Морфологическая стилистика
Семинар 1
1. Стилистика как раздел языкознания. Современное состояние стилистики как науки.
2. История стилистических учений (труды М. В. Ломоносова, А. С. Пушкина, Ш. Балли, Л. В. Щербы, В. В. Виноградова, М. Н. Кожиной и др.).
3. Структурная стилистика. Предмет. Задачи.
4. Понятие стилистической парадигматики. Стилистическая согласованность и стилистический контраст.
5. Стилистическая норма. Виды стилистических ошибок.
6. Языковая игра. Уровни языковой игры. Примеры.
Семинар 2
Фонетическая стилистика
1. Разделы лингвистики, связанные с изучением языковых средств фонетического уровня.
2. Фоника как раздел структурной стилистики. Полный и неполный стили произношения.
3. Фонетические средства, представляющие интерес для стилистики: эстетическая оценка звуков, частота повторения звуков, сочетаемость звуков, длина слова, словесное, логическое ударение, рифма, ритм.
4. Последовательные и позиционные повторы.
5. Эвфония и дисфония. Причины неблагозвучия. Устранение неблагозвучия речи при стилистической правке текста.
Словообразовательная стилистика
1. Словообразовательная стилистика как раздел структурной стилистики. Способы русского словообразования.
2. Словообразовательные средства, представляющие интерес для стилистики.
3. Специфика словообразования в функциональных стилях речи.
Семинар 3, 4
Лексическая стилистика
1. Лексическая стилистика как раздел структурной стилистики.
2. Стилистические коннотации на лексическом уровне: эмоционально-экспрессивная (оценочные) и функционально-стилевая окраска. Соотнесенность эмоционально-экспрессивной и стилевой окраски слов. Особенности функционирования стилистически окрашенной лексики в разных стилях.
3. Стилевые смешения как характерная особенность языка публицистики. Использование эмоционально-экспрессивных слов в публицистике.
4. Точность словоупотребления. Лексическая сочетаемость. Эвфемизмы. Анахронизмы. Контаминация.
5. Стилистическое использование многозначности слова.
6. Использование синонимов в стилистических целях.
7. Паронимы, омонимы: их стилистические возможности.
8. Стилистическое использование антонимов.
9. Стилистическое использование слов иноязычного употребления, неологизмов, устаревших слов, социолектов, диалектов.
10. Резервы экономии речи. Плеоназм, тавтология и плерома как существенный недостаток языка СМИ.
11. Стилистическое использование фразеологических средств. Характеристика фразеологических единиц с точки зрения стилистической и эмоционально-экспрессивной. Межстилевая фразеология. Книжная фразеология. Разговорная и просторечная фразеология. Фразеологизмы научного стиля. Официально-деловая фразеология. Публицистическая фразеология. Фразеология литературно-художественного стиля.
12. Тропы как средство создания образной речи. Разновидности тропов.
Семинар 5, 6
Морфологическая стилистика
1. Функционально-стилистические возможности морфологии как уровня языка.
2. Имя существительное. Семантико-стилистические различия имен существительных, имеющих вариантные формы рода. Склонение имен и фамилий. Семантико-стилистическая характеристика вариантов падежных форм. Использование единственного числа в значении множественного, употребление существительных отвлеченных, вещественных и собственных во множественном числе. Употребление в различных стилях.
3. Имя прилагательное. Семантико-стилистическая характеристика полных и кратких форм, форм степеней сравнения имен. Стилистическая и семантическая характеристика притяжательных прилагательных. Стилистическое использование прилагательных с суффиксами оценки. Употребление в различных стилях.
4. Имя числительное. Варианты сочетаний числительных с существительными. Числительные собирательные и количественные как синонимы. Употребление в различных стилях.
5. Местоимение. Семантико-стилистические оттенки, приобретаемые личными местоимениями в зависимости от условий их употребления. Функционирование в речи определительных, возвратных, притяжательных и неопределенных местоимений. Употребление в различных стилях.
6. Глагол. Глагол как одно из средств создания динамики высказывания. Особенности образования и функционирования некоторых личных форм глагола. Синонимия времен и наклонений. Использование одного вида вместо другого. Трудности, связанные с выбором вида глагола. Синонимия возвратных и невозвратных глаголов. Употребление в различных стилях.
Семинар 7, 8
Синтаксическая стилистика
1. Стилистические возможности синтаксиса как уровня языка. Понятие синтаксической синонимии. Дублетные и параллельные конструкции.
2. Особенности синтаксиса книжно-письменной и устно-разговорной разновидности литературного языка.
3. Стилистические особенности простых предложений, зависящие от их структуры.
4. Стилистические функции словорасположения в разных функциональных стилях.
5. Особые случаи координации сказуемого с подлежащим.
6. Общая стилистическая характеристика причастных и деепричастных конструкций.
7. Стилистические особенности предложений с однородными членами.
8. Выбор союза. Значение пропуска и повторения союзов. Предлоги при однородных членах. Стилистические условия пропуска и повторения предлогов. Стилистическое значение обобщающих слов.
9. Стилистическое использование обращений, вводных и вставных конструкций.
10. Стилистическая оценка сложных предложений. Сравнительная характеристика союзных и бессоюзных сложных предложений с точки зрения стилистики.
11. Стилистические ошибки в сложном предложении: соединение в одном целом частей с разной стилистической направленностью, загромождение сложного предложения придаточными предложениями, пропуск отдельных звеньев предложения, разнобой в построении частей предложения, «смещение» конструкции, нагромождение союзов или союзных слов, нечеткость синтаксических связей. Приемы устранения ошибок.
12. Стилистические фигуры. Анафора и эпифора. Параллелизм. Антитеза. Градация. Инверсия. Эллипсис. Умолчание. Риторический вопрос. Риторическое обращение. Многосоюзие и бессоюзие.
13. Экспрессивные синтаксические конструкции: сегментированные, парцеллированные, вопросно-ответные, лексический повтор с распространением.
Стилистика текста
1. Понятие о тексте. Конститутивные признаки текста. Соотношение «язык – речь – текст».
2. Структура текста. Единицы текста. Сложное синтаксическое целое (прозаическая строфа) как наименьшая единица стиля. Соотношение сложного синтаксического целого и абзаца. Стилистические функции абзацного членения текста. Виды расчленения текста.
3. Стилистическое использование параллельной, цепной и присоединительной связи. Стилистические функции периода.
4. Стилистические особенности чужой речи: прямой, косвенной, несобственно-прямой.
5. Стилистические особенности использования монолога, диалога, полилога в тексте.
Литература
1. Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. – М.: Проспект, 2002.
2. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. (любое издание)
3. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.
4. Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. М., 1980.
5. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.
6. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Рольф, 2001. – 448 с. Режим доступа: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook028/01/index.html?part-002.htm
7. Горшков А.И. Русская стилистика. Стилистика текста и функциональная стилистика. – М.: АСТ, 2006. – 367 с.
8. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. М., 1987.
9. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 464 с.
10. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. М., 1998.
11. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. – 3-е изд., испр. и доп. – СПб.: Златоуст, 1999. – 320 с.
12. Крысин Л.П., Китайгородская М.В., Розанова Н.П. Современный русский язык: социальная и функциональная дифференциация. – М., 2003.
13. Одинцов В.В. Стилистика текста. (любое издание)
14. Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века): научное издание. – СПб. : Михайлов В.А., 2002. – 383 с.
15. Солганик Г.Я. Стилистика современного русского языка и культура речи : учеб. пособие для студ. фак. журналистики. – 2-е изд., испр. – М. : Академия, 2004. – 256 с.
16. Стилистика и литературное редактирование / Под ред. В.И. Максимова. – М. : Гардарики, 2004. – 651 с.
17. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 259 с.
18. Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. (любое издание)
Интернет-ресурсы
19. Алфавитный указатель (ресурс для лингвистов, филологов, редакторов, семиологов): Режим доступа: http://teneta.rinet.ru/rus/bibliogr.htm
20. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. Серия: Практическая журналистика. – М.: РИП-холдинг, 2003 г. Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text7/62.htm
21. Вартанов А. С. Актуальные проблемы телевизионного творчества. На телевизионных подмостках. Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2003. Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text6/45.htm
22. Васильева Л. А. Делаем новости! Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2003. Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text5/23.htm
23. Володина М.Н. Язык СМИ – основное средство воздействия на массовое сознание. Режим доступа: http://genhis.philol.msu.ru/article_262.shtml
24. Выступления и доклады круглого стола по теме "Русский язык в эфире. Проблемы и пути их решения". Режим доступа: http://www.gramota.ru/biblio/magazines/gramota/ruspress/
25. Гвоздев А. Н. Очерки по стилистике русского языка: Режим доступа: http://reader.boom.ru/gvozdev/stil.htm
26. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. Режим доступа: http://www.evartist.narod.ru/text3/72.htm
27. Каталог ссылок для журналистов и филологов: Режим доступа: http://www.philol.msu.ru/~humlang/index_r.htm
28. Константинова Л.А. Стилистика и литературное редактирование. Курс лекций. Режим доступа: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r67657/tula_tsu_016.pdf
29. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. Учебное пособие. – М.: Издательство Московского университета, 2004. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text7/18.htm
30. Крысин Л. Языковая норма и речевая практика // Отечественны записки. Журнал для медленного чтения. Режим доступа: http://www.strana-oz.ru
31. Культура письменной речи: URL: gramma.ru
32. Лащук О. Р. Редактирование информационных сообщений. Учебное пособие для студентов вузов. Режим доступа: http://www.evartist.narod.ru/text3/43.htm
33. Леонтьев А.А. Психолингвистические особенности языка СМИ. Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text12/06.htm
34. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика». – М.: Аспект Пресс, 2003. – 202 с. Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text7/13.htm
35. Русский филологический портал: Режим доступа: www.philology.ru
36. Саруханов В.А. Азбука телевидения. Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2003. Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text/85.htm
37. Сиротинина О.Б. Основные критерии хорошей речи. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Article/Sirot_OsnKrit.php
38. Сиротинина О.Б. Элитарная речевая культура и хорошая речь. Режим доступа: http://www.gramota.ru/biblio/magazines/gramota/kultura/28_108
39. Словарь лингвистических терминов (Розенталь Д.Э.): Режим доступа: http://www.classes.ru/grammar/114.Rosental/html/agensagentis.html
40. Смелкова З.С., Ассуирова Л.В. и др. Риторические основы журналистики. Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 320 с. Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text3/84.htm
41. Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык». Режим доступа: gramota.ru
42. Федеральный фонд учебных курсов: Режим доступа: http://www.ido.edu.ru/
43. Хазагеров Г.Г. Реальная и виртуальная пропаганда телевизора. Режим доступа: http://www.khazagerov.com/cultural-situation/91-propaganda.html
44. Хазагеров Г.Г. Речевая культура в условиях ослабевшей нормы. Режим доступа: http://www.khazagerov.com/cultural-situation/128-cultureweaknorm.html
45. Электронный научный журнал Факультета журналистики МГУ «Медиаскоп»: Режим доступа: http://www.mediascope.ru/
46. Электронные словари. Режим доступа: www.slovari.ru
47. Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. – М.: изд-во Московского университета, 2003. – 460 стр. Режим доступа: http://www.evartist.narod.ru/text12/01.htm