Художественная культура эпохи Возрождения.
Понятие «Возрождение» и общая характеристика эпохи.
Возрождение –Ренессанс – Ринашименто – явление культурного развития ряда стран Центральной и Западной Европы, вызванного начавшимися процессами перехода от феодальных отношений к капиталлистическим, 14 –16 века. Термин введен в 16 веке итальянским художником, скульптором, архитектором и историком искусства Джорджо Вазари (1511 –1574). Под ним подразумевается развитие нового искусства, основанного на изучении природы и возрождение античной культуры. Французский мыслитель Пьер Бейль (1647 –1706) определил его как протест против средневекового варварства. Просветители 18 века видели в нем прогресс человеческого разума. Наука 19 века распространила это понятие на все сферы жизни той эпохи и определила характерные черты культуры этого периода.
Культура Возрождения явилась сплавом античных традиций и форм с традициями Средневековья и христианства, с новыми веяниями и представлениями. Идеологическое движение эпохи Возрождения имело два направления – религиозное и светское. Религиозное: реформация – движение, принявшее форму борьбы против католической церкви (в рамках религиозных учений) и бывшее по своей сути антифеодальным. Второе направление – формирование нового мировоззрения и новой культуры, которое стало основным идейным содержанием – гуманизм (лат. humanos -человечный).
В центр творчества был поставлен человек, отвергнуты средневековые жесткие ограничения и каноны в искусстве. Основа культуры – осмысление и более углубленное понимание природы и сущности человека. Естественно, что опорой явилась античность, где человек был мерой всех вещей.
1. Важнейшая черта мировоззрения – индивидуализм. (Бурж. Отнош.) Для достижения успеха необходимо было проявление всех индивидуальных качеств личности: не происхождение теперь определяло место и значение человека, а его способности и его деятельность.
2. Интерес к естествознанию, которое являлось теоретической базой для развития производства, а так же – идейным оружием в борьбе с религиозной идеологией. Астрономия – Н. Коперник, Дж. Бруно, И. Кеплер, Г. Галилей; медицина: Ф.Парацельс, А. Везалий, М.Сервет и др.; математика – Дж. Кардано; география – эпоха Великих открытий; развитие геологии, зоологии, ботаники и др.
3. Пробуждение национального самосознания, чувства патриотизма, формируется понятие отечества. Историки: Бруни, Флавио Бьендо, Макиавели, Гвиччадини в Италии, Якоб Вимфелинг, Иоганн Аветин в Германии …
4. Окончательно формируются итальянский, французский, английский, немецкий языки. Возникает литература на этих языках. В16 веке латынь перестает быть живым языком живой литературы. И.Гутенберг изобрел книгопечатание (15 век), появились газеты.
Гуманистическое искусство выдвинуло идею обновления, подразумевавшую возврат к древнеримским источникам и разрыв со средневековой традицией. Во фламандских городах обновление предполагает усиление реалистической тенденции. На перекрестке путей Южного и Северного Возрождения родилось современное европейское искусство.
Возрождение. Синоптическая Таблица.
1401: умирает гениальный фламандский скульптор Клаус Слютер.
1404: герцогом Бургундским становиться Жан Бесстрашный из дома Валуа, унаследовавший от матери Фландрию
1425: родился миниатюрист и живописец Жан Фуке, первый французский мастер. Освоивший пластичность и пространственную организацию гуманистического искусства.
1428: в 28 лет умирает Мазаччо
1442: король Арагона и Сицилии Альфонс У завоевывает Неаполитанское королевство
1443: приезд Донателло в Падую способствует началу распространения искусства Возрождения в Северной Италии.
1464: умирает флорентийский архитектор и скульптор Филиппо Брунеллески, бывший ключевой фигурой Раннего Возрождения
1492: Фердинант Кастильский и Изабелла Арагонская завоевывают Гранаду, последний арабский центр в Испании
1494: Карл УШ женится на наследнице бретонского престола Анне, присоединив тем самым последнее герцогство к французской короне
1517:Мартин Лютер начинает протестанстскую реформу.
1519: Карл Габсбургский, сеньор Фландрии и король Испании, коронован императором под именем Карла У
1527: императорские войска занимают Италию и разграбляют Рим. Конец Флорентийского Возрождения.
1545: начинается Тридентский Собор
1548: турецкий архитектор Синан строит мечеть Ахмеда Паши в Стамбуле.
1550: во Флоренции выводит в свет первое издание «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джоржо Вазари.
1566: Нидерланды восстают против испанского господства.
1575: ЭльГреко обосновывается в Испании.
1400 – 1420: Якопо Делла Кверча (1371 –1438) – сиенский скульптор. Следуя по стопам Пизано, преодолевает готические рамки и окрывает перспективу гуманистического развития \гробница Иларии дель Карретто, 1406-7, Лука, собор.
Мазаччо\ Томмазо ди Джованни (1401 –28) –флорентийский художник. Меньше чем за 10 лет произвел переворот в западном искусстве. «Изгнание из рая», 1425, Флоренция, Санта Мария дель Кармине, капелла Бранкаччи.
1420 –1440: Антонелло да Мессина \Антонелло ди Антонио (1430 –79).
Беато Анджелико\ Гвидо ди Пьеро или Фра Джованни да Фьезоле (1395 –1455) – тосканский художник. Мастер нового религиозного искусства, чей художественный язык сформировался на основе открытий Мазаччо и достиг удивительной одухотворенности благодаря использованию светлых тонов и мягкого освещения. «Благовещение», 1438-46, Флоренция, монастырь Сан Марко.
Рогир ван дер Вейден (1400 –14640 – фламандский художник. Его творчество, близкое Яну Ван Эйку и Кампену, исполненное оригинальности и драматизма, оказало большое влияние на искусство Европы. «Снятие с креста», 1440, Мадрид, музей Прадо.
Ботичелли \Сандро Филипепи , 1445-1510
1440 –1460: Пьеро делла Франческа (1415 –14192) – тосканский художник. С помощью «божественной пропорции» создает живопись, передающую взаимосвязь природы и человека. В его исключительно современном творчестве сочетаются пластичность Мазаччо, характерная для Урбино геометричность пропорций, сияющий колорит Анджелико и северный натурализм. «Крещение Христа»,1451, Лондон. Национальная галерея.
Козимо Тура (1430 –95) – феррарский художник. Создатель изощренного художественного языка, где позднеготическая элегантность сочетается с нервной напряженностью линии.
1470 – 1480: Леон Батиста Альберти (1406-72) – итальянский архитектор и теоретик. Учился на искусстве древнего Рима и, отталкиваясь от флорентийской школы, сформулировал новый классический идеал. Сант- Андреа,1470, Мантуя.
Браманте\ Донато ди Паскуччо д» Антонио (1444-1514) –архитектор и скульптор из Урбино. В новаторских формах воплотил урок, преподанный древними. «Христос у колонны»,1480, Милан, пинакотека Брера.
1490 – 1500: Ганс Гольбейн младший (1498 –1543) – немецкий живописец и график. Соединил влияние Грюневальда с чертами Возрождения долины По.
Леонардо да Винчи (1452 –1519) – гениальный тосканский художник, скульптор, архитектор и инженер, автор многих трактатов. Дает научную интерпретацию природы. Наиболее оригинальный и всесторонний преставитель Возрождения. «Тайная вечеря трапезная монастыря Санта Мария деллае Грацие, 1498
Иероним Босх \ Йероен Антонисзоон ван Акен (1450-1516) – фламандский художник. Символика, заимствованная из магии и алхимии, и готическая графичность придают его творчеству ни с чем не сравнимое сюрреалилистическое звучание. «Сад наслаждений» ,1503, Мадрид, музей Прадо.
Пармиджанино \Франческо Мадзола (1503 –1540) –художник из Эмилии. Рафинированный представитель маньеризма. Работал в ключе Корреджо, пересматривая его в духе абстрактной изысканности.
1510 –1520: Микеланджело Буонарроти (1475 –1564) – тосканский скульптор, живописец и архитектор, поэт. Бесспорный лидер зрелого Возрождения, в чьих поздних произведениях видны первые признаки выхода за пределы этой художественной системы. «Дельфийская Сивилла», 1509-10, Сикстинская капелла, Ватикан.
Рафаэль Санцио (1483 –1520) – урбинский художник и архитектор. Постоянно испытывал влияние греко-римской цивилизации, создал гармоничные, одновременно уравновешенные и грандиозные произведения, воплотившие ренессансный идеал совершенства. «Афинская школа», 1509-10, Ватикан, Станца делла Сеньятура.
Питер Брейгель Старший (1528 –1569) – фламандский художник. Находясь под влиянием Босха, преобразил традицию северного пейзажа в народном, антипридворном духе.
1530 1540: Хуан де Эррера (1530-97)
Джулио Романо /Пиппи (1499-1546) – римский архитектор и живописец. Ученик рафаэля, принес свою версию римского классического стиля ко двору Гонзага. «Падение гигантов», Мантуя, Палаццо Те.
Тициан Вечеллио. (1490 –1576) – венецианский живописец. Абсолютный лидер обновленной венецианской живописи Чиквеченто, поражает экспрессивностью цвета, лишь к концу его долгого творческого пути утратившей свою остроту. «Портрет Карла У на лошади», 1548, Мадрид, музей Прадо.
1550 –1570: Палладио/ Андреа делла Гондола (1508-1580) – венецианский архитектор и теоретик. Взяв за основу античное наследие, свободно использует элементы классики и тем самым формулирует художественный язык, нашедший продолжение по всей Европе и в Соединенных Штатах. Вилла Корнаро,Падуя.
Винчецо Скаиоши (1552 –1616) – архитектор и автор трактатов из Виченцы.
Тинторетто\ Якопо Робусти- венецианский художник. Его быстрая и динамичная живопись, богатая световыми и театральными эффектами, эмоционально захватывает зрителя «Моисей высекает воду из скалы», 1575-7, Венеция, Скуола Гранде ди сан Рокко.
Интерес к классике в середине х1У века стал определяющим фактором в развитии европейской культуры: собирание древних текстов и подражание им повлекло глубинное преобразование интеллектуальной жизни. Изучение классиков /трактат Витрувия «Об архитектуре», «Натуральная история» Плиния \, посвященных искусству античности, способствовало возникновению идеала возрождения древности, ставшей эстетическим ориентиром. Программными выражениями этого идеала стали многие произведения живописи и архитектуры: от Темпио Малатестиано Леона Баттисты Альберти 91406-1472\ в Римине до «Триумфа Цезаря», написанного Андреа Мантенья \1431-1506\ для двора Гонзага.
Связь гуманистических исследований и изобразительного искусства отражается и на интерпретации явлений искусства категориях, которые заимствованы из риторики.
«Экфрасис» – система очень подробного, аналитического описания, что наиболее ярко проявилось в творчестве таких художников как Пизанелло \1380-1455\ и Джентиле да Фабриано \1370-1427\.
«Compositio» – конструкивный принцип построения речи – главная категория, которую использовал Альберти для разработки теории художественного творчества в трактате «О живописи» \1435\, где в качестве примеров приводятся имена Мазаччо \1401-1428\, Донателло \1386-1466\, Брунеллески \1377 –1446\. Теоретическое сопоставление изобразительных искусств с литературой определяется желанием перевести из ряда «механических» видов деятельности в разряд «свободных» – поднять статус. Леон Батист Альберти \середина 15в.\, Филарет \ок. 1460\, Франческо ди Джорджо Мартини \1480-90\ выявили научные элементы строительства зданий и помогли совершить этот переход для архитектуры. Для живописи и скульптуры решающей оказалась «Книга» Ченнино Ченнини – последний средневековый свод правил, трактаты Альберти «О живописи» \1435\ и «О скульптуре» \1464\, трактат «О перспективе в живописи» \1480\ Пьеро делла Франческа \1415-1492\, построенному на Эвклидовой геометрии, и трудам об искусстве Леонардо и Дюрера.
Понятие современности.
Знакомство с античными текстами способствовало небывалому расцвету искусства, систематически оформленному в «Жизнеописаниях» Джоржо Вазари \1511-1574\. В 15 веке в литературе выделился жанр биографии, сочетавший восхваление одного или нескольких художников с превознесением городской культуры и подчеркивающий превосходство новых тенденций в искусстве, определяемых как «современные», над традиционализмом.
Начало расцвета в живописи связывают с реализмом Чимабуэ и Джотто, развитого следующим поколением художников от Мазаччо до Перуджино : «Любая вещь станет выглядеть несравненно лучше; вымысел будет богаче образами и украшениями; рисунок станет обоснованнее, естественнее, живее, манера – изящнее, краски разнообразнее, так, что еще немного, и каждая вещь достигнет совершенства и станет олицетворять истину природы» \Вазари, 1550\.
Архитектура.
Купол Санта Мария дель Фьоре сделал Брунеллески абсолютным новатором. Леон Баттиста Альбертивеликолепно воплотил классическую манеру в фасаде базилики Сант-Андреа в Мантуе, выполненном в виде триумфальной арки. Основной фактор архитектуры: возврат к классике, ориентация на принцип гармонии и пропорции в монументальном строительстве и заимствование в античности деталей. Во флорентийских базиликах Сан Лоренцо и Санто Спирито Брунеллескиберется за разработку витрувианского ордена \колонна плюс архитрав \, в этой связи вводит между капителью и аркой импост, в перспективе создающий впечатление разорванного антаблемент. Мраморная облицовка, характерная для романского стиля Тосканы, восходит к античной классике.
Научная перспектива.
Одно из главнейших завоеваний эпохи – учение о линейной перспективе. Архитектор Брунеллески первый занялся проблемой зрительного восприятия глубины в соответствии с рациональными и математическими принципами
\ рельеф для врат флорентийского Баптестерия \. Его постройки воспринимались глазом как единое, перспективно организованное целое. В живописи и скульптуре \ Мазаччо и Донателло \ перспектива развивала реалистические традиции Джотто и Арнольфо ди Камбио, структурно совершенствуя принципы отображения действительности так, чтобы глубина воспринималась естественно, а пространство изображения соотносилось с реальным. Альберти утверждал: «Картина – это своего рода окно в реальность, где благодаря законному построению \перспективе \ правдоподобно соотносятся изображенные предметы». В организованном таким образом пространстве, где все линии устремлены к единой точке схода, расстановка персонажей, отражение истории и тончайшая игра света и цвета дополняют общее идеальное представление о флорентийской живописи раннего Кватроченто. Начиная с Вазари , история искусств рассматривала перспективу на примере яркого творчества Мазаччо \ от полиптиха из церкви Санта Мария дель Кармине до живописного цикла из капеллы Бранкаччи \, стремившегося передать состояние души и духовный настрой персонажей.
Фламандский путь.
Реалистические тенденции приняли иные формы во фламандском и испанском искусстве. Для них характерен аналитический подход к мельчайшим явлениям жизни. Рисунок проникает повсюду, любая подробность может быть выведена на первый план, из нее извлекают максимум цветового эффекта: педантичное стремление к подражанию действительности во всех ее проявлениях приводит к восприятию цвета как идеального изобразительного средства.
Это объясняет, почему искусство портрета Яна ван Эйка \1390-1441\, Рогира ван дер Вейдена \1400-1464\ и Ганса Мемлинга \1435 –2494\достигло невероятного уровня псилогизма и выразительности. Новая поэтика нашла опору в возникшем религиозном движении «devotio moderna» \современная набожность \, духовные основы которого, предполагавшие стремление верующего к соучастию в священном действии и уподоблении Христу, сформулированы в «Подражании Христу», самом читаемом тексте европейского Кватроченто. В изобразительном искусстве это отобразилось в подчеркнуто эмоциональном патетизме, в композиции, которая представляла священный повествовательный ряд, в предельном реализме.
История и набожность.
К «современной набожности» примыкало распространенное в Италии явление – «оссерванца» \соблюдение \, которое побудило монашеские ордена вернуться к соблюдению первоначальных уставов для увеличения своего социального веса \15век\. В сакральном искусстве это привело к усилению дидактического и религиозного элементов. Тенденция к рационализации решения пространства и композиции должна была приспособиться к требованиям новой образности и новой выразительности, которые соответствовали стремлению верующего к соучастию в изображенном священном событии. Примеры: фрески Беато Анджелики \1395-1455\ в монашеских кельях монастыря Сан Марко во Флоренции, «Тайная Вечеря» Леонардо в трапезной Санта Мария делла Грацие в Милане. Культ Непорочного Зачатия у францисканских «оссервантов» привел к загадочной иконографии «Мадонны в скалах» Леонардо \ монастырь Сан Франческо Грагде\. Для монастырей долины По и альпийской зоны характерны дидактические циклы Страстей, написанные под влиянием северной графики \гравюры Альбрехта Дюрера\, построенные по одному иконографическому принципу.
«Оссерванца» у августинцев способствовала возникновению шедевров живописи и архитектуры: Санто Спирито во Флоренции, миланская церковь Санта Мария Инкороната, Санта Мария делла Грацие в Граведоне, предполагается, что иконографический проект потолка Сикстинской капеллы, расписанный Микельанджело, принадлежал августинцу.
Исторические события оказали влияние на искусство и архитектуру. Завершение авиньонского периода изгнания и возвращение папского престола в Рим стало результатом сложного соборного движения: Констанцский собор, 1414 –18, Базельский, 1431-37, Ферраро-Флорентийский, 1437-39; -где догматические проблемы переплетаются с политическими \ национальное движение в Богемии, еврейский вопрос в Испании, попытка подчинить папской власти восточные конфессии\. Отсюда часто повторяющийся мотив евхаристии: «Мистический агнец» Братьев ван Эйков для собора Святого Бавона в Генте, сенский полиптих Сассетты \1423-1424\, «Тайная вечеря» Диркаа Боутса для церкви Святого Петра в Лувене и Иоса ван Гента для дворца Федерико Монтефельтро в Урбино.
Идеальные образы.
Сюжеты, получившие распространение в живописи Кватроченто, связаны с переосмыслением наследия античности и являются свидетельством новой концепции человека. В Средние века силу и характер человека определяла связь с Богом. Теперь личность обретает самостоятельность и ее судьба зависит от собственных добродетелей и способностей. Фреска Мазолино "Знаменитые люди" \утрачена \ в римском дворце Орсини Монтеджордано служила образцом для других художников: Андреа дель Кастаньо \1421 –1457\, написавший подобный цикл на вилле Кардуччи в Леньяйе и серию «Воинов», воспроизведенную в Милане для Гаспаре Висконти Браманте \1444-1514\.
Темы Музы, Искусства или Философы занимали «ученые умы» при дворах того времени: росписи Перуджино в колледжо дель Камбио в Перуджи и Пинтуриккио в аппартаментах Борджиа в Ватикане \изысканное монументальное воплощение, в котором чувствуется стремление увязать классическую культуру с традиционной христианской тематикой\. Полайоло в Платоновской академии \Академия Фичиниана\ писал философов и, при участии Браманте, в Палаццо делла Раджоне в Бергамо.
Прославление личности, вольной самостоятельно распоряжаться своей судьбой, характерно для надгробных памятников. Этот жанр также унаследован из древности и сделал каменотесов Ломбардии, Тосканы и Венето известными во всей Европе: Дезидерио ди Сеттиньяно во Флоренции, Андреа бреньо в Риме, Джованни Антонио Амадео \1447-1522\ в Милане, Пьетро Ломбардо в Венеции.Гробницы были поводом для смелых архитектурных решений: Старая санскрития Сан Лоренцо во Флоренции – усыпальница Медичи – и капелла Портинари в Сант- Эусторджио в Милане.
Высокое Возрождение.
В 16 веке в недрах итальянского Возрождения сформировалась художественная культура, не имеющая равных по своим эстетическим ценностям и идеалам. В период Итальянских войн и утверждения династии Валуа и Габсбургов ускорилось распространение по всей Европе искусства Высокого Возрождения и маньеризма, приведшего в дальнейшем к развитию барокко.
Новейшая историография выявила в переходе от 15 века к 16 многочисленные черты преемственности. Раньше делали вывод о резком переходе к новой эпохе, определяемой как «современность». Вспомним географические открытия \Америка, 1492\, исторические события, предопределившие конец автономии итальянских государств, имперские притязания французских королей и Габсбургов, начало протестантской реформы, расширение границ мира, невиданный расцвет культуры. Фрески Рафаэля \1483-1520\ в Станца делла Сеньятура и плафон Сикстинской капеллы Микеланджело \1475-1564\ вобрали весь предыдущий опыт, но потрясение, чувство абсолютной новизны, испытанное зрителями не было литературным вымыслом. Распространение по Европе римского Возрождения после смерти Рафаэля и разграбления Рима \1527\ было явлением сложным и противоречивым. Художественная культура нуждалась в самоосмыслении. Вазари, сравнивая Раннее Чиквеченто и Кватроченто, пишет: «В живописи правило было лишено свободы …чье наличие не вносило бы путаницы и не нарушало бы строя, нуждавшегося в обильном измышлении разных вещей». Рисунку «требовалась изысканная, податливая легкость, дабы изображение уподобилось плоти и всему живому… Не хватало там также обилия красивых одежд, причудливого разнообразия украшений, неопределенности колорита, единообразия в изображении зданий и разной удаленности в пейзажах». Все это пришло с Леонардо и привело к Микеланджело – абсолютной вершине «современной манеры» для Вазари \16век\ и признаку противоречивости Возрождения для Буркхардта \19век\.
Рим –столица Возрождения.
В Неаполе, Милане и Флоренции пошатнулись самые могущественные дворы. Рим, возглавляемый Юлием П и Львом Х, собирает художников, оказавшихся не у дел. Первым приезжает Браманте, работавший в Милане при дворе Лодовико Моро, где он познакомился с Леонардо и Лукой Пачоли. В 1504 году Юлий П поручает ему возродить проект перестройки базилики Святого Петра. Зодчий предлагает центрально-симметричный план с куполом посередине \ пример: «темпьетто» – маленький храм –Сан Пьетро в Монторио, настоящий mantirion – надгробие мученика - первых христиан \. В 1506 году был заложен первый камень собора. Найденный античный «Лаокоон» побудил ваятелей вступить в соревнование с древними: «Вакх», «Давид», «Пьетта» Микеланджело. Флоренция принадлежит идея противопоставления гениевв Салоне Чиквеченто палаццо Синьории «Битвы при Кашине» Микеланджело и «Битвы при Ангьяри» Леонардо, которая не была осуществлена, но как миф вошла в историю.
Рафаэль и Микеланджело.
В эти годы особой активностью отличается Браманте, который способствует переезду в Рим Рафаэля, ученика Перуджино, работавшего вместе с Пинтуриккио. Юлий П заказывает Микеланджело проект надгробного памятника \от него сохранились группа «Моисей» и серия «Пленники» \ для собора Святого Петра. Здесь заложена идея формы, драматически высвобождающаяся из материи, чтобы выразить величайшее устремление человека к самореализации. Папа хотел предоставить равные возможности двум великим мастерам: Рафаэлю – Станцы, Микеланджело – свод Сикстинской капеллы.
По мнению Буркхарда, цикл Рафаэля – это идеальный образ гармонического явления истины в динамике, охватывающей все исторические эпохи от античности до современности и являющей их в торжествующих и завершенных образах: философской \»Афинская школа»\, теологической \ «Диспут о таинстве причастия»\ и поэтической \ «Парнас»\. Методы Рафаэля: простые и непосредственные связи между цветом и композицией, которые определяются порядком, мерой и мягкой манерой.
О Микеланджело, который выбрал сложное сопряжение персонажей и библейской истории, Вазари писал: «Новизна и изобретение поз, изящество очертаний, прекраснейшие и прихотливые ракурсы, разнообразие чувств», – все, что может выразить драматизм стремления человеческой свободы к осуществлению на Богом предначертанном пути, явленном в ходе истории. Невиданная прежде стереометрия и дерзкие композиционные решения трактовали человеческое тело в духе достижений скульптуры того времени, а к этому добавлялось удивительное освещение и чистый, сочный, контрастный хроматизм. Вазари утверждает, что Рафаэль, тайком приведенный Браманте в Сикстинскую капеллу, сразу же резко поменял свою манеру. Многие черты флорентийского маньеризма легче понять в свете того изумления, которое испытали современники, увидев в 1512 году этот свод.
Маньеризм.
Пути развития искусства того времени в Италии были разнообразны Европейский путешественник, приехавший в 1520 году полюбоваться победой Рафаэля и Микеланджело над античными мастерами, придет в замешательство увидев в Парме эксперименты молодого Корреджо или ранние работы флорентийцев Понтормо \1494-1556\ и Россо Фьорентино \1495 –1540\. Вспомним в 1520 году умирает Рафаэль, через семь лет Рим подвергается разграблению. Десятилетие сопровождается чередой катастроф: эпидемии, неурожай, голод, осады, битвы. Художники перебираются из Италии в Европу \особенно школа Рафаэля \, что способствует распространению «современной манеры» и ее интерпретации, которая зачастую противоречива – идет развитие маньеризма. Определение и хронологические рамки спорны. Первоначально говорили о кризисе Возрождения и антиклассицизме. Антиренессансные тенденции можно заметить в творчестве Пьеро ди Козимо \конец 15 века \ и биографиях других художников, что говорит не о кризисных периодах и противоречиях, а о различных трактовках ренессансной идеи.
Придерживаясь концепции «манеры», которую выработали авторы трактатов того времени, современные историки искусства выделяют весь комплекс антиклассических тенденций начала Чинквеченто, как особого явления: