Культура речи предпринимателя

Грамотность, логичность, эмоциональная окраска речи яв­ляются обязательными условиями любого делового общения. Де­ловые люди должны владеть техникой непосредственного кон­такта как на индивидуальном, так и на массовом уровне и уметь обращаться со словом. Практически это достижимо только при хотя бы приблизительном знакомстве с деловой риторикой.

Риторика в переводе с греческого – теория красноречия. Она базируется на трех китах: формальной логике, филологии и социальной психологии. Деловая риторика является прикладным направлением общей риторики, ориентированным на оснащение бизнесменов и менеджеров правилами обращения со словом. В деловой риторике используются следующие психолого-дидактические принципы речевого воздействия: доступность, ассоциативность, экспрессивность и интенсивность.

Принцип доступности предполагает учет культурно-образовательного уровня слушателей, их жизненного и производст­венного опыта. Никогда не следует забывать, что многие люди слышат то, что хотят слышать. Отсюда необходимость прини­мать во внимание эмоционально-психологическое расслоение каждой аудитории.

Принцип ассоциативности связан у слушателей с вызовом сопереживаний и размышлений путем обращения к их эмоцио­нальной и рациональной памяти. Для вызова соответствующих ассоциаций используются такие средства, как аналогия, преце­денты, образность высказываний.

Экспрессивность выражается в эмоционально напряженной речи выступающего, его мимике, жестах и позе, свидетельст­вующих о полной самоотдаче. Страстность, неподдельная ра­дость или грусть, сострадание – все это конкретные формы экспрессивности.

Интенсивность характеризуется темпом подачи информа­ции выступающим. Различная информация и разные люди нуж­даются в дифференцированном темпе изложения для усвоения речи. Надо учитывать темперамент людей, их подготовленность к восприятию конкретного вида информации. В связи с этим важ­ны: умение выступающего ориентироваться в настроении ауди­тории; способность аудитории работать в определенном инфор­мационном клише; умение выступающего предлагать аудитории необходимый скоростной режим усвоения информации.

Условно выделяют следующие виды коммуникационного общения: «менторский» – поучительно-назидательный; «одухо­творяющий» – возвышающий людей, вселяющий в них веру в свои духовные силы и личностные качества; «конфронтационный» – вызывающий желание возражать, не соглашаться; «ин­формационный» – ориентированный на передачу слушателям определенных сведений, восстановление в их памяти каких-либо данных.

Деловая риторика прежде всего предполагает учет факто­ров, влияющих на коммуникационное общение.

Пер­вый из них – это учет состава аудитории, т. е. того, что характе­ризует ее культурно-образовательные, национальные, возрастные и профессиональные особенности.

Второй фактор предполагает учет содержания и характера, самого выступления. Здесь недопустим авторитарный тон, без­апелляционность высказываний. Необходимо проявлять доверие к людям, советоваться с ними в процессе выступления.

Третий фактор требует объективной самооценки докладчи­ком своих личностно-деловых качеств, компетенции в тех вопро­сах, с которыми он выступает перед людьми. Важно не переоце­нивать и не занижать свою подготовленность.

Бизнесмены и менеджеры должны уметь пользоваться «риторическим инструментарием», т. е. набором следующих комму­никационных эффектов:

Эффект визуального имиджа осуществляется на основе впечатления о внешнем виде выступающего. Внешний облик выступающего имеет существенное значение для принятия или непринятия его аудиторией. Первое впечатление, которое скла­дывается у людей, имеет непосредственное отношение к вызову симпатии или антипатии еще до того, как выступающий начал говорить. Привлекательный внешний облик, элегантная манера общения, доброжелательный открытый взгляд – все это оказы­вает на людей положительное воздействие до начала речи высту­пающего.

Эффект первых фраз призван закрепить или скорректиро­вать первоначальное впечатление у людей от выступающего. Главным достоинством первых фраз является заключенная в них интересная информация. Поэтому надо иметь словесные заготовки – набор первоначальных фраз, ориентированных на те социально-психологические слои, которые преобладают в аудитории.

Эффект аргументации основан на логике выступления, которая придает ему обоснованность и убедительность. Если логика – это внутренняя организация речи, то ее внешней сто­роной выступает теоретическая и эмпирическая аргументация. К теоретической аргументации относятся научные положения, кон­цепции, гипотетические суждения, к эмпирической – конкрет­ный эмпирический факт, цифровые показатели, статистические данные.

Эффект квантового выброса информации является одним из действенных риторических приемов поддержания внимания аудитории. Он основан на заранее продуманном распределении по всему пространству речи новых мыслей и аргументов, перио­дической интерпретации ранее сказанного. Таким образом, вы­ступающий активизирует внимание слушающих его людей, «вы­брасывая» через определенные временные интервалы кванты свежей информации.

Выступающему надо уметь пользоваться и таким ритори­ческим приемом, как эффект паузы. Он полезен во многих от­ношениях. Пауза облегчает дыхание, дает возможность сообра­зить, к какой мысли следует перейти дальше. Она позволяет важ­ным соображениям глубже проникнуть в сознание слушателя. Ко­роткая пауза перед кульминационным моментом речи и после – один из способов выделить его.

Эффект художественной выразительности связан с ис­кусством речи – умением свободно использовать литературное богатство языка, грамотно строить предложения. Критериями ли­тературного богатства речи являются разнообразие синонимов, риторических приемов, художественная образность (метафоры, гиперболы и пр.), отсутствие словесных штампов. Полезно знать классическую и современную художественную литературу, по­словицы и поговорки.

Чем сложнее выступление, тем большие усилия приходится прилагать слуша­телям для концентрации своего внимания. В помощь слушателям в столь нелегкой работе над собой используется эффект релак­сации, цель которого – снять эмоциональную напряженность. Классическим риторическим приемом для этого является юмор. Благодаря юмору создается естественная пауза для отдыха, что помогает зарядить интеллект новой эмоциональной энергией.

[1] Козлов В. Д. Управление организационной культурой. М., 1990. С. 36.

Наши рекомендации