Формы организации образовательного процесса
Основной формой организации образовательного процесса является урок. При планировании уроков возможны:
· организация работы в парах;
· организация сюжетно-ролевых игр;
· групповые и индивидуальные формы организации деятельности.
Технологии обучения:личностно-ориентированные, информационные, интерактивные технологии, исследовательские, методы проектной деятельности; тренинговые технологии.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Единые подходы (культурологический, познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный) и принципы (развития, вариативности, концентричности), способствуют формированию у детей ключевых компетенций (прочных знаний, умений, навыков и универсальных (метапредметных) умений; развитию способностей, готовности к обучению, сотрудничеству, саморазвитию.
Вид контроля:
· текущий;
· тематический;
· фронтальный;
· индивидуальный (выразительное чтение, чтение по ролям, ответы на вопросы, пересказ, выборочное чтение, чтение наизусть).
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет относится к образовательной области «Филология».
В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа составлена по программе авторов Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, В.Г.Горецкого из расчета 4 часа в неделю, 136часов в год. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Результаты освоения учебного предмета
Программа направлена на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
К окончанию 3 класса у ребенка будут сформированы:
· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»;
· мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;
· первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных произведениях;
· умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Что значит поступать по совести, жить по совести», «Жить с чистой совестью»;
· умения самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;
· способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.
Ø учащиеся получат возможность для формирования:
· умения осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность;
· умения осознавать, что такое «тщеславие»; «гнев», «самообладание»;
· умение осознавать нравственный смысл понятий: поступок, подвиг.
· умение понимать, что для меня значит «моя родина».
Метапредметные результаты
Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
· самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
· составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;
· учитывать правило в планировании и контроля решения; работать в соответствии с заявленным планом;
· умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
· в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.
Ø учащиеся получат возможность для формирования:
· учитывать учителем выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
· планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
· выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
· устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии;
· проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
· умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
· самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.
Ø учащиеся получат возможность для формирования:
· умения использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием;
· умение находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица;
· умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
· умение пользоваться справочной и энциклопедической литературой.
Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:
· составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
· умения владеть монологической и диалогической формами речи.
· высказывать и обосновывать свою точку зрения;
· слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
· строить понятные для партнера (собеседника) высказывание.
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Ø учащиеся получат возможность для формирования:
· участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;
· готовить самостоятельно проекты;
· создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.
Предметные результаты
Результатом формирования предметных умений (раздел «Виды речевой и читательской деятельности») будут являться следующие умения:
· осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;
· использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
· устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
· самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
· находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.
Ø учащиеся получат возможность для формирования:
· умения составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;
· умения сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;
· умения сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;
· умения сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Круг детского чтения») будут являться следующие умения:
· составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
· самостоятельно составлять аннотацию;
· самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
· пользовать алфавитным и систематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.
Ø учащиеся получат возможность для формирования:
· умение самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;
· рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Литературоведческая пропедевтика») будут являться следующие умения:
· сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;
· выявлять особенности героя художественного рассказа;
· выявить особенности юмористического произведения;
· определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
· наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
· выявлять развитие настроения в художественном тексте.
Ø учащиеся получат возможность для формирования:
· определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;
· отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;
· сравнивать пословицы и поговорки разных народов; Группировать пословицы и поговорки по темам;
· сравнивать былину и сказочный текст;
· сравнивать поэтический и прозаический текст былины;
· определять ритм стихотворения.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Творческая деятельность») будут являться следующие умения:
· умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;
· умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;
· умения писать отзыв на книгу.
Ø учащиеся получат возможность для формирования:
· выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;
· самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, на основе репродукций картин художников, на основе серии иллюстраций, на основе личного опыта.
Содержание тем учебного курса