ГЛАВА 15. Место и роль России в мировой культуре
Россия и русская культура между Востоком и Западом | Русская культура, ее сущность, особенности, место в системе мировой цивилизации, динамика развития, ее истоки и современное состояние |
–эти и многие другие вопросы волнуют людей, ей принадлежащих. Мыслители и ученые строят свои концепции, которые часто друг другу противоречат. Уже многие десятилетия и по сей день ведутся споры о прошлом, настоящем и будущем России, российской духовности, «русской идее».
Трудно найти где-либо еще такое сложное переплетение проблем как в нашей стране. Ни одна из известных теоретических схем к ней полностью не применима, анализ чужого опыта мало помогает в разгадке "тайн" русской истории и культуры. Н.А. Бердяев писал, что "Россия непостижима для ума и неизмерима никакими аршинами доктрин и учений".[122]
Большинство мыслителей и ученых, изучавших и изучающих русскую культуру, сходятся в том, что она уникальна и неповторима. Это порождает к ней особый интерес и в то же время часто вызывает негативное отношение иностранцев к стране и народу ее создавшему. Как полагают, виновата в этом сама Россия и русские: многие у нас грешат крайностями в самооценках: от уничижительной самокритики до безудержного самовосхваления. Идеи великодержавности, мессианские амбиции, стремление поучать весь мир и вести его за собой в "светлое будущее" были, а порой и остаются, элементами многих наших внутри- и внешнеполитических доктрин. В то же время в течение длительного времени в России большим влиянием пользовались представления о собственной самодостаточности и подозрительное отношение ко всему чужому, которое, как представлялось, может поколебать наши "основы".
По проблеме места России и русской культуры в системе мировых цивилизаций в отечественной философской и социальной мысли существуют разные точки зрения. Славянофилы XIX в. идеализировали Россию и подчеркивали ее самобытность и оппозиционность по отношению к Западу, в котором они видели много негативного. Сходные идеи выдвигали евразийцы – представители идейного течения, возникшего в среде эмигрантской интеллигенции в 1920-х гг.; Н.С. Трубецкой, Г.В. Вернадский, П.Н. Савицкий полагали, что Россия не является ни Европой и ни Азией, а представляет собой особую страну-континент Евразию.
Современная евразийская концепция состоит в признании самостоятельного – с опорой на национально-культурные ценности и традиции – развития всех цивилизаций, в т. ч. и Евразии; продуктивности процесса интеграции многочисленных евразийских народов; модернизации без вестернизации и в признании необходимости противодействия усиливающимся западным влияниям.[123]
Русский марксист Г.В. Плеханов считал, что исторический процесс в нашей стране заметно отличается от европейского и напоминает развитие великих восточных деспотий; при этом степень самобытности России то увеличивается, то уменьшается и она "как бы колеблется между Западом и Востоком".
На других позициях стояли западники (В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, В.С. Соловьев и др.), которые, не отрицая русской специфики, связывали Россию с Европой, Западом, подчеркивали общность путей их развития. Выдающийся русский философ Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900) в статье "Русская идея" писал о единстве России с Европой и со всем миром, о необходимости объединения христиан всех конфессий: православных, католиков и протестантов. Именно в христианстве он искал "русскую идею", смысл существования России как страны.
По мнению академика Д.С. Лихачева, Россия, безусловно, европейская страна и с этим связана ее открытость всему миру, способность воспринимать достижения других культур. Он разделял убежденность Ф.М. Достоевского в открытом и общеевропейском характере русской культуры и добавлял к этому утверждение о ее общемировом характере.[124]
Что же можно с определенностью утверждать по поводу русской культуры? Русская культура сложилась в эпоху средневековых цивилизаций и в то время была одной из них. Русская культура – европейская по своему характеру и географическому расположению места своего первоначального формирования – входит в восточноевропейскую типологическую группу, к которой также относятся украинская, белорусская, болгарская, сербская, румынская и другие православные культуры. Близка ей польская культура, также славянская, но католическая по религии.
Самобытность русской культуры определяется многими обстоятельствами этнического, географического, исторического характера, как внутренними процессами, так и внешними влияниями. Ее пограничное положение между Западом и Востоком, формирование и распространение сначала только на востоке Европы, а затем и в Азии определило евразийский характер русской (российской) цивилизации, наличие в ней различных культурно-этнических и конфессиональных компонентов.
Русская культура, как и любая другая, испытывала и испытывает воздействия иных стран и народов, она многое заимствовала у них и, в свою очередь, что-то давала им. Эти влияния были со стороны более близкого в цивилизационном отношении Запада и со стороны Востока (кочевого и оседлого), который постоянно «вторгался» в русское пространство, оставляя в нем «следы» своего пребывания.
Главным внешним источником возникновения и развития нашей культуры на протяжении всего средневековья является Византия, греческая средневековая духовность. Это объясняется территориальной близостью двух стран (одно время в Северном Причерноморье и в Крыму они непосредственно соприкасались), постоянными контактами в результате войн, торговли и т.д., высоким уровнем византийской цивилизации, стремлением императоров распространить ее влияние в соседние регионы.
Как уже отмечалось, восприятие элементов чужих культур часто сопровождается их переработкой (органическое заимствование). Это в полной мере касается Руси – России, где всё иноземное, пришедшееся «ко двору», изменялось до неузнаваемости, а затем уже считалось своим. Открытость Европе и Азии с одновременным стремлением сохранить собственную самобытность, противодействие слишком сильной культурной экспансии – суть позиции нашей страны в системе мировой культуры.[125]
Особенности отечественной культуры связаны с природно-географическими характеристиками Восточно-Европейской равнины с ее рельефом, девственными лесами и многочисленными реками и другими водоёмами, огромными, редко заселенными пространствами. Отсюда – простор и воля как одни из главнейших ценностей русского народа и в это же время – предрасположенность к экстенсивному развитию со всеми негативными его последствиями, в дальнейшем проявившимися в полной мере.
Русская культура всегда тяготела к художественному образу, иррациональному, была преимущественно созерцательной, эмоциональной, а не понятийно-логической, сциентистской, как западная. Это обстоятельство положительно повлияло на искусство и отрицательно – на состояние науки и философии. В этих областях наша страна резко отставала от Запада на протяжении всего средневековья и раннего нового времени (профессиональные ученые у нас появились только в XVIII в.). Даже если говорить о богословии, которому огромное внимание уделялось как в византийской, так и в западнохристианской культурных традициях, у нас оно было почти незаметным и маловлиятельным.[126]
Любая национальная культура формируется и развивается под огромным влиянием религии. Православие, введенное в конце Х в., стало для русской культуры одной из фундаментальных основ, выступило главным этнообразующим фактором становления русского народа. Не случайно созвучие в русском языке таких слов, как «крестьянин» и «христианин», и длительное существование совпадения смысла понятий «русский» и «православный».
Православие сыграло роль социально-нормативного института и регулятора общественной жизни. В качестве официальной идеологии его на протяжении многих столетий использовала государственная власть. Православие выступало знаменем борьбы против внешней угрозы, как восточных, так и западных захватчиков. Русская Православная Церковь сыграла выдающуюся роль в объединении разрозненных княжеств вокруг Москвы и создании таким образом Русского централизованного государства, формируя духовную основу этого процесса.
Вместе с тем православие, особенно в период позднего средневековья, способствовало формированию и сохранению таких черт российской цивилизации, как излишний традиционализм, консерватизм, изоляционизм, поддерживала многие отжившие социально-политические и культурные институты и формы бытия.
По мнению многих зарубежных ученых, введение и утверждение христианства сблизило Русь с Европой и в то же время стало изначальной точкой их расхождения, поскольку князь Владимир предпочел византийское православие западному католицизму. По словам Р. Пайпса, принятие православия отрезало Россию от "столбовой дороги христианской цивилиза-ции, ведшей на Запад". Однако другой американский ученый – У. Ростоу исходит из того, что Россия шла и идет тем же путем, что и Запад, отставая от него.[127]
Вклад России в мировую культуру | Русская культура, несмотря на все сложности и противоречия своего развития, на протяжении пос- |
леднего тысячелетия вносит огромный вклад в мировую цивилизацию и занимает в ней достойное место. Рядом с ней стоят только несколько ведущих национальных культур Запада и Востока, с любой из которых Россия может поспорить по количеству и качеству достижений во многих областях за названный период. Это, конечно, не значит, что наша страна всегда и во всём была в лидерах, но ее отставание, если и было заметно, то лишь при сравнении с немногими, наиболее развитыми в данный момент, государствами.
По имеющимся подсчетам, из 1000 гениальных личностей, прославивших человечество, 150 – россияне.[128] И это при сравнительно позднем зарождении цивилизации на территории нашей страны. Имена А. С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, П.И. Чайковского, С. В. Рахманинова, Д. Д. Шостаковича, С. М. Эйзенштейна, К. С. Станиславского, Д. И. Менделеева, И. П. Павлова и многих других деятелей русской культуры известны во всем мире. То же можно сказать и о русском классическом балете, русской исполнительской школе в классической музыке, о киноискусстве советского периода, советском (российском) спорте и о многих других достижениях нашей страны в искусстве, науке, технике. И, конечно, Россия обогатила человечество не только конкретными научными открытиями, техническими изобретениями и произведениями искусства, но и своей уникальностью, всем национальным обликом, особым русским мирочувствованием и мировидением.
Тем не менее, утверждение, что русскую культуру и искусство недостаточно знают в мире, также справедливо, как и то, что то же самое могут сказать в большинстве других стран об их национальных культурах. Конечно, следует признать, что многое, сугубо национальное, непонятно людям иных традиций и привычек. Например, столь любимая испанцами коррида «не прошла» в России. Нас же нередко удивляет «странная» избирательность Запада по отношению ко многим проявлениям русской культуры, его невнимание к тому, что нам самим очень близко и дорого.
Периодизация русской культуры | Русская культура прошла длительный и драматически сложный путь развития, особенности |
которого определялись исторической судьбой страны, «изломами» ее истории; действием собственного социокультурного механизма разрешения внутренних противоречий духовной жизни. Этапы эволюции отечественной цивилизации – со средневековья и далее – в целом, но с некоторыми хронологическими поправками, совпадают с периодизацией всемирного культурно-исторического процесса.
Периодизацию отечественной культуры можно представить в следующем виде.
Первый период – древнейший, до формирования государственности у восточных славян в IX веке.
Второй – эпоха средневековья – начинается с названного события и завершается в конце XVII в. Этот период включает три этапа: древнерусский (IX – середина XIII вв.),* этапы становления великорусской народности (середины XIII – конец XV вв.) и ее дальнейшего развития в рамках средневековья (конец XV – конец XVII вв.).
Третий – новое время, или, как его часто называют, императорский период (конец XVII – начало ХХ вв.). В его рамках можно выделить отдельные этапы с условными названиями: «восемнадцатый век» (1690 – 1812 гг.), «золотой век» (1812 – середина 1890-х гг.) и «серебряный век» (середина 1890-х гг. – 1917 г.).
Четвертый – новейшее время, другое название – "советская эпоха" (1917–1991 гг.).
Пятый – постсоветский, или современный, период (с августа 1991 г.).
Кроме того, в ходе развития русской культуры выделяются вехи, связанные с важнейшими общеисторическими событиями и «ломками» культурно-исторической парадигмы (И. В. Кондаков): 1) крещение Руси; 2) установление "монголо-татарского ига"; 3) образование русского централизованного государства и утверждение самодержавия; 4) религиозный раскол и начало реформ Петра I; 5) отмена крепостного права; 6) Октябрьская революция 1917 г.; 7) установление единоличной власти Сталина, начало советского тоталитаризма; 8) август 1991 г., падение коммунистического режима в Советском Союзе и распад СССР.[129] Первые три события и религиозный раскол XVII в. относятся к средневековью, остальные – к другим эпохам; их последствия для культуры будут рассмотрены в следующих главах.
Проблема начала русской культуры относится к числу очень сложных и дискуссионных. По ее поводу вышло огромное количество научной, «околонаучной» и даже, можно сказать, «научно-фантастической» литературы. Если первая очень осторожно высказывается о раннем славянстве и времени его формирования, то последняя, образцы которой, как правило, принадлежат перу непрофессиональных историков, безапелляционно связывает его с мифической Атлантидой и атлантами или относит к каменному веку. Что касается исторической значимости культуры наших далеких предков, то некоторые авторы считают ее «основополагающей», «исходной», от которой, якобы, произошла чуть ли не вся мировая цивилизация. Они готовы даже Александра Македонского объявить славянином!
В подобных выдумках русская культура, безусловно, не нуждается, поскольку ее реальная история достаточно длительна и богата, а ее достижения весомы и признаны во всем мире.
Иногда задаются вопросом, является ли дохристианский период предысторией или частью истории русской культуры? История русской культуры, безусловно, своими корнями уходит в далекое языческое прошлое восточных славян. Да и само Древнерусское государство возникло как языческое и в таком качестве существовало более столетия. Поэтому с полным основанием мы выделяем в качестве первой эпохи догосударственную, являющуюся, по существу, первобытной, пережитой всеми народами, которым довелось переступить порог цивилизации.
Понятно, что русской культуры в собственном смысле слова тогда еще не было. Чтобы стать таковой, ей пришлось пройти длинный и тяжелый путь развития – через Киевскую Русь к Владимирской и Московской Руси и России; и только в их границах (уже в XIV – XV вв.) наша культура в полной мере приобрела свою этническую определенность и идентичность. А что касается более конкретной даты, «дня рождения» русской культуры, то его, как и в случае с любой другой национальной культурой, определить просто невозможно, поскольку их складывание выглядит как длительный и поэтапный процесс.