Влияние преобразований Петра I на российскую культуру
Петр I /1672-1725/ вступил на престол в 1682 году, однако, править начал только в 1689 году. Он властвовал на Россией на рубеже двух веков XVII-XVIII. Это было очень давно. Самые старые люди, которых я знал родились в конце XIX века, и они принадлежали к несколько отличной от нынешних людей культуре. Можно предположить, что современники первого Российского императора наблюдали смену культур совсем под другой точкой зрения. В древнем Китае существовало проклятие: «чтобы жить тебе в эпоху перемен». Так же как и нам, современникам Петра 1 довелось жить в эти благодатные времена. Триста лет тому назад в сознании людей произошло столкновение двух культур – отечественной и инородной. Этот симбиоз размежевал общество не только по принципу богатства, но и по принадлежности к западной или отечественной культуре, со временем настолько отделив «аристократию» от «народа», что она стала чужеродным элементом в нашем обществе, и падение ее было предопределено. Даже сегодняшняя прозападнически настроенная интеллигенция в какой-то мере является порождением того давнего времени.
Справедливости ради необходимо отметить, что сами преобразования Петра 1 стали возможны только потому, что для них была подготовлена почва в более ранние времена. Алексею Михайловичу удалось в какой-то мере поставить церковь под государственный контроль, устранив патриарха Никона от дел (а Никон ставил духовную власть выше светской). Несмотря на то, что церковь сохранила свои земельные владения и внутреннюю самостоятельность, ее влияние на светские власти уменьшилось, а при Петре 1 было подчинено государственным нуждам.
Фаворит правительницы Софьи (сестры Петра 1), князь Василий Васильевич Голицын, серьезно намеревался заняться обновлением патриархального государства. Вот его характеристика, данная посланником (читай шпионом) короля Франции Людвига XIV Бурбона Де Ла Невелем: « Этот князь Голицын, бесспорно один из искуснейших людей, какие когда-либо были в Москвии, которую он хотел поднять до уровня остальных держав. Он хорошо говорит по латыни и весьма любит беседу с иностранцами, не заставляя их пить, да и сам не пьет водки, а находит удовольствие только в беседе. Не уважая знатных людей по причине их невежества он чтит не только достоинства…Достаточно указать на то, что он хотел заселить пустыни, обогатить нищих, из дикарей сделать людей… И все эти начинания погибли в Москвии с его падением… Он хотел начать с освобождения крестьян, предоставить им земли, которые они в настоящее время обрабатывают в пользу царя, с тем, чтобы они платили ежегодный налог (в 2 раза больше доходов в казну – А.К.)… то же самое он хотел ввести по отношению к кабакам и разным продуктам и предметам торговли, полагая, что таким образом сделает народ трудолюбивым и промышленным, так как ему представиться надежда на обогащение».
Таким, альтернативным петровскому путем могла двигаться Россия. Заметим, что вопрос о земле и мире вызвал в России не одну революцию, не лишен актуальности и в наше «смутное» время. На рубеже XVII и XVIII вв.логика развития внутриполитических событий толкнула Россию на тропу войны. Военный путь развития предполагает централизацию всех сторон жизни общества и опору не на свободные сословия, а на закрепощенных жесткой дисциплиной людей, выжимание у них денег в казну за счет еще большего закрепощения. Трагедия состояла в том, что политическая борьба велась между двумя «кланами» не за саму идею преобразований, а за ее форму и обладание властью. В результате глава посольского приказа, блестящий дипломат, князь Голицын оказался в благодатном архангельском крае, а семнадцатилетний Петр у кормила власти. Для этого ему пришлось принести на алтарь Отечества первую жертву – жениться, что по понятиям того времени означало достижение совершеннолетия, а, следовательно – конец регентства Софьи. После неудавшейся попытки Стрелецкого бунта Софью заточили в Новодевичий монастырь. Соправитель Петра, его брат Иван фактически не вмешивался в дела государства ( в 1696 году он умер).
В связи с невозможностью опереться на знать и русских «янычар» стрельцов в силу того, что они принадлежали к совершенно другой культуре. Петр создает свой «янычарский» корпус «иноземного строя» по -своему воплощая в жизнь принцип: «Кто был никем, тот станет всем». Действительно, жизнь показала, что выходцы из народа попавшие «из грязи в князи» были преданы самой идеи преобразований и лично первому российскому императору. Петр 1 невысоко ценил знатность, чего стоил, например, «пирожник» Меньшиков, впрочем, успевший стать еще при Петре герцогом Ижорским, князем Российской империи и Римского государства, но так и не выучившийся грамоте. Иметь придворного арапа при многих европейских дворах считалось модным. Однако Петр посылает секретную инструкцию добыть арапчат «лучше и искуснее», дабы доказать русским недорослям, что негритята способны к наукам. Негров в ту пору принято было считать дикими, но царь ценит головы по способностям, Ане по цвету кожи. Тут мы не удержимся чтобы не заметить: русский посол в Стамбуле Петр Алексеевич Толстой (прапрадед Льва и прямой предок двух Алексеев Толстых) руководит похищением прадеда Пушкина. Впоследствии Петр Петрович Петров (после смерти Петра 1 взявший фамилию Ганнибал) изучит разные языки, геометрию, фортификацию.
В начале марта 1697 года в Москве было морозно. Перед царскими хоромами собралось великое посольство, отъезжающее в Европу. «Для научения морскому делу» отправлялись и 30 волонтеров. Ехал с посольством и десятник Петра Михайлов (Петр 1). «Царь этот невиданный есть антихрист, то напасть божия за грехи людские… Людей, созданных по образу и подобию божьему, рожденных ступить по земле, отправляет учиться плавать по пучинам морским».
В Амстердам Петр въехал одетый по-матросски среди волонтеров. На верфи, под руководством Клааса Поля пятеро волонтеров заложили фрегат «Петр и Павел». В 1698 году они уже в Англии на королевской верфи постигают чертежи. «15 тысяч золотых червонцев, 90 тысяч ефимков в векселях, соболей на 70 тысяч» подошли к концу. Петр 1 сдает на откуп торговлю табаком в России, отправляет на эти деньги троих единомышленников в Венгрию учиться строить галеры, а сам возвращается в Москву, где вновь подавляет стрелецкий мятеж. Интересно во всей истории следующее: Россия создает передовой по тем временам флот, не слепо копируя зарубежные технологии, как это делается в наши дни, а объединяя все узнанное в единое целое. В Амстердаме мастера были лучше, но строили корабли на глазок, исходя из опыта мастера. В России оптимальная форма корабля высчитывается математически, переносилась на чертежи и мастера работали, следуя им. Шла непростая закупка технологий, но и их совершенствование. Впервые вводится двуручная пила – ей быстрее пилить доски, чем рубить топором. Но русские плотники не довольны… И еще один интересный момент: расходы государства шли на поддержка Великого посольства и обучение волонтеров. На жизнь себе они зарабатывали сами.
Государство и церковь. Веротерпимость составляла одну из основ империи, созданной при Петре 1. В Голландию и Англию он ездил не только для того, чтобы плотничать, он ездил за идеями. В Роттердаме он осматривал статую Эразма (единственного в тогдашней Европе памятника поэту), а за Ла-Маншем познакомился с Джоном Локком, скорее всего очно в королевском правительстве, он ведал заграничной торговлей. Тогда Эразм и Локк были олицетворением идей веротерпимости. При Петре у нас Локка не только читали и переводили, но и прислушивались к его рекомендациям. После падения правительства Софьи старообрядцы практически отказались от самосожжения, однако им было предписано носить особое платье, и относились к ним как к отщепенцам. Труднее пришлось все-таки церкви. Учредив Синод Петр лишил ее самостоятельности, а священников превратил в чиновников. Указ царя о нарушении тайны исповеди посеял семена недоверия к священству. В истории русской религиозности это из ряда вон выходящее явление: «верхи» начинают жить вне православной церкви. Конечно, храмы посещают, но делают это с неохотой. Уже во времена Пушкина человек «света» равнодушен к церкви. (Евгений Онегин)
Петр 1 – организатор «сумасброднейшего, всешутейного и всепьяного собора», где были скопированы с православной церкви процедуры избрания и назначения членов шутовской иерархии. Первейшая заповедь – трезвым спать не ложиться. Вместо Веруешь ли? Спрашивали Пьешь ли?. Именно на святки, когда вся страна пьянствовала, собирался этот собор, ездил по домам знати требуя, чтоб хозяин выпил лошадиную дозу водки, приговаривая: «так делали ваши предки, а старые де обычаи лучше новых». Достаточно вспомнить историю раскола русской церкви, когда старообрядцы принимали огненную смерть из-за менее принципиальных вопросов – отказываясь креститься тремя перстами, ибо раздвинь да пальца, просунь между них третий – кукишем крестишься (Житие протопопа Аваккума). А ведь прошло не так много лет с того времени. Церковь постепенно впала в крайне унизительную зависимость от государства. Церковные круги не создали движения подобному расколу главным образом потому, что стали видеть в государственной власти инородную, чуждую для себя сферу. В серебряный век расцветает Оптина пустынь, своеобразный уход лучших из лучших от оков государства. Через короткий промежуток времени церковь будет отделена от государства, и пути их будут сходится только в «смутное» время.
Новая культура. Светская культура стала вытеснять церковное влияние. После возвращения Петра 1 из-за границы было введено брадобритие, ношение иностранной одежды и тому подобные внешние признаки иноземной культуры. Вводились в жизнь народа и светские праздники, поскольку «ничто более обращения с женщинами не может благоприятнее действовать на развитие нравственных способностей русского народа». На Руси XVII в даже на свадьбе мужчины и женщины сидели в разных комнатах, а над западными танцами просто смеялись, считая неприличным плясать честному человеку. Другая причина – стремление сблизить все сословия общества, для чего устраивались совместные праздники, маскарады, гуляния. Во время празднования Полтавской победы напротив Летнего сада на специальных баржах был зажжен фейерверк: на двух столбах сияло по короне, между ними горящий лев, он опрокинул один столб, затем покачнул другой – в этот момент из горящего орла, парившего над ним вылетела ракета, лев разлетелся и исчез, а столб с короной снова стал прямо. Несколько бедно смотрятся современные салюты по сравнению с этим зрелищем… Дожила до наших дней и введенная первым российским императором денежная система, созданная по десятичному принципу (в России с 15 века: рубль-гривенник-копейка). Поделив основные единицы, пополам получали: рубль-полтина, гривенник-пятак, копейка-деньга-полушка. Петр отказался от общепринятых надписей на латыни, считая, что надписи должны быть на родном языке. Коммунисты ликвидировали грош, демократы - копейки, пятаки, гривенники и полтинник. Изменился рисунок, но остались надписи на родном языке. В то же время учреждение ассамблей положило начало использованию в обществе иностранного, преимущественно французского языка, утверждение правил хорошего тона.
Возникновение светской специальной школы потребовало создания новых учебников. Огромное значение имело издание в 1703 году «Арифметики, сиречь науки числительной» Л.Ф.Магницкого. С 1702 года систематически выходила первая русская газета «Ведомости». Еще при Голицыне в Москве было построено 300 каменных домов для жилья. С первой половины XVIII века осуществляется переход к регулярному строительству и планировке городов, появляются прямые улицы с построенными в одну линию домами, фасады которых выходили на Улицу. Облик города определяется уже не только храмами, но и дворцами и особняками, правительственными учреждениями. В архитектуру городов начинает проникать скульптура, ранее запрещалось, как признак ненавистного «латинства», принадлежности к католической культуре. В городе святого Петра невиданные ранее скульптуры и павильоны украшают Летний сад. Скульптуры закупали в Италии, а железо, необходимое городу прибывало в виде оков – по 24 пуда на 200 Закованных в цепи буйных работных людей. Кстати, вначале XX в. русский царь отказался вводить американские наручники, поскольку они сковывают свободу рук, а в кандалах руки не затекают. Сегодня в демократическом обществе «гуманные» браслеты носит почти каждый охранник правопорядка. Мы можем представить себе лодку с Петром, спасающею во время наводнения рабочий люд, но не можем представить некоторых сторонников демократии, делающих то же самое.
В живописи на смену иконописи приходит портрет, однако русский портрет будет, несколько, отличатся от европейского – в нем будут сочетаться какое-то время мотивы плоскостной живописи русских икон с европейской манерой рисунка. Пытаются создать первый русский театр, создаются мастерами первые скульптурные изображения императора и его единомышленников. Культура государственная становится отличной от церковной.
Наука. Уже царь Борис Годунов приглашает в Москву немецких учителей / немец в России-любой иностранец /, однако встретил сильное противодействие духовенства. Первое высшее учебное заведение открылось в 1685 году / Славяно-греко-латинская академия /. По поручению Петра I в н.XVIII в. Проректор С. Яворский приглашает для преподавания киевских ученых / знают иностранные языки, поднаторели в диспутах с католиками /. Они часто загоняют в тупик богословов, усиливая понимание разграничения разума и веры, философии и теологии. Стремление совместить античное наследие и христианство – характерная черта лекций того периода. В философском курсе некоторых профессоров рассматривается, и математика и естественная магия / Ф. Лопатинский / он подчеркивал: « Те, кто познал что-то прежде нас, не есть наши властители, но предшественники…философу более пристало ссылаться на доводы своего разума, чем на авторитет».
Число обучающихся в академии человек доходило до 600 человек, могли учиться дети всех сословий православного вероисповедания с 13 лет. Около 20 выпускников забирал ежегодно московский госпиталь, впоследствии медико-хирургическая академия, часть воспитанников посылали в академию наук, в иностранную коллегию. Позже многие стали профессорами Московского университета / ими были открыты школы от Смоленска до Камчатки. / некоторые продолжали учебу в Голландии, Германии, Франции. Однако в первые десятилетия XVIII в. академия перестала удовлетворять научные потребности России. В 1724 году в Петербурге была основана Академия наук / открыта в 1725 г./ для работы в ней приглашались крупные ученые Западной Европы, создавался как крупный центр для подготовки национальных кадров. При АН учреждался университет и гимназия. Интересен проект Ф. Салтыкова: если во всех губерниях будут открыты по две академии, в каждой из которой будут учиться по две тысячи студентов, то через 17 лет Россия сравняется «во всех свободных науках со всеми лучшими европейскими государствами». / Вспомним лозунг: Догоним и перегоним Америку / Кстати, тот же Салтыков рассматривал просвещение наряду с торговлей и мануфактурой как одно из главных средств европеизации. Сегодня европеизация страны проходит под флагом порнофильмизации и завоза главным образом продуктов питания из-за границы. Тут уж не до просвещения. Впрочем, и отец русской истории Татищев бывал бит самодержцем знаменитой дубинкой, что удивительно – за безбожие. В нашей стране и тогда было сложно определить грань между просвещением и крамолой.
Петр I стремился просветить своих подданных: кроме обучения за границей назначает бесплатное угощение посетителям кунсткамеры – награда за любопытство; издает книги тиражами 20-30 тыс. экземпляров, хотя удавалось продать только 200-300, а остальные гнили на складе; соблазняет льготами и чинами лучших ученых Европы. Сегодня Европа соблазняет лучших ученых у нас. А потеря одного ведущего ученого любого направления неизбежно подрывает его школу. Не надо вывозить всех, достаточно самых лучших, что и делал Петр I.
Цена величия. Ведение войн многократно увеличило налоги. Крестьяне спасались, переходя от одного помещика к другому, убегали, образовывая огромные массы «гулящих» людей. Все население страны переписывается, вводится подушная подать и паспорта для ее установления. Таким образом «крепость» усиливается. Однако запрещается продавать крестьян поодиночке, разрушая семьи и издеваться, дабы не убегали. Из протоколов Преображенского приказа: крестьянин Марков заявляет: «Разорили нас де указы, с этими де бы указами его бы государя повесил». В народе упорно распространяются слухи, что царя подменили…немцем. На рубеже XVII-XVIII вв. в народном сознании «антихрист» отождествляется с Петром I. Когда спустя три века крестьяне, привыкшие ценить труд, жгли барские дома, они жгли не усадьбы, а усадебную культуру с ее библиотеками, картинными галереями, музицированием. Они ведь не предвидели, что в войне «белой» и «черной» кости победителям не будет.
Итогом петровских реформ было то, что произошел разрыв между высшими слоями общества и народными массами, в которых сохранились старые религиозные влияния. знают иностранные языки, поднаторели вдиспутах с католиками о-греко-латинская академия / .ов.кратии, делающих то же самое.
Современник АС Пушкина МП Погодин писал о вкладе, внесенном Петром I в развитие новой культуры. Мы просыпаемся. Каков ныне день? 1 января 1841 года – Петр Великий велел считать годы от Рождества Христова, Петр Великий велел считать месяцы от января. Пора одеваться – наше платье сшито по фасону, данному Петром I, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которых развел он. Попадается на глаза книга – Петр Великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал буквы. Вы начнете читать ее – этот язык при Петре Первом сделался письменным, литературным, вытеснив прежний, церковный. Приносят газеты – Петр Великий их начал. Вам нужно искупить разные вещи – все они от носового платка до сапожной подошвы, будут напоминать вам о Петре Великом…За обедом, от соленых сельдей до картофеля, который указал он сеять, до виноградного вина…все блюда будут говорить вам о Петре Великом. После обеда вы едите в гости – это ассамблея Петра Великого. Встречаете там дам, допущенных до мужской компании по требованию Петра Великого…Место в системе европейских государств, управление, разделение, судопроизводство, права сословий, табель о рангах, войско, флот, подати, почты, земледелия, скотоводство, рудокопство, садоводство, виноделие, торговля внутренняя и внешняя, одежда, наружность, аптеки, госпиталя, лекарства, летоисчисление, язык, печать, типографии, военные училища, академии – суть памятники его неутомимой деятельности его гения».
Таким образом, мы видим, что в деятельности царя – реформатора воплотились очень противоречивые процессы, но имеющие явно прогрессивную тенденцию, предваряющую рождение русской национальной культуры на рубеже 18-19 веков.
Новая культура, по мысли Петра Великого должна была внедряться в русский быт с помощью «воспитывающего» законодательства и совершенной системы государственного управления. Началось это с бритья бород и переодевания Петром своих подданных после его возвращения из заграничного путешествия в 1698 году. Царским указом от 4 января 1700 года боярам, окольничим и др. предписывалось носить платья венгерского покроя. А в известном указе от 4 января того же года предписывалось, чтобы все купцы, посадские и служивые «впредь … бороды и усы брили». Отказавшимся – налог от 30- 100 рублей, с крестьян же взималось «по две деньги» при въезде в город. Уплатившему выдавался «бородской знак».
Естественно, что это встречало сопротивление со стороны хранителей старых церковных традиций, т.к. бритье считалось признаком ереси, безбородый не мог войти в рай, бритый покойник даже лишался захоронения по христианскому обряду.
В 1704 году нижегородец А.Иванов добровольно сдался пыточному ведомству, заявив при этом на допросе: «Пришел я извещать государю, что он разрушает веру христианскую, велев бороды брить, платья носить немецкие и табак велит тянуть…» Этот нижегородец носитель многовековых русских традиций – погиб от пыток.
Петровские указы регламентировали не только внешний облик человека, вид одежды, жилище (например, потолок должен был быть отштукатурен), а всю жизнь человека от рождения до смерти.
Каждый родившийся на свет заносился в метрическую книгу, заведенную при церквах, чтобы его можно было вовремя определить в школу, полк, канцелярию, назначит подушную подать; умершего даже хоронить нужно было в гробу установленного образца. Идея «регуляторства», упорядочения всех сторон жизни (например, в СПб вставал в одно время под барабанный бой) воплотилось в организующую роль государства по отношению к культуре, ее финансированию, подготовке кадров. Многие деятели культуры находились на государственной службе, получали жалование.
В ходе петровских реформ выявилась характерная черта новой культуры – ее светскость, обмирщенность. Падение церковного авторитета, усиленного к тому же церковным расколом, способствовали утверждению светской культуры. Эта тенденция была реализована Петром I.
Следующая тенденция аккультурации – взаимодействие культур России и Европы.
Другая тенденция – ускорение темпов развития культуры, смена стилей в архитектуре, литературе, развитие городской культуры: школы, академии, библиотеки, театры, музеи и т.д.
Культура 18 века.
Особенности историко-культурного процесса начала 18 века:
· “обмирщение” культуры и быстрое развитие рационализма
· новый взгляд на человеческую личность, следовательно, демократизация культуры (круг потребителей культуры расширился)
· преодоление локальной замкнутости, следовательно “спресованность” культурного процесса, появление в одновременно нескольких стилей, которые в Европе последовательно сменяли друг друга.