Скульптура 1920–1930-х гг.

Влияние политических и идеологических установок. Перепрофилирование дореволюционных построек. Проекты реконструкции Москвы и Петрограда. Проекты городов будущего. Поиски новых путей решения проблем в архитектуре. Появление и деятельность объединений советских архитекторов: Ассоциации новых архитекторов (АСНОВА) и Объединения современных архитекторов (ОСА). Создание “рационалистами” и “конструктивистами” стиля архитектуры 1920-х гг. - “советского конструктивизма”. Использование идей Корбюзье.

Деятельность архитекторов старшего поколения: Л.Н. Бенуа, И.В. Жолтовского, А.В. Щусева, В.А. Щуко. Создание произведений в духе конструктивизма. Мавзолей В.И. Ленина на Красной площади. Использование элементов классической архитектуры. Здание гостиницы “Москва”. Москворецкий мост. Градостроительные работы

Архитектурные работы братьев Весниных. Создание проектов жилых домов Л.А. Весниным и проектов промышленных сооружений - В.А. Весниным. Театральные работы А.А. Веснина. Внедрение новых конструкций и материалов. Коллективные проекты в духе конструктивизма: Дворец культуры ЗИЛ, Днепропетровская ГЭС и др

Активное строительство городов, поселков. Формирование в 1920-е гг. нового типа четырех-, пятиэтажного многоквартирного секционного жилого дома. Появление новых типов общественных зданий. И.В. Жолтовский. Здание Государственного банка на Неглинной улице и жилой дом на Моховой улице в Москве. Обращение в середине 1930-х гг. к композиционным принципам, приемам и формам классического наследия. Создание Союза советских архитекторов. Монументальность советской архитектуры предвоенного времени. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 10 июля 1935 г. “О генеральном плане реконструкции города Москвы”. Б.М. Иофан. Проект дворца Советов в Москве и станции метро “Бауманская”. Комплексы Нефтяного и Горного институтов. Застройка крупных жилых массивов в Москве. Обновление центра города. А. Лангман. Дом Советов Народных Комиссаров СССР.

Продолжение традиций “серебряного века” в скульптуре. С.М. Волнухин - учитель плеяды молодых и талантливых скульпторов. Бюст П.М. Третьякова и памятник первопечатнику Ивану Федорову.

Декрет Совнаркома от 12 апреля 1918 г. “О памятниках республики”. Реализация плана монументальной пропаганды. Переделка и использование старых, создание новых памятников. Агитационный пафос произведений первых лет советской власти. Л.В. Шервуд. Памятник А.Н. Радищеву. Скульптура “Часовой”. С.М. Волнухин. Памятник Т.Г. Шевченко. Д.П. Осипов, Н.А. Андреев. Обелиск “Советская конституция”. Н.А. Андреев. Памятник А.И. Герцену. С.Д. Меркуров. Памятник Тимирязеву.

Общие тенденции развития скульптурного искусства. Творческая эволюция Н.А. Андреева. Преобладание реалистического подхода и монументальность композиционно-пластических решений в послереволюционные годы. Памятник А.Н. Островскому. Галерея портретов деятелей Советского государства и культуры. “Лениниана”: “В.И. Ленин пишущий”, “Ленин - вождь”. Мастер советской станковой и монументальной скульптуры И.Д. Шадр. Аллегоричность и романтически-возвышенный подход. Серия скульптур для Госзнака. “Сеятель”. “Булыжник - орудие пролетариата”. Портреты М. Горького. Ленинская тема. Классик реалистической скульптуры А.Т. Матвеев. Монументальная и станковая скульптура. Портреты. “Октябрь”. “Заноза”.

Скульптурный язык и круг сюжетов А.С. Голубкиной. Работа в области малых форм. Портрет Л.Н. Толстого. “Березка”. Тяготение к монументальности и лаконизму форм в творчестве В.И. Мухиной. Композиция “Рабочий и колхозница”. Станковые работы. “Крестьянка”. “Хлеб”. Мастер скульптурного портрета С.Д. Лебедева. Разнообразие стилистических подходов. Усиление классической ориентации. Особенности передачи движения. “Женский портрет (Цита)”. “Девочка с бабочкой”.

Тяготение к монументальности в 1930-е гг. Скульптурные работы М.Г. Манизера. Академические традиции. Рельеф “Рабочий”. Памятники В.И. Ленину. Памятник В.И. Чапаеву и В.В. Куйбышеву в г. Куйбышеве (Самаре). Скульптуры станции метро “Площадь революции” в Москве. Героический пафос работ Н.В. Томского. Памятник С.М. Кирову в Ленинграде. “Волгоградский рабочий”.

Художественные промыслы и ремесла в советский период. Народное искусство в системе потребительской кооперации.

Наши рекомендации