Определите коммуникативные функции данных языковых моделей. Закончите фразы деловых писем

а) в ответ на вашу просьбу…

б) считаем необходимым еще раз напомнить Вам…

в) Ваше предложение отклонено…

г) мы можем предложить Вам…

Список рекомендуемой литературы:

1. Данцев, А.А. Русский язык и культура речи для технических вузов /А.А. Данцев, Н.В. Нефедова.-

Ростов н/Д.: Феникс, 2004.-320с.

2. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи для инженеров /Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева.- Ростов н/Д.: Феникс, 2003.-384с.

3. Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк.- М.: Высшая школа, 2002.-509 с.

4. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – 12-е изд. –

М.: Флинта: Наука, 2006. – 315 с.

5. Скляревская Г.Н., Ваулина Е.Ю. Давайте говорить правильно! Новейшие и наиболее распространенные заимствования в современном русском языке: Краткий словарь-справочник.-СПб.: Филологический факультет СПбГУ; м.: Издательский центр «Академия», 2004.- 224 с.

6. Крылатые слова: Энциклопедия / Авт.-сост. В.Серов. – М.: Локид-Пресс, 2003. – 831 с.: ил.

7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка

8. www. gramota. ru

Вариант - пример выполнения контрольной работы

Часть 1

Спишите. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания:

Тропинка в лесу – это самая интересная книга, какую мне в жизни только приходилось читать. И нигде на свете я невстречал такой любовной, в смысле добровольности, связи животных с человеком.

Случалось не раз идти по бревнышкам, постеленным на версты, конечно, тоже людьми. И вот какая тропа складывается из этого человеческого дела при поддержке природы. На диком болоте, где чахлые елочки стоят по колено в черной, густой, как сметана воде, возле бревнышек вырастает трава Иван-чай, почти в рост человека, с красными цветами, а если нет, то спирея, пышная и белая, как облако с медвяно-ароматным запахом, привлекающим к себе насекомых. Тут, на бревнах, какие-то еще бесчисленные жучки-паучки собираются, мышки разные лесные, белка, задрав хвост, лупит впереди тебя по этим мостикам, трясогузки. Поползни, птички-синички всех пород охотятся на глазах.

Выполните следующие задания:

Восприятие текста.

1. Определите тип и стиль речи.

1. Стиль художественно-публицистический, тип речи – рассуждение с элементами описания.

2. Какая часть текста является тезисом?

2. Тезис – положение, кратко излагающее одну из основных мыслей сочинения, доклада. Тезисом служат первые два предложения.

Анализ языковых единиц.

1. Объясните правописание выделенных в тексте слов.

Отрицательное наречие нигде пишется с ни в безударном положении (ср.: негде);., частица не с глаголами пишется раздельно; слитно, если глагол без не не употребляется; сочетание не раз пишется с не, так как подразумевает противопоставление: не один раз, а много раз, ср.: (ни разу – никогда).

2. Найдите в тесте слова с чередованием гласных в корне и объясните их правописание.

В слове вырастают корень с чередование –раст- (-ращ-, -рос-), перед ст и щ пишется а, исключения: Ростов, росток, Ростислав, отрасль.

В слове собираются корень с чередованием –бир- (-бер-), при наличии суффикса а пишется и.

3. Объясните пунктуацию при сравнительных оборотах. Сравнительным оборотом называют оборот, выраженный сравнением и представляющий собой часть простого предложения, при письме обособляются, например: густая, как сметана. Но в ряде случаев оборот с союзом как в предложении не обособляется.

Часть 2

1. Найдите случаи тавтологии и исправьте фразы:

1. По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание «Соглашения о национальном согласии».

Тавтологические обороты: по сведениям из осведомленных; соглашение о согласии – предложениях использованы однокоренные слова. Из осведомленных источников стало известно, что намечено подписание «Договора о национальном согласии».

2. Согласуйте определения и сказуемые с выделенными словами:

1. Впереди показал..сь Гималаи. Впереди показались Гималаи (горы). 2. Автор рассказывает, как действу..т военно-промышленн.. лобби. …. Действует военно-промышленное лобби. (лобби, нескл., ср. – группа лиц, представляющая интересы какой-либо части общества, экономических структур, добивающаяся принятия или провала того или иного решении я путем оказания давления на законодателей или официальных лиц).

Часть 3

Образуйте устойчивые словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, добавив соответствующие либо прилагательные либо глаголы. Составьте фразы с полученными словосочетаниями.

Приговор, срок, лицо, дети, пособие, обстоятельства, должностные оклады, недоделки, дисциплина.

Оправдательный приговор, установленный срок, юридическое лицо, несовершеннолетние дети, единовременное пособие, вынужденные обстоятельства, установить должностные оклады, ликвидировать недоделки, обеспечить дисциплину.

Список использованной литературы:

1. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи для инженеров /Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева.- Ростов н /Д.: Феникс, 2003.-384 с.

2. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – 12-е изд. –

М.: Флинта: Наука, 2006. – 315 с.

3. Скляревская Г.Н., Ваулина Е.Ю. Давайте говорить правильно! Новейшие и наиболее распространенные заимствования в современном русском языке: Краткий словарь-справочник.-СПб.: Филологический факультет СПбГУ; м.: Издательский центр «Академия», 2004.- 224 с.

4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка

5. www. gramota. ru

Наши рекомендации