Следует помнить, что краткая форма прилагательных
а) имеет значение ситуативности, непостоянности, временности признакаСчастлив я, исчезли все заботы!; полная форма указывает на постоянный признакЯ счастливый человек, мне везет!
б) указывает на признак относительныйЭти туфли мне малы; полная форма называет признак абсолютный, безотносительно к другим предметамКакие маленькие туфельки!
Упражнение 52. Составьте распространенные предложения с данными словосочетаниями, учитывая смысловую разницу между формами прилагательных.
Мальчик спокойный – спокоен, старик больной – болен, шкаф высокий – высок, брюки короткие – коротки, лицо спокойное – спокойно.
Сравнительная и превосходная степени сравнения прилагательных образуются двумя способами от положительной степени сравнения:
а) простым: с помощью суффиксов или суффиксов+приставоккрасивый (полож.) – красивее (сравнит.), красивейший (превосх.); быстрый (полож.) – (по)быстрее (сравнит.), (наи)быстрейший) (превосх.),
б) сложным: с помощью слов более, наиболее, самый(более + красивый, самый + умный).
Недопустимо использование этих двух способов одновременно, например, неверно:более красивее.
Существуют стилистические отличия степеней сравнения:
Форма степеней сравнения | Стиль речи | ||
книжный | нейтральный (общеупотребительный) | разговорный | |
Сравнительная | более (менее) трудный | труднее | потруднее |
Превосходная | труднейший, наитруднейший, наиболее (наименее) трудный | самый трудный, труднее всех |
Упражнение 53. Исправьте ошибки в употреблении имен прилагательных; определите стиль предложений и выберите самый эффективный способ образования степени сравнения.
1. Наш город скоро станет более красивее. 2. Выступление профорга было самым убедительнейшим. З. Надо находить самые наилучшие пути для повышения успеваемости. 4. Ваш вариант оказался более приемлемее, чем наш. 5. Маяковский самый талантливейший из советских поэтов.
3.4. Глагол. Трудные случаи употребления
Корень класть употребляется в глаголах несовершенного вида (Шапку на столчто делай?не клади).
Корень –лож- употребляется в глаголах совершенного вида (Куда ты мою книгучто сделал?положил?) и несовершенного вида с частицей -ся, образованных от инфинитива лечь (Снегчто делает?ложится на поля).
Упражнение 54. Вставьте слово с корнем –лож- или класть. Обратите внимание на возможность использования обоих корней в некоторых фразах:
1. Ну, … карту! 2. Не … ноги на стол! 3. Все …-ся удачно. 4. Я всегда всё на место … 5. Ты обычно куда калькулятор …? 6. Быстро все вещи в шкаф … 7. Я всегда в 12 часов спать …-сь. 8. В горах снег …-ся рано. 9. Куда ты мою книгу …? I0. Куда можно вещи…? 11. Здесь кирпичи можно в один ряд… .
Глаголы на –чьжечь, течь, печьобразуют варианты в 3 лице ед.ч.: наряду с литературнымижжет, течет, печет – просторечныежгет, текет, пекет.
Глаголылечь, бежать, трогать, положить в повелительном наклонении имеют формы литературныеляг, беги, не тронь, положии просторечныеляжь, бежи, не трожь, положь.
Глаголыхотеть, мочь, видеть, слышать, ехать, жаждать, гнить либо не образуют форм повелительного наклонения, либо имеют нетрадиционные формы императиважелай, смотри, слушай, поезжай, жажди.