Современные первобытные общества

Понятие первобытность имеет 2 значения – историческое (период истории до появления первых государств) и представление о первобытности как о особом типе культуре, которое стало вытесняться государствами на периферию. Первобытные культуры также именуют архаическими.

Когда говорят об архаических обществах в современном мира, приводят ряд сообществ, имеющих некоторые первобытные черты - австралийских аборигенов, папуасов Новой Гвинее, ряд горных народов Азии, ряд народов Африки (бушмены и др.) и некоторые племена индейцев Амазонии. Некоторые ученые относят к первобытным народам и народы Сибири.

Классический примером считают тасманийцев – архаичный антропологический тип (развитые надглазничные дуги и т.д.). Однако последний тасманиец умер в 1876 году, до начала сколь-нибудь крупного их исследования. Известно, что они занимались преимущественно собирательством на морском побережье (морские животные и раковины). Использовали очень архаичное орудие – ваффель (универсальное копье 60 см, использовалось и как палка-копалка). Все упоминания о тасманийцах дошли до нас только от сообщений капитанов кораблей (то есть тасманийцы занимались морским собирательством, потому что ничего не известно об их деятельности во внутренних частях острова). Жили они судя по всему локальными группами, имели ли вождей – не выяснено.

В 1872 году в Австралии аборигенов было около 400000 человек. Англоавстриалийцы для защиты овец истребили огромное количество аборигенов (на востоке в штате Новый Южный Уэльс) почти не осталось аборигенного населения, остались лишь на севере и в глубине материка в пустыне Виктория). С середины 19 века начинается христианизация аборигенов. Этот процесс был менее болезненным, нцуыг%УК7ыогн/оро не более благоприятным для аборигенов. Мешались племена из-за того, уничтожались традиционные материалы культуры (напр. с чурингами или ритуальными танцами). Когда появились антропологические исследования, и пришло понимание важности их культуры, у аборигенов началось движение «Аутстейшн» (аборигены уходили с миссионерских станций). Аборигены живут по своему укладу, но когда что-то происходит то вождь вызывает по рации помощь (роды, болезнь и т.д.). Некоторые считают что данные получение не только сейчас, но и в начале 20 века –имеют мало общего с архаичностью. Но количество аборигенов снова начинает расти – 350 000, но уже потомки смешанных браков или чистокровные, чьим родным языком является английский. Все данные о обычаях, которые мы изучали на прошлых лекциях, сейчас уже практически не существует среди австралийских аборигенов, папуасов и других племен.

Существует понятие «неконтактные народы» - считалось что могут жить в Индонезии, на Филиппинах, но сейчас их практически не существует. Единственное место – граница Бразилии и Перу. Туторский считает, что неконтактных народов не существует.

Яномаму – Наполеон Шаньон услышал, что существуют телли (название деревень яномаму), в которых ни разу не видели белого человека. Оказалось, что они действительно не видели белого человека, но слышали про Наполеона Шаньона и уже имели железные топоры, которые дошли до них путем обмена. Следовательно, народ этот не был неконтактным, поскольку контакт шел через другие племена. Также и другие народы, в любом случае уже контактировали тем или иным образом с человеком.

Подделки – многие краеведы 19 века подделывали находки, чтобы добиться известности, а вскрыто это было в 30-40. Подделок было очень много, однако этнографические подделки сделать гораздо труднее, самое известное – племя тассадай-манубе. Обнаружено было филипинским антропологом Элисальдэ. Жили на филлипинских островах. Живут пещерах, пользуются «теми самыми» каменными топорами и совершенно беззлобны. Чтобы обман не вскрылся было объявлено уникальным явлением, островком первобытности в современном мире. Был даже создан фонд. Антропологов по одному запускали в места обитания, Элисальдэ отбирал их лично. Потом на 16 лет они выпали из В 80-ые годы на Филиппинах сменилось правительство и государство стало открытым – приехал антрополог, чтобы изучить что произошло с тассадаями. Он увидел, как пришли люди в джинсах и современной одежде и показали ему «спектакль» про тассадаев. Обман однако был обманом на 80%, потому, что все что показывали тассадаи до этого, было частью их культуры, но малой. Ни о какой первобытности речи быть и не может. Опровержения прошли незаметно для большинства людей, и некоторые их считают до сих пор настоящими первобытными людьми.

Другой пример – пираха. Считается, что не знают притяжательных местоимений и не знают чисел. Но это не значит, что они не умеют считать или не знают права пользования, все это лишь особенность языка – две диаметрально противоположные точки зрения.

Единственный путь развития традиционной культуры – постепенно исчезнуть, но в 20 веке появилась концепция «аккультурации». Основная идея – формирование новой культуры, на основе двух взаимодействующих культур.

Кастом

На Новой Гвинее в начале 20 века появились миссионеры, которые начали вести проповеди. Это взаимодействие проходило в течение многого времени, в течение которого появилось поколение, воспитанное полностью на библейских традициях, но воспринимающее их по своему. Например, считали себя потомками Хама.Поэтому считали, что необходимо учиться у европейцев. Но во время 2-ой Мировой, после высадки американцев, они увидели чернокожих унтер-офицеров, командовавших белыми, у папуасов произошла смена взглядов. Теперь они не старались избавиться от традиционной культуры, а начали понимать, что и в их культуре много хороших вещей. У них были «камни» которые отвечали за разные явления природы, хорошие и плохие явления. Папуасы выкинули свои плохие «камни», а хорошие оставили. Из таких примеров родился кастом – смесь из традиционной культуры папуасов и христианских представлений о добре. Широко распространена также на островах Меланезии

На острове Тану существует культ Принца Филиппа II Уэльского, который на самом деле дух, который улетел в Великобританию, и поэтому ему надо поклоняться. Во время кругосветного путешествия принц Уэльский явился к старейшинам в традиционной одежде (небольшой набедренной повязке). Поклоняются его портретам и вырезкам из газет. В 2006 году Би-Би-Си решило отвезти несколько старейшин. Их поселили в дорогой гостинице, и один из съемочной группе сказал им, что они живут в дорогой гостинице и вряд ли будет жить в такой еще, что даже он не жил в такой дорогой гостинице. На что старейшины ответили, что это так, потому что у них хороший кастом. Сама поездка кончилась провалом для Би-Би-Си.

Такие кастомы являются основы позитивной идентичности, т.е. полностью довольны своей жизнью.

В Меланезии каждый человек знает минимум 3 языка: язык деревни (низший уровень языка), общенациональный (например, фиджи-инглиш), европейский язык. В школе они первые 3 класса изучают язык деревни, потом общенациональный, а потом европейский. Один из вариантов сохранения культуры.

Культ Джона Фрума – карго-культы.

Долгое время считалось, что традиционная культура статична. Концепт же аккультурации полностью меняет эту точку зрения. Культуры постоянно соприкасались и заимствовали что-то друг у друга.

Наши рекомендации