчеркнуть их переходный характер между первобытностью и цивилизациями «современного типа». Поэтому черты древних цивилизаций целесообразно разделить на две группы: - черты, отличающие древние цивилизации от первобытности; - черты, отличающие древние цивилизации от современности. Наиболее важными отличиями древних цивилизаций от первобытной эпохи являются следующие особенности: 1) Появление городов.Первые поселения городского типа появляются на родине неолитической революции на Ближнем Востоке в VIII - VII тыс. до н.э. Это Иерихон, Чейтюню-Тепеси, Чатал-Хююк, Хаджилар. Города древнего мира соответствовали своему городскому статусу, они имели: - большие размеры, разнообразные архитектурные сооружения и регулярную планировку (например, Вавилон имел 24 проспекта); - выполняли целый ряд общественных функций: оборонительную, культовую, политическую, экономическую, культурную. 2)Становление государств.Первые государства появились около 3000 г. до н.э. в Шумере и Древнем Египте. Первоначально это были небольшие политические объединения, близкие городам-государствам. Но вскоре на их основе сложились огромные империи: Ассирия и Персия на Ближнем Востоке, Маурья в Индии и Цинь в Китае. Особенности государственно-политического строя во многом определялись природными условиями, от которых сильно зависели древние цивилизации. Море, ремесло и торговля стали основными источниками средств существования для финикийских и греческих общин. 3)Зарождение и развитие письменности.Нормальное развитие первых государств и прогресс культуры были бы невозможны без появления письменности. Благодаря письменности человеческие знания смогли «объективироваться», стать более долговечными и доступными. В истории письменности можно выделить четыре основных этапа:- пиктографическое, или рисуночное, письмо - древнейший вид письма, при котором предметы, события и действия изображались с помощью условных рисунков, использовалось на рубеже IV - III тыс. до н.э.;- иероглифическое письмо - фигурные знаки, обозначающие целые понятия и слова, использовалось в III - II тыс. до н.э. - слоговое письмо - переходная форма письменности от иероглифов к фонетическому письму, получившая распространение в первой половине I тыс. до н.э., в нем восходящие к иероглифам упрощенные знаки передавали отдельные слоги. - фонетическое письмо - наиболее распространенная в современном мире форма письменности, где каждый знак передает отдельный звук; первый основанный на фонетическом принципе алфавит был создан финикийцами в VIII в. до н.э. и состоял из 22 букв, передававших только согласные звуки; впоследствии греки добавили к ним 5 гласных знаков для передачи гласных звуков, положив начало большинству современных алфавитов.Наиболее существенными отличиями древних цивилизаций от современности являлись следующие особенности. 1)Рабство. Впечатляющие успехи древних цивилизаций, достигнутые при крайне низком уровне развития техники (за исключением осадных машин и катапульт), были бы невозможны без широкого использования рабского труда. Рабство -древнейший вид эксплуатации и угнетения, при котором рабовладелец имеет права s собственности не только на средства производства, но и на непосредственного производителя - раба. Раб - это не человек. «Живые убитые», «говорящие орудия», «части тела своего господина», «человеконогое» - таковы лишь некоторые древние названия рабов. Рабы - это расходный материал древности. Древние законы не признавали за рабами каких-либо юридических прав. Вместо имен они получали клички по названию местности или личным особенностям. Потомство рабов было собственностью хозяина: он мог выкинуть его, если считал необходимым На основе безжалостной эксплуатации рабов стали возможными впечатляющие архитектурные ансамбли Афин и Рима, колоссальные египетские пирамиды и вавилонские башни-зиккураты, каменоломни и горнорудные промыслы. Во всех древних государствах приток рабов оборачивался экономическим подъемом и культурным расцветом. 2)Политеизм.Духовная -культура древних цивилизаций была неразрывно связана с языческими религиями с их многочисленными и фантастическими пантеонами. Языческие культы древнего мира, несмотря на все свое разнообразие, имели несколько общих черт:- Неограниченное количество богов. - Отсутствие деления на абсолютно злых и абсолютно добрых богов. - Обязательность жертвоприношений с целью снискать расположение божества. 3) Отсутствие человека как личности.Древние цивилизации гак и не выработали завершенного представления о человеке как личности, если понимать под личностью ярко выраженную индивидуальность, неповторимость человека, наличие у него неотъемлемых прав и свобод. Жизнь человека полностью подчинялась воле богов, правителей или гражданской городской общины – полиса. Даже в демократических древнегреческих полисах или финикийских торговых городах жизнь человека должна была подчиняться воле коллектива. Человек эпохи древних цивилизаций не осознавал себя как неповторимую индивидуальность, не имел понятия о свободе выбора. Достигшие успеха переставали восприниматься как люди и обожествлялись (Гильгамеш, Геракл, Александр Македонский, Юлий Цезарь). А большая часть взрослого населения - женщины и рабы вообще не считались людьми.
21. Конкретные формы культурной динамики: культурная эволюция, культурная революция, культурная инверсия.
Изменения охватывают большой географич. ареал, длительное время и не всегда позволяют адекватно зафиксировать и охарактеризовать культурные изменения в отдельных странах за более короткие исторические промежутки. Конкретные формы культурной динамики: 1)культурная эволюция- особый тип последовательных изменений от простого к сложному, который охватывает длительное время и характеризуется сохранением многих ранее достигнутых особенностей(культуры скандинавских стран) 2)культурная революция – качественный скачок в развитии социокультурной системы, когда за относительно короткий промежуток времени происходит радикальное изменение(реформы Петра 1 в России в 16-17 вв) 3)культурный взрыв – резкое повышение удельного веса перемен, принципиальное изменение вектора культурного развития; выбор качественно иной альтернативы развития социокультурной системы(переход от присваивающего хозяйства к производящему). Культурный взрыв связан с самобытной и яркой творческой деятельностью по созданию принципиально новых, ранее неизвестных культурных феноменов. 4)культурное возрождение – восстановление культурных традиций, которые по различным причинам не были востребованы обществом в течение длительного времени. Может охватывать отдельные сферы культуры(интерес к средневековой рыцарской культуре в конце 20в)так и социокультурную систему в целом(чешское национально-культурное возрождение в 19в). 5)культурная инверсия – маятниковые колебания в развитии культуры, культурные изменения, которые с определённой периодичностью повторяются в истории культуры какой-либо страны или народа(народы Персии и Средней Азии, где периодически происходили смены кочевых и земледельческих культур). 6)Ирредентизм(от итал. Неосвобождённая земля) – тесно связана с сепаратистскими и национальными движениями форма культурной динамики, которая ориентирована на противопоставление основной культурной традиции своих культурных особенностей и ценностей. В рамках ирредентизма культура стремится к взаимодействию с заграничной, «исконной» культурной традицией, а не с официальной культурой(Квебек- франкоговорящая провинция Канады).