Практическое занятие № 7. «Фразеология. Типы фразеологических единиц, их использование в речи».
Исходный уровень знаний студентов для освоения темы:
Студент должен:
Знатьпонятия «фразеология», «фразеологизм»;
Уметь употреблять фразеологизмы в речи.
На практическом занятии рассматриваются следующие вопросы:
1. Фразеология, фразеологизмы и их свойства;
2. Типы фразеологических единиц, особенности их использования в речи;
3. Профессиональная медицинская фразеология;
4. Основные типы фразеологических словарей.
Итоговый уровень знаний.
Студент должен:
Знать типы фразеологических единиц, значение фразеологизмов, используемых в медицинской практике;
Уметь различать стилистическую принадлежность фразеологизмов и правильно употреблять их в речи, пользоваться фразеологическими словарями.
Практические задания
Задание 1. Установите соответствие между приведенными ниже медицинскими фразеологизмами и их значением:
1) «Грудь сапожника»
2) «Печеночные ладони»
3) «Пляска каротид»
4) «Воротник Стокса»
5) «Голова Медузы»
6) «Брюшная жаба»
7) «Замороженное» плечо
8) «Ритм галопа»
9) «Заячья» губа
10) «Львиное» лицо
А) Симметричное покраснение ладоней;
Б) Синдром болезненного ограничения подвижности в плечевом суставе вследствие воспалительного утолщения капсулы сустава;
В) Расширение подкожных вен передней брюшной стенки, выполняющих роль обходных путей при затруднении оттока крови из воротной вены;
Г) Воронкообразная грудная клетка;
Д) Отек шеи из-за сдавления верхней полой вены;
Е) Одно- или двусторонняя расщелина верхней губы, идущая от ее красной каймы к носу;
Ж) Выраженная пульсация сонных артерий;
З) Приступ болей в животе;
И) Бугористо-угловатое утолщение кожи под глазами и над бровями и расширенный нос; наблюдается при проказе;
К) Трехчленный ритм сердца, напоминающий топот скачущей лошади.
Задание 2. Определите значение следующих фразеологизмов:
Метать бисер перед свиньями, комар носу не подточит, куда Макар телят не гонял, выносить сор из избы, перейти Рубикон, не в коня корм, рыльце в пуху, навострить лыжи, дело в шляпе, чудеса в решете, курам на смех, где раки зимуют, медвежий угол, петь дифирамбы, играть первую скрипку, не в бровь, а в глаз, дамоклов меч, Прокрустово ложе, галиматья, ящик Пандоры, яблоко раздора, вавилонское столпотворение.
Задание 3. Подберите синонимы к данным фразеологизмам:
Намотать на ус, лить слезы, класть зубы на полку, прикусить язык, точить лясы, стереть с лица земли, поминай как звали, куры не клюют, водить за нос.
Задание 4. Подберите антонимы к данным фразеологизмам:
Жить душа в душу, чуть свет, рукой подать, кот наплакал, спустя рукава.
Задание 5. Сгруппируйте следующие фразеологизмы парами по значению:
1) Во все лопатки;
2) поминай как звали;
3) ни рыба ни мясо;
4) шагу негде ступить;
5) вилами на воде писано;
6) ни за какие блага;
7) один на один;
8) от доски до доски;
9) куры не клюют;
10) как снег на голову.
а) как с луны свалился;
б)ни то ни се;
в) как угорелый;
г) с глазу на глаз;
д) от корки до корки;
е) бабушка надвое сказала;
ж) и след простыл;
з) хоть пруд пруди;
и) ни за что на свете;
к) яблоку негде упасть.
Задание 6.С данными словосочетаниями составьте и запишите по 2 предложения:
1) чтобы словосочетание употреблялось в прямом значении;
2) чтобы словосочетание выступало в роли фразеологизма.
Гладить по головке, кормить завтраками, ходить на цыпочках, сесть в лужу, намылить шею.
Задание 7. Подберите фразеологизмы вместо приведенных предложений:
1) Быть близким к смерти;
2) Усилия не оправдываются результатом;
3) От начала до конца;
4) Не бояться чего-либо;
5) Предварительно узнать что-либо;
Задание 8. Подберите фразеологизмы к данным описаниям:
Как говорят:
1) О том, кто часто меняет свои решения;
2) О том, кто пришел не вовремя;
3) О кротком, безобидном человеке;
4) О болтливом человеке;
5) О бесследном исчезновении кого-либо.
Задание 9. Подберите по 5 фразеологизмов с общим для них словом: голова, нос, лоб, рука, ноги. Составьте с двумя из них сложные предложения.
Задание 10. Исправьте речевые ошибки в употреблении фразеологизмов:
1) Мы трудились в поте лица, но, завершив работу, почувствовали облегчение.
2) Хотя он был и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться.
3) Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета , составленного по следам рейда.
4) Ставлю вас в известность, что в школе имеют место серьезные упущения , на которые завуч и директор смотрят с закрытыми глазами.
5) Золотая лихорадка, вот что помутило мозги завоевателям. Из-за этого они кровь лили, а кое-кто и кости сложил.
Основная литература
1. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
2. Фразеологический словарь русского языка/Под ред. А.И. Молоткова. М., 2006.
Дополнительная литература
1. Мокиенко В.М. Фразеология современного русского языка.- М., 2005.
2. Жуков В.П. Русская фразеология. – М., 2004.
3. Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка.- М., 2006.
Темы рефератов
1. Источники русской фразеологии.
2. Отражение в словах и фразеологизмах истории русского народа.
3. Профессиональная медицинская фразеология.
Литература для подготовки рефератов
1. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Опыт этимологического словаря русской фразеологии. -М., 2007.
2. Гвоздарев Ю.А. Пусть связь речений далека… Ростов-на-Дону, 2006.
3. Скворцов Л.И. Культура речи и история языка.- Русский язык в школе, 2004, №4.
4. Врагина А.А. Лексика языка и культура страны.- М., 2005.
5. Диброва Е.И. Вариантность фразеологических единиц в современном русском языке. Ростов-на-Дону, 2007.